В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за февраль 2025 года: изменении правил расчета и уплаты экологического сбора, введении реестра производителей товаров с использованием вторичного сырья и новых методических рекомендациях по СЗЗ Роспотребнадзора.

05.03.25

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП)

    Утверждены новые правила взимания экологического сбора

    С 1 января 2025 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1990 «О порядке взимания экологического сбора».

    Постановление направлено на установление порядка взимания экологического сбора, и регулирует исчисление, уплату, зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм сбора.

    Важные изменения:

    • установлен порядок расчета и уплаты экологического сбора;
    • порядок и условия взимания экологического сбора дифференцированы в зависимости от даты первичной реализации и ввоза товаров; членства в ЕАЭС; участия в эксперименте; самостоятельной утилизации;
    • определен порядок проведения совместной сверки расчетов с целью зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм.

    Вступает в силу с 1 января 2025 года (пункт 4 с 31 декабря 2024 года) и действует до1 января 2031 года.

    Рекомендации

    Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

    Введение новых правил происходит в рамках реформирования механизма РОП. Постановление регламентирует порядок расчета и сверки результатов.

    Производителям следует обратить внимание на дифференциацию порядка и условий взимания экологического сбора и учитывать ее в своей деятельности, а также ознакомиться с порядком проведения совместной сверки расчета для того, чтобы избежать излишней уплаты.

    Утверждены правила применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров

    1 января 2025 года вступили в силу правила расчета и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2024 № 1901 «Об утверждении Правил расчета...» (далее — Правила).

    Основные положения Правил предусматривают следующее:

    • установлена формула расчета понижающего коэффициента, который применяется к нормативу утилизации ОИТ и массе произведенной упаковки (далее — понижающий коэффициент);
    • расчет понижающего коэффициента производится на основе доли вторичного сырья, использованного в производстве;
    • формула коэффициента учитывает массу вторичного сырья и общую массу сырья, использованного в производстве.

    Вступает в силу с 1 января 2025 года и действует до 1 января 2031 года.

    Рекомендации

    Применение понижающего коэффициента за использование вторсырья является одним из способов снижения бремени для компаний, на которые распространяется расширенная ответственность производителей и импортеров за утилизацию ОИТ и упаковки.

    Перечни товаров, подлежащих утилизации, установлены в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки».

    Напоминаем, что для применения понижающих коэффициентов необходимо соблюдение процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1991 «О порядке подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья...».

    Производитель товара с использованием вторичного сырья, если такой товар (продукция) произведен на территории РФ, для применения понижающего коэффициента к нормативу от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, подает заявку в ГИСП на включение в реестр.

    Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент. Правила конкретизирует процедуру расчета коэффициента в случае положительного решения о применении понижающего коэффициента по результатам выездной проверки и включения в реестр.

    Рекомендуется ознакомиться с указанными актами субъектам РОП, производящим товары и упаковку с использованием вторичного сырья на территории РФ и планирующим применять понижающий коэффициент.

    Вторичные материальные ресурсы

    Запущен реестр производителей товаров с использованием вторичного сырья

    31 декабря 2024 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2024 № 1991 «О порядке подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья...», регламентирующее порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья (далее — Постановление № 1991).

    В этих целях компании, которые производят на территории России товары (продукцию) с использованием вторичного сырья, могут включиться в соответствующий реестр, который ведется в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

    Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

    Понижающий коэффициент применяется:

    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2024 года;
    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2025 года, в отношении 55% массы такой упаковки;
    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2026 года, в отношении 75% массы такой упаковки.

    Вступает в силу с 1 января 2025 года и действует до 1 января 2031 года, за исключением отдельных пунктов.

    Рекомендации

    Ранее в законодательстве не существовало регламентированной процедуры подтверждения производства товаров с использованием вторсырья, Постановление № 1991 устанавливает ее впервые: необходимо корректно заполнить заявку, затем Торгово-промышленная палата РФ проводит выездную оценку наличия у заявителя технической и технологической возможности производства товаров с использованием вторичного сырья.

    Заявку подает руководитель или уполномоченное лицо в электронной форме посредством ГИСП; при этом до 15 апреля 2025 года есть возможность подать заявку посредством предоставления документов на бумажном носителе.

    Решение о внесении в реестр или об отклонении заявки принимается по результатам выездной проверки.

    Для того, чтобы не пропустить сроки направления заявок (после внесения в реестр факт производства указанной продукции должен быть подтвержден не позднее 15 марта следующего календарного года) и соблюсти форму ее заполнения рекомендуется ознакомиться с Постановлением № 1991.

    Санитарно-защитные зоны (СЗЗ)

    Утверждены «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны»

    С июня 2025 года впервые вводятся МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1. «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны». Цель их введения — упростить формирование санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и создать условия для применения единых подходов при их формировании.

    Данные методические рекомендации предназначены как для публичных образований, так и для юрлиц и ИП, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию проектов и производств, требующих организации СЗЗ, а также осуществляющими санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов СЗЗ.

    В МР содержатся:

    • рекомендации относительно мероприятий, составляющих проектирование санитарно-защитной зоны;
    • рекомендуемый состав проекта СЗЗ.

    СЗЗ устанавливаются в размерах, обеспечивающих соблюдение на границе СЗЗ:

    • предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
    • предельно допустимых уровней биологического воздействия (ПДК микроорганизмов-продуцентов, компонентов бактериальных препаратов, бактериальных препаратов в атмосферном воздухе) на атмосферный воздух;
    • предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух;
    • величины приемлемого риска для здоровья населения (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Размер СЗЗ определяется как расстояние (в метрах) от контура объекта до ее внешней границы в заданном направлении. Размеры и границы СЗЗ рекомендуется определять по результату проведения:

    • расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ, в т.ч. биологических агентов (микроорганизмов и микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов), в атмосферном воздухе;
    • расчетов физического воздействия (например, шум) на атмосферный воздух;
    • оценки риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания (далее — оценка риска здоровью населения).
    • исследований (измерений) уровней химического и (или) физического (шум, ЭМИ) и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух.

    Вступят в силу с 23 июня 2025 года.

    Рекомендации

    Требования к СЗЗ содержатся в статье 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Методические рекомендации введены с целью унификации подходов при формировании ССЗ в связи с отсутствием единообразия.

    Рекомендуем застройщикам и владельцам объектов, требующих установления СЗЗ, ознакомиться с методическими рекомендациями и руководствоваться ими при организации ССЗ на объектах и производствах, проектирование, строительство и эксплуатация которых требует ее организацию.

    Напомним, что следование методическим рекомендациям поможет избежать нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.

    Экологический контроль и надзор

    Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований

    Изменения внесены Приказом Минприроды России от 13.01.2025 № 20 «О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения...».

    Изменения направлены на корректировку Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденного Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)».

    Перечень пополнился следующими индикаторами:

    • поступление в Росприроднадзор информации о задымлении или возгорании на объекте размещения отходов;
    • поступление в Росприроднадзор информации об исчерпании вместимости на объекте размещения отходов.

    Вступил в силу с 23 февраля 2025 года.

    Рекомендации

    В основе действующего законодательства о государственном контроле (надзоре) лежит риск-ориентированный подход.

    Индикаторы риска используются Росприроднадзором для присвоения поднадзорному объекту одной из определенных категорий рисков (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). В свою очередь, на основе присвоенной категории риска Росприроднадзор определяет частоту проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

    В связи с этим, владельцам объектов размещения отходов необходимо учитывать новые индикаторы риска в своей деятельности.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    Проведение ГЭЭ при строительстве объекта по обращению с отходами

    В Письме Минприроды России от 25.12.2024 № 12-47/53089 ведомство напомнило, что с 1 сентября 2025 года вступят в силу изменения, согласно которым к объектам ГЭЭ относятся проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

    Правительство РФ должно утвердить критерии таких технологий и области их применения. Минприроды России подготовило соответствующий проект постановления Правительства РФ, который в скором времени будет внесен в Правительство РФ.

    Сейчас положения статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусматривают, что объектом ГЭЭ является техническая документация на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.

    При этом проектная документация объектов капитального строительства в сфере обращения с отходами, как правило, является самостоятельным объектом ГЭЭ.

    Следовательно, если техническая документация на технологии, используемые при обращении с отходами, входила в состав проектной документации, на которую получено положительное заключение ГЭЭ, наличие отдельного положительного заключения ГЭЭ в отношении такой документации не требуется.

    Рекомендации

    Рекомендуем учитывать разъяснения Минприроды России при проектировании объектов капитального строительства в сфере обращения с отходами.

    Если проектная документация такого объекта будет включать техническую документацию на применяемые технологии, то компании не потребуется получать отдельное заключение ГЭЭ в отношении документации на такие технологии.

    Утилизация отходов

    Опубликованы разъяснения о технологиях утилизации с использованием вторичного сырья

    В Письме Минпромторга России от 14.02.2025 № ПГ-12-1291 «Об информации о технологиях утилизации отходов и производства товаров с использованием вторичного сырья», ведомство проинформировало, что во исполнение отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в промышленном производстве», утвержденной Правительством РФ 17.11.2022 № 13493п-П11, ППК «РЭО» разработала Альбом типовых технических решений по обращению с отходами, образующимися в отраслях промышленности (далее — Альбом).

    Альбом содержит примеры переработки и использования отходов (вторичных ресурсов), которые применяются на территории Российской Федерации. Информация представлена различными хозяйствующими субъектами на заявительной основе.

    Альбом содержит типовые решения в сфере:

    • металлургической промышленности;
    • химической промышленности;
    • лесопромышленных комплексов;
    • производства строительных материалов;
    • легкой промышленности;
    • электронной промышленности и микроэлектроники.

    Рекомендации

    Отраслевая программа, во исполнение которой был разработан Альбом, направлена на применение вторсырья для изготовления продукции.

    ППК «РЭО» на протяжении длительного времени систематизирует лучшие технологические решения в области утилизации отходов в своих альбомах. Публикация альбомов призвана помочь хозяйствующим субъектам выбрать оптимальные способы утилизации отходов и производства товаров с использованием вторсырья, внедрить необходимые технологические процессы на производстве, а также сократить затраты на соответствующие процессы.

    Рекомендуем компаниям из перечисленных сфер, планирующим заниматься переработкой отходов, ознакомиться с Альбомом.

    05.03.25
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста