Экологическое законодательство за март 2023: мораторий на плановые проверки, упрощенный порядок недропользования, начало действия нового порядка обращения с отходами

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за март 2023 года и новых правовых нормах, вступивших в силу с этого месяца. Среди основных выделили изменения в ГЭЭ, порядке получения КЭР и обращения с отходами с марта, а также мораторий на плановые проверки, утверждение мероприятий по адаптации к изменению климата, упрощение порядка пользования недрами и многое другое.

31.03.23
4K

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Законодательные изменения с 1 марта

    Вступил в силу закон о побочных продуктах животноводства и ряд подзаконных актов к нему

    С 1 марта 2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому образованные при содержании сельскохозяйственных животных вещества (в том числе навоз, помет, подстилка), не являются отходами. Предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица смогут самостоятельно относить такие вещества к побочным продуктам животноводства. Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671 утверждены порядок, сроки и форма направления уведомления о самостоятельном отнесении веществ к побочным продуктам. В этом году уведомление необходимо направить в территориальное управление Россельхознадзора по месту образования побочных продуктов животноводства не позднее 1 мая 2023 года.

    Если сельскохозяйственный производитель уведомил Россельхознадзор, он с этого момента не обязан получать лицензии на обращение с отходами, вносить плату за их размещение, оформлять паспорта отходов. Тем не менее, необходимо соблюдать правила обращения с побочными продуктами животноводства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 и вступившим в силу с 1 марта 2023 года. При нарушении этих правил побочные продукты животноводства могут признать отходами, согласно утвержденному Перечню нарушений. Их выявлением занимается Россельхознадзор в рамках ветеринарного контроля (надзора) или земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения. При наличии нарушений у собственника побочных продуктов животноводства, признанных отходами, необходимо рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в связи с размещением таких отходов.

    Сельскохозяйственным предприятиям, которые планируют относить вещества, образующиеся в процессе содержания сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, важно ознакомиться с принятыми изменениями и своевременно направить упомянутое уведомление в Россельхознадзор. Также стоит проанализировать правила обращения с побочными продуктами животноводства и создать условия для их соблюдения (например, построить навозохранилище, закупить оборудование для транспортировки побочных продуктов животноводства и так далее).

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Вступили в силу поправки о побочных продуктах производства, вторичных ресурсах и вторсырье

    Следующее изменение, относящееся к переходу на экономику замкнутого цикла, касается еще одного вида побочных продуктов, которые с 1 марта 2023 года стало возможным исключить из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления — побочные продукты производства.

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ) вводятся некоторые изменения. Главное из них — появление в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятия «побочные продукты производства» (статья 51.1). Оно включает вещества и предметы, которые:

    • образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;
    • могут использоваться в качестве сырья или потребительских товаров.

    Теперь предприятиям можно самостоятельно относить эти вещества и предметы к отходам или к побочным продуктам производства независимо от их включения в федеральный классификационный каталог отходов. При обращении с побочными продуктами производства необходимо:

    • учитывать такие вещества и предметы отдельно от основной продукции и отходов;
    • отражать в программе производственного экологического контроля (ПЭК) виды побочных продуктов, их объемы и даты образования, сроки использования и т.д.;
    • не передавать третьим лицам эти вещества и предметы, если они не отвечают требованиям к сырью или продукции.

    Появляется обязанность считать побочные продукты производства отходами в следующих случаях:

    • размещение на полигоне;
    • отсутствие применения в производстве или передачи другим лицам в качестве сырья либо продукции в течение 3-х лет (отсчет срока начинается со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

    Если побочные продукты производства признали отходами, то необходимо исчислить и внести плату за НВОС с применением повышающих коэффициентов.

    Стоит учесть, что распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р, вступившим в силу также с 1 марта 2023 года, утвержден перечень из 11 веществ, которые ни при каких условиях не могут быть признаны побочными продуктами производства. Например, к ним относятся растворы, содержащие соли или оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях.

    Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ также конкретизирует два новых понятия в области обращения с отходами:

    • вторичные ресурсы — отходы, которые могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
    • вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    Предприятиям, образующим предметы и/или вещества, которые соответствуют критериям побочных продуктов производства, необходимо ознакомиться с новым регулированием и оценить, насколько целесообразно отнести такие вещества и предметы к отходам или к побочным продуктам производства. Стоит принять во внимание, что при отсутствии применения в производстве побочных продуктов производства в течение трех лет или невозможности передачи другим лицам, это повлечет взыскание платы за НВОС с применением повышающего коэффициента, равного 52. В связи с этим необходимо тщательно анализировать спрос на образуемые побочные продукты производства, а также реалистично оценивать возможность их применения на собственном предприятии.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Вступили в силу изменения порядка проведения и сроки действия заключений ГЭЭ

    С 1 марта 2023 меняется порядок проведения ГЭЭ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

    Сокращены сроки проведения ГЭЭ: процедура должна начаться в течение 5 рабочих дней с момента оплаты и приемки рабочих материалов (ранее — 7 рабочих дней), а срок проведения ГЭЭ федерального уровня для документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, сокращен с 2 месяцев до 20 рабочих дней. Для прочих объектов ГЭЭ этот срок останется неизменным и составит 42 рабочих дня или 2 месяца.

    Порядок направления материалов на ГЭЭ тоже претерпел изменения. Теперь материалы направляются только в электронной форме через портал Госуслуг или ведомственный программный ресурс (для ЮЛ и ИП материалы должны быть подписаны УКЭП, для физических лиц — простой ЭЦП).

    Также установлены сроки действия заключений ГЭЭ для различных объектов:

    • для проектной документации объектов капитального строительства — с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет;
    • для технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, — бессрочно;
    • для технической документации на пестициды и агрохимикаты — бессрочно, а в случае если в заключении ГЭЭ содержатся рекомендации о проведении дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду — 3 года;
    • для прочих объектов — с учетом срока реализации объекта ГЭЭ.

    До этого сроки действия заключений ГЭЭ для различных объектов определял Росприроднадзор, так как они не были нормативно урегулированы.

    Рекомендуется ознакомиться с новым регулированием компаниям, планирующим проведение ГЭЭ, а также учитывать, что с 1 марта 2023 материалы для ГЭЭ необходимо подавать в электронном виде. Это позволит избежать возврата поданных в бумажном виде материалов.

    Можно ожидать положительный эффект от введения бессрочного действия заключений ГЭЭ для технической документации на новые технику, технологии, вещества. Прежде компании в такой ситуации сталкивались с необходимостью под угрозой штрафов повторно проводить ГЭЭ по истечении срока ранее выданного заключения ГЭЭ (такое заключение утрачивает свою силу по истечении его срока). При этом Росприроднадзор зачастую настаивал на том, что применяемые техника, технология, вещества продолжают оставаться новыми несмотря на их применение в соответствии с ранее полученным заключением ГЭЭ в течение нескольких лет.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Уточнена форма декларации о плате за НВОС

    С 1 марта 2023 года вступает в силу и действует по 14 января 2027 года включительно Приказ Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в Приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.01.2020 № 1043».

    В форму декларации о плате за НВОС внесены ряд изменений, среди которых — дополнение ее строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, которые признаны отходами.

    Плата за НВОС

    Установлен дополнительный коэффициент, равный 1,26, который применяется к ставкам платы за НВОС, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.03.2023 № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    Данное постановление применимо к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 года.

    Вступил в силу новый порядок получения КЭР

    С 01.03.2023 вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 № 143 признается утратившим силу.

    Разрешение выдается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 63 рабочих дня со дня регистрации заявки на получение разрешения (ранее он составлял 4 месяца). Для ЮЛ и ИП, которые ведут хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I категории, разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. При наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям объекты II категории также вправе получить разрешение.

    Отменяется обязанность согласовывать заявку на получение КЭР с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды России. Одновременно предусмотрена возможность продления КЭР на 7 лет при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

    • соблюдение установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
    • отсутствие задолженности по плате за НВОС;
    • своевременное представление отчетности о выполнении программы ПЭК, уведомлений об авариях, повлекших за собой НВОС;
    • выполнение программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).

    Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение КЭР, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности (ГИСП). В ней содержатся все данные, касающиеся конкретного КЭР, которое включается в реестр выданных КЭР.

    КЭР, выданные до 1 марта 2023 года, действуют до окончания срока, на который они выданы, и не требуют внесения сведений о них в реестр выданных разрешений в ГИСП.

    Утвержденные Правила рассмотрения заявок действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего Постановления.

    Контрольно-надзорная деятельность

    Введение моратория на проведение плановых проверок

    До 2030 проведение плановых проверок возможно только в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности. Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».

    Дополнительно до 2030 введены профилактические визиты по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. Проверяемое лицо не вправе отказаться от такого визита, в отличие от обычного профилактического визита. Контролирующий орган во время визита может провести осмотр, отобрать пробы, истребовать документы, провести экспертизу.

    Задача постановления — обеспечить дальнейшее снижение нагрузки на бизнес. По словам Председателя Правительства, Михаила Мишустина, решение является частью реформы контрольно-надзорной деятельности и направлено на улучшение делового климата в нашей стране.

    В рамках указанной реформы уже создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Контролеры не имеют права проводить проверки, если заблаговременно не внесут эти мероприятия в реестр, синхронизированный с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на портале природопользователи отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по итогам решения и при необходимости обжаловать их в досудебном порядке с помощью специального сервиса подачи заявлений.

    В то же время компаниям следует помнить о возможности проведения в их отношении внеплановых проверок по согласованию с органами прокуратуры в определенных случаях, например, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, а также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Изменение климата

    Утвержден план мероприятий по адаптации к изменениям климата

    Продолжается работа Правительства РФ по адаптации страны к глобальным изменениям климата, с целью минимизации его негативного влияния на отрасли экономики и качество жизни людей. Так, 13 марта 2023 опубликовали Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2023 № 559-р, в котором приведены данные исследований об изменении климата и о последствиях его изменения для страны, утвержден национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года. Он содержит 17 мероприятий федерального, отраслевого и регионального блоков. Они предусматривают организационное, нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение необходимых мер.

    Например, в рамках реализации плана планируется реализация следующих мероприятий:

    • совершенствование механизма страхования с учетом рисков стихийных бедствий;
    • разработка национальных стандартов и иных документов;
    • создание и внедрение новых технологических решений, направленных на изучение климата;
    • формирование перечня лучших российских и международных практик по адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям;
    • создание специального информационного ресурса со сценариями изменений климата на территории России;
    • разработка программ высшего образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области климатических рисков;
    • анализ и оценка эффективности применяемых мер по адаптации к изменениям климата и другие мероприятия.

    Разработанные ранее федеральные отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата будут актуализироваться с учетом подписанного распоряжения. План мероприятий третьего этапа адаптации к изменениям климата на период до 2028 будет подготовлен до конца 2025 г.

    Внимание Правительства РФ к проблеме изменения климата в очередной раз подтверждает реальность этой проблемы и вытекающую из нее необходимость для компаний оценивать и искать способы снижения рисков, связанных с изменением климата.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Недропользование

    Установлены новые правила проведения государственной экспертизы в недропользовании

    С 1 сентября 2023 года по 31 августа 2029 года подлежат применению обновленные правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.03.2023 № 335 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».

    Правилами устанавливается порядок проведения государственной экспертизы, а также определяется размер и взимание платы за ее проведение. В приложениях к Правилам можно посмотреть размер платы за проведение государственной экспертизы и категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера указанной платы.

    Цель Постановления — оптимизировать процессы при проведении экспертиз запасов полезных ископаемых и геологической информации. Новые правила предусматривают:

    • Сокращение сроков проведения экспертизы с 65 до 45 рабочих дней с даты создания экспертной комиссии (для экспертизы запасов подземных вод сроки сокращены еще сильнее и составят от 15 до 35 рабочих дней);
    • Необходимость подачи заявления о проведении экспертизы в электронном виде через портал «Госуслуги» или через «Личный кабинет недропользователя»;
    • Оптимизацию перечней документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения экспертизы.

    Заявления на проведение государственной экспертизы, поданные в Роснедра или исполнительные органы соответствующего субъекта РФ до вступления в силу настоящих Правил, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.

    Упрощен порядок предоставления права пользования участком недр

    Порядок предоставления права пользования участком недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья без проведения аукционов упрощается Постановлением Правительства РФ от 01.03.2023 № 326 «О внесении изменений в Правила предоставления права пользования участком недр для геологического изучения участка недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов».

    Изменения, которые вносит Постановление:

    • периодичность формирования предложений Роснедрами по дополнению перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов;
    • исключение из перечня документов, которые необходимо прикладывать к заявке на предоставление права пользования участком недр для геологического изучения участка недр (далее — заявка), а именно карты-схема участка недр и сведений о местоположении участка недр;
    • особенности рассмотрения и возврата заявки.

    Обращение с отходами

    Вступили в силу изменения порядка разработки и утверждения НООЛР

    С 01.03.2023 вступил в силу Приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029». Он делает возможным подачу заявления об утверждении НООЛР, подписанных УЭП, посредством портала Госуслуг. При отсутствии возможности его представления в форме электронных документов сохраняется возможность представить документы на бумажных носителях непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Одновременно сокращены некоторые сроки:

    • рассмотрение проекта НООЛР для утверждения в территориальном органе Росприроднадзора составит 18 рабочих дней вместо 30;
    • решение о переоформлении утвержденных НООЛР или об отказе в переоформлении будет приниматься в течение 5 рабочих дней вместо 10;
    • решение об утверждении НООЛР либо решение об отказе в их утверждении будет направляться ИП и ЮЛ в течение 1 рабочего дня вместо 3.

    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического разрешения.

    Компаниям, для которых актуально утверждение или переоформление НООЛР, рекомендуется ознакомиться с новым регулированием и пользоваться возможностью подачи документов через Госуслуги.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Внесены изменения срока уплаты утилизационного сбора для колесных транспортных средств

    Постановление Правительства РФ от 27.02.2023 № 313 «О внесении изменения в пункт 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» вносит изменения в Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

    Так, устанавливается срок уплаты утилизационного сбора за IV квартал 2022 и за I-III квартал 2023 для крупнейших производителей, которые заключили с Министерством промышленности и торговли РФ специальный инвестиционный контракт в сфере производства транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» — до 15 декабря 2023.

    Проекты НПА

    Планируется изменения в методических рекомендациях по заполнению формы отчета по ПЭК

    Проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» планируется утвердить новые методические рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Будут включены указанные ниже рекомендации по заполнению:

    • таблицы 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год»;
    • таблицы 4.3 «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы».

    После вступления в силу Проекта утратят силу в настоящее время действующие Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденные Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

    31.03.23
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста