Действующее в Российской Федерации законодательство в области охраны окружающей среды содержит достаточно много требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Оценка их соблюдения осуществляется в рамках государственного или муниципального контроля, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы. Однако, как показывает практика, есть ряд обязательных требований, содержащихся в федеральных законах, о существовании которых большинство хозяйствующих субъектов по каким-либо причинам практически не знают, а судебная практика практически отсутствует. Вместе с Никитой Бондаренко, начальником Управления государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, разбираем, в каких случаях отходообразователям необходимо подготавливать план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Законодательные требования в части разработки мероприятий на случай ЧС при обращении с отходами
Неисполнение неочевидных обязательных требований в области обращения с отходами, о которых пойдет речь в статье, фиксируется в 90% случаев проведения региональных контрольно-надзорных мероприятий в сфере экологии на протяжении всего профессионального опыта, начиная с 2005 года. В частности, речь пойдет о нормах Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), который в главе III устанавливает общие требования к обращению с отходами.
Статьей 11 определены требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами. Здесь необходимо отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что к одному из видов обращения с отходами относится и деятельность по их накоплению — складирование отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Следовательно, те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые образуют и затем накапливают отходы, осуществляют обращение с ними, и являются адресатами норм статьи 11.
Пунктом 2 указанной статьи определен ряд обязанностей природопользователей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами. Так, существуют следующие обязательства (абзацы 10-12 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих ЧС;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Проанализировав эти три обязательства, можно сделать вывод, что в целях предупреждения возникновения, а также ликвидации возможных аварий и ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, требуется разработать соответствующие планы, соблюдать мероприятия, которые будут в них включены, а в случаях возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, немедленно информировать об этом соответствующие государственные органы исполнительной власти в области обращения с отходами.
Определения аварийных и чрезвычайных ситуаций и критерии отнесения инцидентов к ним
Здесь необходимо уточнить, что является аварией и ЧС техногенного характера. Авария, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — это разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв, выброс опасных веществ.
В свою очередь, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены следующие понятия:
- чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Критерии отнесения события к ЧС, в том числе техногенного характера, определены приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о ЧС природного и техногенного характера». Например, в соответствии с указанными критериями для отнесения к ЧС возможной аварии, связанной с выбросом, сбросом опасных химических веществ должны быть зафиксированы факты:
- разрушения сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- неконтролируемый взрыв и (или) выброс, сброс опасных химических веществ, в результате которого:
• погиб 1 человек и более;
• или получили вред здоровью 5 человек и более;
• или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
• или произошло разовое загрязнение почвы с превышением ПДК в 5 раз
• и более;
- или произошло разовое превышение ПДК опасного химического вещества в водном объекте:
• I-II класса опасности в 5 раз и более;
• III-IV класса опасности в 50 раз и более;
• разовое превышение ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в 50 раз и более;
• или в 30-49 раз в течение 8 часов;
• или в 20-29 раз в течение 2 суток.
Из приведенных фактов следует, что вопросы, связанные с предупреждением и ликвидацией возможных аварий и ЧС техногенного характера, регулируются законодательством в области и промышленной безопасности, и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. При этом не каждое возможное негативное для окружающей среды событие, связанное с эксплуатацией того или иного объекта, будет являться аварией или ЧС по действующим положениям законодательства.
Рекомендации по разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с обращением с отходами
Отсутствие законодательно утвержденной формы не отменяют требований законодательства в области охраны окружающей среды по обращению с отходами об обязанности разрабатывать, а в случае необходимости и выполнять планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, а также их последствий.
При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативно-правовые акты каких-либо требований к таким планам, порядку их составления и утверждения, не содержат.
В соответствии с пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, МЧС России осуществляет:
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы;
- организационно-методическое руководство планирования действий.
Так, МЧС России 15 марта 2021 года утверждены Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, которые применяются при подготовке и разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако указанные Методические рекомендации в установленном законодательством порядке опубликованы не были.
Тем не менее, в целях исполнения требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, для разработки и утверждения планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планов ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, можно пользоваться указанными Методическими рекомендациями.
Административная ответственность за неисполнение требований в области обращения с отходами
Ввиду того, что возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера связаны с обращением с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение), и рассматриваемые обязательные требования в силу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ являются общими требованиями к обращению с отходами, то неисполнение предписаний пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ведет к административной ответственности, установленной частями 1-3 статьи 8.2 КоАП РФ.
Правонарушение | Нормативно-правовой акт | Административная ответственность |
---|---|---|
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 8.2 и статьей 8.2.3 КоАП РФ | Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ | Штраф: ДЛ — от 10 000 до 30 000 рублей; ИП — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; ЮЛ — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ | Часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ | Штраф: ДЛ — от 30 000 до 40 000 рублей; ИП — от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; ЮЛ — от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния | Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ | Штраф: ДЛ — от 40 000 до 50 000 рублей; ИП — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; ЮЛ — от 400 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Таким образом, для соблюдения обязательных требований по обращению с отходами, природопользователи, которые осуществляют такую деятельность, обязаны разрабатывать и утверждать в свободной форме планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих ЧС.
Напишите, пожалуйста