Обзор судебной практики по спорам, связанным с рекультивацией нарушенных земель

Рекультивация земель закреплена законом как обязанность землепользователя привести используемый земельный участок в надлежащее состояние, а также как способ возмещения вреда, причиненного окружающей среде. В связи с этим возникает много споров по исполнению пользователями земельных участков своих обязательств. В настоящем обзоре вместе с экспертом в области экологического права Юлией Юрченко анализируем судебные акты, раскрывающие позиции судов в отношении двух аспектов проведения рекультивации земель.

11.04.23
6K

Cодержание статьи

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Нормативно-правовая база

    Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ, земли являются объектом охраны окружающей среды. Одновременно, земли также являются природным ресурсом, который используется в производственной, хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ).

    Земельные участки, в свою очередь, относятся к недвижимым вещам, обращение с которыми осуществляется с учетом положений Гражданского кодекса РФ (пункт 1 статьи 130). Статьей 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и иных лиц, осуществляющих использование земель, возложены обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, а в случае ухудшения качества земель, провести мероприятия по рекультивации.

    Чтобы привести используемый земельный участок в надлежащее состояние, землепользователи обязаны проводить рекультивацию.

    Понятие рекультивации определено в пункте 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ, как комплекс мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

    В силу статьи 78 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ, рекультивация также является способом возмещения вреда окружающей среде.

    Правила проведения рекультивации утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее — Правила рекультивации). В данном обзоре приведены судебные акты, раскрывающие позиции судов в отношении рекультивации земель как обязанности землепользователя привести используемый земельный участок в надлежащее состояние и как способа возмещения вреда.

    Отсутствие природоохранных мероприятий в техническом проекте в процессе разработки карьера

    ООО «Карьерстрой» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными приказов Департамента недропользования и экологии Тюменской области о досрочном прекращении лицензии, об отказе в согласовании технического проекта, обязанности восстановить право пользования недрами по лицензии.

    Из материалов дела следует, что основанием для отказа в согласовании технического проекта послужило его несоответствие требованиям к проектной документации: отсутствие в проекте природоохранных мероприятий.

    Так, суды установили, что:

    • площадь лицензионного участка составляет 57,6 га;
    • техническим проектом произведена разбивка месторождения на 15 блоков разработки (с июля 2022 года по декабрь 2036 года);
    • валка леса, корчевка пней, расчистка площадей от кустарника и мелколесья на всей территории участка недр производится единовременно и запланирована в период подготовительных работ до начала добычи;
    • технический проект не содержит мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, в том числе рекультивации земель с учетом поблочной разработки участка недр;
    • при этом из технического проекта не следует, что при разработке каждого блока карьера будет использоваться территория всего участка, что не позволит провести рекультивацию на отработанных участках.

    При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что проведение рекультивации нарушенных земель только после окончания полной разработки карьера (с оставлением деградированных земель после каждого блока), не соответствует принципам рационального использования земель, недопустимости причинения излишнего вреда, и отказали в удовлетворении заявленных требований.

    Суды также указали, что, согласно действующим Правилам рекультивации, рекультивация земель может осуществляться поэтапно, при наличии в проекте графика и объемов работ для каждого этапа.

    Комментарий

    В проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр, а также мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды, что предусмотрено пунктом 9 раздела I действующих Правил подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых (Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127).

    Согласно пункту 11.2.1 раздела III Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, в проект включается информация об охране и рациональном использовании земельных ресурсов и рекультивации земель (Приказ Минприроды России от 25.06.2010 № 218).

    Пунктом 26 Правил рекультивации установлены требования об исполнении обязанности по рекультивации земель:

    1. в срок, установленный решением или договором, на основании которых используется земельный участок;
    2. в срок, предусмотренный проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее — ОКС);
    3. если срок рекультивации земель не предусмотрен указанными документами, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земельные участки на законном основании — не позднее, чем 7 месяцев:
      • со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к нарушению земель;
      • со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
      • со дня выявления деградации земель;
      • со дня получения предписания о необходимости проведения рекультивации земель.

    При этом пункт 9 Правил рекультивации, предусматривает возможность проведения поэтапной рекультивации земель в соответствии с проектными решениями. После подписания акта сдачи-приемки, рекультивированная площадь земель возвращается арендодателю, внесение арендной платы прекращается. Таким образом, поэтапная рекультивация соответствует не только принципам рационального землепользования, но и принципам экономической эффективности.

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора

    Рекультивация полигона промышленных отходов при отказе продления договора субаренды земельного участка

    АО «Волтайр-Пром» обратилось в суд с исковым заявлением к ПК «Альянс» об обязании разработать проект и провести рекультивацию земельного участка.

    Как следует из материалов дела, между АО «Волтайр-Пром» (Арендатор) и ПК «Альянс» (Субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка под размещение промышленных отходов. Истец уведомил ответчика об отказе от продления договора субаренды земельного участка на новый период и потребовал вернуть земельный участок в состоянии, отвечающем целевому назначению и разрешенному использованию.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что рекультивировать земельный участок до прекращения существования расположенного на нем ОКС технически невозможно. Судами установлено, что земельный участок с 1989 года используется для размещения сооружения «Полигон промышленных отходов», которое принимает и размещает производственные отходы, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка — под промышленные отходы.

    Среди факторов, определяющих возникновение обязанности по рекультивации земель, судами указаны:

    • срок договора аренды для размещения полигона — до 2053 года;
    • условия договора, предусматривающие исчерпывающий перечень оснований для проведения рекультивации участка, включая вывод земельного участка (полигона) из эксплуатации по решению органов государственной власти или местного самоуправления, а также 100 % накопление отходов и отсутствие на полигоне вместимости для размещения отходов.

    Проведение рекультивации в других случаях договором не предусмотрено, при этом в материалы дела не предоставлено решение уполномоченного органа о выведении из эксплуатации полигона в связи со 100 % заполняемостью.

    Размещение несанкционированной свалки бытовых отходов на спорном земельном участке

    Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в суд с иском к Администрации Богородского городского округа Московской области с требованиями обязать освободить земельный участок от отходов производства и потребления, провести рекультивацию земель, согласовав проектную документацию, утвержденную государственной экологической экспертизой, с Министерством.

    Как следует из материалов дела, в ходе осмотра земельного участка при административном расследовании установлено устройство несанкционированной свалки: размещение бытовых, строительных и иных отходов. Эта территория частично огорожена, имеется вагончик (бытовка), емкости с топливом для заправки техники, при помощи которой осуществлялась планировка и уплотнение отходов. Данный участок не является объектом размещения (хранения) отходов, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

    Возражения Администрации о том, что действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами, судами отклонены. Суды установили, что земельный участок, в отношении которого допущено загрязнение, согласно выписке из ЕГРН, относится к землям неразграниченной государственной собственности, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления.

    Как отмечено судами, Администрация, будучи ответственной за содержание и распоряжение спорным земельным участком, не предприняла достаточных мер к предотвращению незаконного использования земельного участка, что привело к загрязнению земель. При этом, поскольку на собственника земельного участка, от имени которого выступает Администрация, в силу закона возложена обязанность по защите и охране земель, то и их исполнение должно осуществляться последней.

    Комментарий

    Статья 42 Земельного кодекса РФ предусматривает обязанности правообладателя земельного участка по охране земель, включая обязанность не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Соответствующие обязанности возлагаются как на собственника, так и на иное лицо, осуществляющее использование земельного участка.

    Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

    В соответствии с пунктами 3, 4 Правил рекультивации, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков или отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта и проведение рекультивации обеспечиваются:

    а) собственниками земельных участков;

    б) арендаторами, землепользователями, землевладельцами государственных, муниципальных земель;

    в) органами государственной власти и местного самоуправления — в отношении государственных, муниципальных земель, не предоставленных в пользование.

    Таким образом, рекультивировать земельный участок, нарушенный неустановленными лицами, в отсутствие арендатора или иного ответственного лица, обязан орган государственной власти или местного самоуправления. При этом расходы на проведение таких работ могут быть впоследствии взысканы с нарушителей.

    В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов, является объектом государственной экологической экспертизы.

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора

    Возмещение вреда в натуре за размещение несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов

    Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о возмещении вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта восстановительных работ.

    Как видно из материалов дела, по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 26:32:000000:1500 (собственность РФ) Управлением Росприроднадзора обнаружена несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов. По результатам исследований пробы отходов, установлена принадлежность отходов к I, IV, V классам опасности и превышение по сравнению с фоном содержания таких загрязняющих веществ в почве, как:

    • нефтепродукты;
    • АПАВ;
    • нитритный азот;
    • алюминий.

    Исследовав акт обследования (осмотра) территории, протокол отбора проб, экспертное заключение по результатам анализа проб отходов, суды пришли к выводу о доказанности причинения вреда почве как объекту охраны окружающей среды в результате ее загрязнения, а также необходимости возложения на Управление Росимущества обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести мероприятия по их восстановлению. Суды учли, что факт причинения вреда почвам вследствие непринятия мер по уборке территории подтвержден решением районного суда, которым удовлетворено заявление прокурора к Управлению Росимущества об обязании Управления провести работы по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:32:000000:1500.

    Управление Росимущества заявило о недопустимости вменения ему нескольких видов ответственности за одно и тоже нарушение. Однако, отклоняя этот довод, суды указали, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды, то есть ликвидация отходов на земельном участке не тождественна рекультивации земель.

    Комментарий

    Общие требования к составу рекультивационных мероприятий предусмотрены пунктом 8 Правил рекультивации. Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий:

    1. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий;
    2. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

    Соответственно, само по себе мероприятие по освобождению земельного участка от размещенных на нем отходов не является рекультивацией, однако может быть включено в технический этап рекультивации нарушенных земель.

    Состав мероприятий по рекультивации земель зависит от категории земель и вида разрешенного использования восстанавливаемого земельного участка. С учетом этих критериев выбирается направление рекультивации земель.Требования к мероприятиям по рекультивации, в зависимости от направления рекультивации, предусмотрены ГОСТ Р 57446-2017.

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора

    Рекультивация самовольно занятого земельного участка для устранения препятствий в пользовании им

    ООО «Дорснаб» обратилось в суд с исковым заявлением к АО «СНПЗ» об обязании разработать и согласовать с собственником проект рекультивации самовольно занятого земельного участка, включая освобождение от расположенного на нем грунта (отходов), провести работы по полному восстановлению плодородного слоя почвы, в т.ч. по биологической рекультивации.

    Истец указал, что на принадлежащем ему земельном участке размещен грунт (отходы) IV — V класса опасности с производственного объекта ответчика.

    Ответчик пояснил, что при производстве строительно-монтажных работ на объектах АО «СНПЗ» был образован грунт, который использовался для ликвидации буферного пруда в соответствии с проектной документацией. Грунт перевозился на площадку рядом с прудом, затем в рамках строительства другого объекта засыпался, перемешивался с нефтешламовым осадком и вывозился на специализированный полигон, где обезвреживался. При этом, ответчиком представлены сведения о перевозке лишь части грунта.

    Кроме того, согласно акту Управления Росприроднадзора по Самарской области по результатам плановой выездной проверки, на площадке временного накопления отходов, организованной ответчиком, находится не менее 72 000 тонн грунта.

    Довод ответчика о том, что у истца отсутствует право на предъявление иска о возмещении вреда землям судами отклонен, поскольку истцом заявлены требования, направленные на устранение препятствий в пользовании земельными участками, посредством проведения работ по рекультивации; требования к ответчику о возмещении вреда окружающей среде истцом не заявлялись.

    Судами установлено, что именно ответчик, заказавший выполнение работ по перемещению грунтов (отходов), является лицом, нарушившим права собственности истца, поскольку именно им складирован грунт (отходы) на поверхности земельного участка, поэтому заявленные требования удовлетворены.

    Комментарий

    Взыскание вреда, причиненного земельному участку, как объекту охраны окружающей среды, осуществляется в порядке статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в защиту публичного права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ). Истцом выступает орган государственной власти, прокурор, в случае взыскания денежной компенсации вреда, денежные средства поступают в бюджет.

    Правообладатель земельного участка также вправе взыскать вред (убытки), причиненные его имуществу в результате загрязнения, или иного ухудшения качеств земельного участка, в порядке, предусмотренном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса РФ. Или заявить об устранении препятствий в использовании принадлежащего ему на законном праве земельного участка, в порядке, установленном статьями 304, 305 Гражданского кодекса РФ. В этом случае положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ не применяются, включая установленный частью 3 статьи 78 20-летний срок исковой давности.

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора
    11.04.23
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Jan Pole
    20 июля 2023
    Спасибо за обзор, очень профессионально, с ссылками на НПА и без воды.