Постановка на учет объектов НВОС проводится государственным органом на основании заявки на постановку на учет объекта НВОС в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта. Однако процесс часто сопровождается сложностями, а допущенные при подаче заявки ошибки не всегда можно исправить. Какие особенности при формировании заявки важно учесть, кому не нужно ставить на учет свой объект, а также куда, как и в какие сроки подавать заявку — рассказала основатель проекта «Ваш эколог» Мария Степаненко в нашей статье.

06.03.25

Cодержание статьи

    Мария Степаненко
    Эксперт в области экологического проектирования, основатель проекта «Ваш эколог»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Нормативная база и общие понятия

    Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС) — это процесс, включающий в себя использование большого количества нормативных актов, регулирующих прохождение процедуры постановки, а именно:

    • статью 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно которой обязанность постановки на учет ОНВОС присутствует у юрлиц и ИП, которые относятся к объектам с I по III категорию негативного воздействия;
    • постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Постановление № 2398), в соответствии с которым предприятие самостоятельно определяет категорию, к которой оно относится, на основании приведенных критериев, и указывает эту категорию в форме заявки;
    • приказ Минприроды России от 12.08.2022 № 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду...», в котором прописаны все пункты заявки о постановке ОНВОС, подаваемой через личный кабинет природопользователя (ЛКП);
    • постановление Правительства РФ от 26.02.2022 № 240 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».
    • Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 622-ФЗ).

    Как, куда и в какие сроки представляется заявка на постановку на учет ОНВОС

    Как представляется

    Срок представления

    Куда представляется

    В электронном виде через личный кабинет природопользователя с использованием ЭЦП

    Не позднее чем через 6 месяцев с начала осуществления деятельности на объекте

    Для юрлиц и ИП на объектах I — III категорий, подлежащих федеральному государственному надзору — в федеральный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, за исключением юрлиц, подведомственных ФСБ России.

    Для юрлиц и ИП на объектах II — III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору — в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор по месту осуществления деятельности

    При изменении критериев подведомственности надзора или параметров отнесения субъектов к иной категории ОНВОС, соответствующие данные в ЛКП могут обновляться автоматически. В связи с этим рекомендуется проверять эти показатели не реже одного раза в квартал, чтобы своевременно выявлять изменения и при необходимости корректировать программу производственного экологического контроля (ПЭК).

    Кто не осуществляет постановку на учет ОНВОС

    Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих объектам IV категории ОНВОС, исключается в соответствии с пунктом 15 Федерального закона № 622-ФЗ.

    Однако, обращаем внимание, что предприятие самостоятельно определяет свою принадлежность к объекту IV категории на основании критериев, установленных в Постановлении № 2398; данный процесс допускает субъективные трактовки, что создает возможность для разночтений.

    В связи с этим необходимо заранее подготовить аргументированное обоснование и зафиксировать его в отчетных материалах по инвентаризации. Это позволит защитить позицию предприятия в случае проверок. Особенно это актуально, если организация имеет основания отнести себя к IV категории, поскольку на данный момент законодательством не предусмотрена техническая возможность подачи заявки на учет объектов данной категории.

    Нюансы заполнения заявки

    Практически в каждом пункте заявки есть нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы с первого раза успешно получить выписку из реестра объектов негативного воздействия.

    1. Для заполнения раздела по заявителю понадобятся следующие документы:

    • выписка из ЕГРН;
    • справка с кодами статистики;
    • выписка из налоговой.

    На что обратить внимание:

    Пункт 1.1 Понятие «Резидент».

    К юрлицам — резидентам РФ относятся:

    • организации, зарегистрированные в России;
    • иностранные организации в соответствии с международным договором;
    • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

    Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

    Документ, подтверждающий статус резидента, выдает ФНС России или ее уполномоченный орган — Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.

    Пункт 1.2 Не забывайте указывать основной код ОКВЭД.

    Пункт 1.3 Следует учитывать, что для строящихся объектов заявителем на постановку на учет является застройщик, т.к. согласно пункту 11 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ объектом негативного воздействия является хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на объекте.

    2. Для заполнения раздела по объекту негативного воздействия понадобятся правоустанавливающие документы на площадку (свидетельство о собственности/договор аренды).

    На что обратить внимание:

    • при наличии на площадке дизель генераторов и котельных необходимо заполнять данные по их мощностям, даже если это не является основным видом деятельности предприятия;
    • наименование объекта не должно содержать общих слов «Площадка», необходимо, чтобы оно отражало основной вид деятельности на объекте (например, «Ресторан»);
    • датой начала деятельности арендатора является начало деятельности на площадке (дата заключения договора аренды/акта ввода в эксплуатацию оборудования);
    • границей площадки арендатора при осуществлении хозяйственной деятельности в зданиях, расположенных на одном или нескольких смежных земельных участках арендодателя, является граница земельного участка/участков арендодателя при условии, что они объединены единым технологическим процессом.

    3. Для заполнения раздела по воздействию на окружающую среду понадобятся следующие документы:

    • технический отчет по выбросам в атмосферный воздух, разработанный в соответствии с Приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации...» (далее — Приказ № 871) (при наличии выбросов в атмосферу);
    • расчет выбросов парниковых газов на источниках, технологические процессы от которых указаны в Приказе Минприроды от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов»;
    • технический отчет по сбросам в водный объект (при наличии сбросов);
    • решение на право пользования водным объектом (при наличии сбросов и отсутствии веществ 1 и 2 класса опасности для объектов III категории ОНВОС);
    • лицензия на пользование недрами (при наличии);
    • лицензия на обращение с отходами (при наличии).

    На что обратить внимание:

    • постановке на учет подлежат только стационарные источники выбросов;
    • при отсутствии сбросов в водный объект, но наличии сбросов в централизованную систему водоотведения (ЦСВ) необходимо указывать данные по договору сброса в ЦСВ (для арендаторов указываются данные договора арендодателя);
    • данные по отходам указываются только для предприятий, осуществляющих размещение, утилизацию или обезвреживание отходов.

    4. Для заполнения раздела по списку разрешительных документов понадобятся следующие документы (перечень обязательных документов варьируется в зависимости от категории ОНВОС):

    • для объектов I категории — КЭР;

    Как получить положительное заключение КЭР читайте в нашей статье.

    • для объектов II категории — Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), лимиты на образование отходов и НДС (при наличии);

    Об особенностях заполнения и порядка подачи ДВОС можно прочитать в нашей статье.

    • для объектов III категории — НДВ и НДС (при наличии).

    Подробный алгоритм разработки и утверждения расчета НДВ представлен в нашей статье.

    Остальные документы не являются обязательными, но можно указать срок их действия.

    5. Для заполнения раздела по мерам по обеспечению охраны окружающей среды понадобятся следующие документы:

    • паспорта на средства измерения и учета выбросов (для объектов I категории);
    • паспорта на средства по обеззараживаю сбросов (при наличии сбросов в водные объекты);
    • паспорта на приборы учета сбросов (при наличии сбросов в водные объекты);
    • паспорта на средства по обеззараживанию и размещению отходов (при наличии);
    • утвержденная программа ПЭК.

    На что обратить внимание:

    Данные по программе ПЭК желательно указывать сразу при постановке на учет ОНВОС, т.к. отсутствие этих данных может являться основанием для отклонения.

    Важно помнить, что с 2024 года вступили в силу изменения, согласно которым подать заявку на постановку на учет ОНВОС (как и любой другой документ от имени организации) может только руководитель, имеющий право подписи без доверенности, или другой уполномоченный представитель, но исключительно при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД).

    Актуализация сведений и снятие с учета ОНВОС

    Причины проведения актуализации сведений об объекте НВОС четко оговорены. Ими могут являться изменения, указанные в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, а именно:

    • сведения о лице осуществляющем деятельность на ОНВОС: замена юрлица или ИП, реорганизация юрлица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение ФИО, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
    • место нахождения ОНВОС;
    • характеристики технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
    • характеристики технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

    Следует очень внимательно относиться к выбору категории объекта негативного воздействия, т.к. впоследствии нет возможности подать пояснительную записку об ошибочном присвоении категории ввиду отсутствия оснований для этого.

    Кроме того, важно помнить, что при выявлении вышеперечисленных изменений, на актуализацию у предприятия есть 30 дней. При прекращении деятельности на площадке также важно соблюсти процедуру по снятию с учета ОНВОС. Единственным основанием для этого является акт о ликвидации (установленная форма отсутствует, но его наличие обязательно).

    Расторжение договоров аренды помещений или истечение срока их действия не является основанием для снятия с учета ОНВОС.

    Штрафные санкции

    НПА

    Нарушение

    Штраф

    должностное лицо

    ИП

    юридическое лицо

    Статья 8.46. КоАП РФ

    Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет ОНВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений

    от 5 000 до 20 000 рублей

    от 30 000 до 100 000 рублей

    от 30 000 до 100 000 рублей

    Практические кейсы

    Кейс № 1

    Предприятие занималось производством электрических приборов, и стояло на учете как объект II категории НВОС. В заявке на постановку объекта на учет, приложенной в ЛКП, критерием постановки служило: «работа с растворителями», хотя на практике растворители использовались лишь для протирки оборудования в незначительных объемах — всего несколько литров в год.

    Ошибочное отнесение к II категории, скорее всего, было связано с недостаточным опытом специалистов, которые занимались постановкой на учет. Ведь такой критерий никак не соответствовал основному виду деятельности предприятия.

    Подать новую заявку на актуализацию постановки на учет невозможно — для этого нужен четкий перечень оснований. На тот момент технологический процесс не изменился, поэтому стандартные способы изменения категории были неприменимы.

    Однако ситуация изменилась после выхода Приказа № 871, устанавливающего новые правила проведения инвентаризации. Документ дал основания для пересмотра статуса источников выбросов, связанных с автотранспортом.

    Что было сделано:

    • неорганизованным источникам были присвоены статусы «передвижные».
    • разработали новый отчет по инвентаризации выбросов в атмосферный воздух.
    • подали заявку на актуализацию постановки на учет как объекта III категории НВОС.

    В результате заявка была успешно одобрена с первой попытки, и предприятие получило выписку из реестра объектов негативного воздействия.

    Результат:

    1. Снижение рисков штрафов:
      • исключена вероятность санкций за размещение отходов на полигоне, который не указан в ДВОС;
      • исключены штрафы в случае превышения лимита образования отходов, поскольку для III категории лимит определяется по фактически размещенному объему отходов, а не по заранее утвержденному показателю.
    2. Снижение частоты проверок:
      • предприятие перестало попадать в списки плановых проверок.
      • согласно риск-ориентированному подходу, плановые проверки для объектов III категории проводятся не чаще одного раза в 5 лет, что значительно снижает административную нагрузку.

    Кейс № 2:

    При постановке на учет у арендаторов часто возникает вопрос: как правильно определить границы площадки? Это особенно актуально для объектов, деятельность которых ведется в зданиях на земельном участке арендодателя.

    Если предприятие осуществляет деятельность в нескольких зданиях на территории земельного участка арендодателя, и эти здания связаны единым технологическим процессом, то:

    1. Их можно и нужно объединять в единый объект негативного воздействия.
    2. Постановка на учет осуществляется по границам земельного участка арендодателя.

    Преимущества данного подхода:

    1. Оформляется единый объект НВОС, что позволяет разрабатывать единый проект НДВ.
    2. Категория объекта НВОС определяется на основании общего технологического процесса, а не по каждому зданию отдельно.

    Этот подход позволяет оптимизировать процесс постановки на учет и избежать сложностей при взаимодействии с контролирующими органами.

    06.03.25
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста