На Всероссийской неделе охраны труда-2024 в Сочи состоялась интерактивная сессия «Открытый микрофон», на которой гости форума и все желающие могли задать волнующие их вопросы в области охраны труда и услышать компетентные ответы из «первых уст» — от представителей Минтруда России, Роструда и СФР. В нашей регулярной рубрике начинаем публикацию разъяснений ведомств на поступившие в их адрес вопросы. В данном материале делимся ответами Минтруда России о том, какие основные изменения приняты в законодательстве по охране труда, какие еще нововведения стоит ждать СОТам, можно ли освободить от обучения по охране труда и проверки знания сотрудников, кто должен разрабатывать инструкции по ОТ, а также планируется ли расширение перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, подлежащих возмещению СФР. Направляйте свои вопросы, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью, в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получите компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
В Российской Федерации одной из ключевых задач является обеспечение конституционных прав граждан на жизнь, здоровье и безопасные условия труда. Минтруд России как уполномоченный орган исполнительной власти проводит значительную работу в этой сфере. Прошу вас кратко остановится на вновь принятых актах, а также раскрыть ближайшие планы в этом направлении.
В марте 2022 года Россия совершила важный шаг в сторону проактивной модели управления охраной труда, перейдя на риск-ориентированный подход.
Новая модель фокусируется на выявлении и управлении профессиональными рисками с целью предупреждения несчастных случаев, ставя во главу угла безопасность каждого сотрудника организации, а также помогает выстроить работодателю гибкую, эффективную и адресную систему управления охраной труда.
В настоящее время приняты все предусмотренные подзаконные акты, раскрывающие новую модель регулирования, осуществляется комплексная работа по мониторингу правоприменения, а также точечная донастройка системы.
Так, в период 2023-2024 годов нами было принято:
- 2 федеральных закона;
- 7 постановлений Правительства Российской Федерации;
- 14 приказов Минтруда России.
Среди них хотелось бы отметить Федеральный закон от 24.07.2023 № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Изменения, предусмотренные нормами закона, направлены на цифровую трансформацию нормативного правового регулирования в области специальной оценки условий труда — предоставлена возможность оформления результатов проведения СОУТ в электронном виде.
При этом зачастую возникает вопрос о возможности ознакомления с результатами СОУТ в электронном виде. Поскольку нормы ТК РФ разрешают электронный документооборот в сфере охраны, устанавливая лишь два исключения из общего правила (инструктажи и акты о расследовании несчастного случая), ознакомление с результатами СОУТ в электронном виде возможно.
Также сейчас на повестке рассматривается вопрос о дальнейшем внедрении электронного документооборота.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Подробнее о самых главных изменениях в сфере охраны труда с 1 сентября 2024 года — в нашем разборе.
Вопрос #2
Минтруд России оказывает ряд государственных услуг в сфере охраны труда. Какие основные изменения в этом направлении?
Минтрудом России на постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательства в области спецоценки условий труда, а вслед за корректировкой законодательства — и автоматизации отдельных процессов, упрощения и оптимизации разрешительных процедур, связанных и с проведением СОУТ.
- Так, с 1 сентября 2024 года сокращены сроки оказания государственной услуги по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части, касающейся внесения изменений в реестр с 30 календарных дней до 21 рабочего дня. Нововведения предусматривают возможность внесения изменений в реестровую запись по аккредитации посредством подписания заявления усиленной неквалифицированной электронной цифровой подписью (УНЭП). При этом возможность подписания усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (УКЭП) также сохранена.
- С 1 сентября 2024 года соответствующими изменениями (Постановление Правительства РФ от 25.04.2024 № 537 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2332») сокращен с 7 до 5 рабочих дней срок рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Также сокращаются сроки уведомления заявителя об отказе в аттестации в связи с непрохождением тестирования, в том числе по причине неявки — с 10 дней до 1 дня (Постановление Правительства РФ от 06.05.2024 № 583 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2333»).
- Вниманию претендентов на сдачу тестирования по СОУТ — для этой категории мы подготовили многими долгожданное решение — возможность пройти тестирование дистанционно, без посещения ГИТ, при наличии технической возможности.
Под технической возможностью подразумевается компьютер с работоспособной камерой и с возможностью выхода в интернет и наличие подтвержденной записи на госуслугах, чтобы пройти аутентификацию ЕСИА.
Особо подчеркну, что в процессе дистанционного тестирования пользоваться литературой, подсказками друга, коллеги и прочее запрещается. Если в процессе просмотра видео Минтрудом будет выявлен такой факт, даже при успешном завершении тестирования ваша попытка будет признана неуспешной.
Если в процессе дистанционного тестирования выключается умышленно или неумышленно камера, такое тестирование прерывается автоматически, а попытка также признается неуспешной.
В уведомлении о допуске претендента к прохождению теста мы, как прежде, указываем место тестирования — госинспекцию по вашему территориальному признаку, логин и пароль для прохождения тестирования, дату и время.
Однако теперь мы также информируем о возможности пройти тест дистанционно, проверив не менее чем за 3 дня техническую возможность подключения к тестированию. Обращайте, пожалуйста, на это внимание. Если вы проверили свое оборудование и понимаете, что не имеете технической возможности к дистанционному тестированию, процесс остается как и прежде — в ГИТ.
Также прошу ознакомиться с обновленными тестовыми вопросами к тестированию, они размещены в ЕИСОТ, в самой ИС тестирования и на сайте Минтруда России.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #3
В настоящее время действует Приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н, которым утверждены Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве. Будут ли вноситься изменения в данный приказ в целях совершенствования процедуры расследования несчастных случаев на производстве?
В текущем году Минтрудом разработан и принят Приказ Минтруда России от 25.04.2024 № 237н, которым внесены изменения, касающиеся ускорения обеспечения назначения и получения гарантий и компенсаций при несчастном случае на производстве до завершения расследования несчастного случая пострадавшим и родственникам погибших, по несчастным случаям, когда они проводятся продолжительное время, не влияющих на квалификацию несчастного случая как несчастного случая на производстве. Данным приказом также утвержден новый акт о несчастном случае по форме Н-1С для направления его страховщику (приказ вступил в силу с 1 сентября 2024 года).
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #4
Планируется ли расширение перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств бюджета Фонда?
Минтруд России при взаимодействии с Социальным фондом России совершенствует механизм финансового обеспечения предупредительных мер.
Приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н предусмотрено направление средств бюджета Социального фонда России на 17 мероприятий, причем только в текущем году мероприятия расширены (Приказ Минтруда России от 19.03.2024 № 123н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер ...»):
- оценкой профессиональных рисков;
- санаторно-курортным лечением работников при привлечении сторонней организации (агента).
Минтрудом России продолжается работа повышению эффективности реализации данных мероприятий и в целях упрощения процедуры получения страхователем решения Социального фонда России о финансовом обеспечении предупредительных мер разработан и принят Приказ Минтруда России от 11.07.2024 № 347н об утверждении новых Правил финансового обеспечения предупредительных мер, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #5
Может ли организация освободить от обучения по охране труда и проверки знания сотрудников, отнесенных категории «специалисты»? В картах СОУТ класс условий труда допустимый, в оценке рисков у этих специалистов указаны такие опасности, как возможное падение на поверхности 1 уровня, падение с лестницы, ДТП, авиакатастрофа.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее — Правила).
Категории работников, подлежащих обучению, определены пунктом 53 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Подпунктом «в» определено, что обучению требованиям охраны труда подлежат работники организации, отнесенные к категории специалисты, — по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил.
Соответственно, это программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (продолжительностью не менее 16 часов);
Вместе с тем, пунктом 54 Правил предусмотрено, что если трудовая деятельность отдельных категорий работников, указанных в подпункте «в» пункта 53 настоящих Правил, связана с опасностями, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми, обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил, по решению работодателя может не проводиться.
При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда.
Таким образом, пункт 54 Правил содержит условия, при которых работодатель может освободить отдельные категории работников от прохождения обучения требованиям охраны труда по программе, предусмотренной подпунктом «б» пункта 46 Правил.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #6
Планируется ли изменение методики отнесения организаций к категориям риска для целей контрольно-надзорной деятельности ввиду ее слабой корреляции со статистическими данными по смертельному производственному травматизму за последние несколько лет?
Минтрудом России совместно с Рострудом в 2025 году запланирован пересмотр Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, а также прилагаемых к нему критериев отнесения объектов контроля к определенным категориям риска. При пересмотре указанных критериев планируем актуализировать влияние статистических данных по смертельному производственному травматизму на отнесение объекта контроля к определенной категории риска.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #7
Кто должен на предприятии разрабатывать инструкции по охране труда для работников — специалист по охране труда или работодатель?
Обязанностью работодателя помимо прочего является обеспечить функционирование системы управления охраной труда и разработку внутренних документов по охране труда. Однако производства бывают разными, со своей спецификой и с разным количеством сотрудников. Поэтому на одних предприятиях разработать инструкцию также может специалист по охране труда, на других — начальник участка.
Бизнес-сообщество часто обращалось в Минтруд с запросом дать им больше полномочий, в частности, в области охраны труда, чтобы они имели возможность самостоятельно регулировать вопросы исходя из специфики деятельности и организации работ на предприятии. Такие полномочия им дали. Исходя из них данные вопросы в области охраны труда решает работодатель, распределяя задачи и трудовые функции своим сотрудникам. Согласно новому разделу Х ТК РФ, нормы охраны труда устанавливаются не только нормативными правовыми актами, но и локальными документами организации, к которым отнесены и инструкции по охране труда.
Кроме того, профстандартом «Специалист в области охраны труда» предусмотрены такие трудовые действия специалиста, как «разработка, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда». Исходя из того, что инструкция по охране труда относится к ЛНА в сфере охраны труда, а сам работодатель имеет право определять, кто будет заниматься разработкой ЛНА, можно сделать вывод, что работодатель вправе решать, кем будут разработаны инструкции по охране труда, в том числе, он может поручить это СОТу.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Вопрос #8
Добрый день. Нужно ли проводить спецоценку условий труда на рабочих местах сотрудников МВД России?
Статья 11 ТК РФ устанавливает, что в отношении государственных служащих, каковыми являются сотрудники МВД России, применяются положения соответствующих федеральных законов, в частности, Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Положениями указанного Федерального закона урегулированы все вопросы установления условий труда и гарантий (компенсаций) сотрудникам МВД России, в связи с чем проведение специальной оценки на рабочих местах указанных сотрудников является избыточным.
Вместе с тем, в отношении рабочих мест работников системы МВД России, выполняющих работы по трудовому договору, должна быть проведена специальная оценка условий труда на основании требований статьи 214 ТК РФ.
Андрей ВоротилкинЗаместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Напишите, пожалуйста