В 2023 году в России впервые потребуется официально сдавать отчет по парниковым газам. Открытыми вопросами остаются: как это будет происходить, какие специальные требования будут предъявляться к отчетности? Чтобы внести ясность, эксперты журнала подготовили обзор законодательных требований и разработали методологию подготовки к сдаче отчетности. Подробности об этих и многих других вопросах читайте в нашей статье.

30.11.22

Cодержание статьи

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Нормативно-правовая база климатического регулирования в Российской Федерации

    Россия присоединилась в 2019 году к Парижскому соглашению — международному договору в рамках Организации Объединенных Наций. Его цель состоит в замедлении глобального изменения климата. С этого момента в национальном природоохранном законодательстве происходят стремительные изменения, которые приравнивают выбросы парниковых газов в атмосферу к негативному воздействию на окружающую среду и климат в частности.

    Впервые выбросы парниковых газов были классифицированы как вид НВОС в 2012 году в американском законодательстве: соответствующие положения были внесены в Clean Air Act (т.н. «Закон о чистом воздухе» — аналог национального Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

    Российская Федерация обязуется сократить выбросы парниковых газов на уровне 70% от показателя 1990 года к 2030 году и выйти на углеродно-нейтральный путь развития (ситуация, когда выбросы парниковых газов равны их поглощению) к 2060 году, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения», а также указом Президента от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».

    Парниковые газы(ПГ, также greenhouse gases, GHG) — газообразные соединения, которые обладают высокой проницаемостью в видимом диапазоне (иными словами, активно пропускают лучи света, нагревающие Землю) и задерживают в атмосфере инфракрасное (тепловое) излучение от поверхности Земли. Название эффекта связано с тем, что механизм схож с принципом действия парника.

    В Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ) дается следующее определение: парниковыми считаются газы, которые «поглощают и переизлучают инфракрасное излучение».

    Основными парниковыми газами, присутствующими в атмосфере, являются:

    • углекислый газ (CO2);
    • оксид азота или «веселящий газ» (N2O);
    • метан (CH4);
    • гексафторид серы (SF6);
    • галогенорганические соединения (например, хлорфторуглероды или CFC).

    В стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года посвящен отдельный раздел политике по сокращению объема выбросов в каждом из двух сценариев экономического развития РФ — инерционном и целевом (интенсивном).

    Основным законом, ограничивающим выбросы ПГ, является Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ. Принципы климатического регулирования РФ также закрепляются и в прочих документах:

    Действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области регулирования выбросов парниковых газов
    НПА Вступление в силу Основное содержание
    Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения» 02.10.2019 С выходом данного постановления Россия присоединилась к Парижскому соглашению и приняла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в национальном масштабе
    Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» 04.11.2020
    • Российская Федерация обязуется сократить выбросы парниковых газов на уровне 70% от показателя 1990 года к 2030 году;
    • В РФ должна быть разработана стратегия низкоуглеродного развития.
    Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 года № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» 29.10.2021 Утверждена Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в которой посвящен отдельный раздел политике по сокращению объема выбросов в обоих сценариях экономического развития РФ — инерционном и целевом (интенсивном)
    Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» 30.12.2021 ФЗ-296 предусматривает:

    • инвентаризацию выбросов ПГ в стране;
    • предоставление регулируемыми организациями обязательной углеродной отчетности с 2023 года;
    • право компаний реализовывать климатические проекты с выпуском углеродных единиц (УЕ);
    • основы верификации и основы обращения углеродных единиц.
    Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 310 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов» 20.03.2022 Появление связанных с регулированием парниковых газов полномочий и обязательств у Следующих государственных органов:

    • Министерство природных ресурсов и экологии
    • Росгидромет
    • Минтранс РФ
    • Минэкономразвития РФ
    • Минпромторг РФ
    • Минсельхоз РФ
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Минстрой и ЖКХ РФ
    Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» 01.09.2022 (действует до 01.01.2025) Утверждение критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям
    Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов» 01.09.2022 (действует до 31.08.2028) Утверждение Правил верификации результатов реализации климатических проектов
    Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц» 01.09.2022 (действует до 31.08.2028) Утверждение Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц
    Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 518 «О порядке определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» 08.04.2022 Утверждение порядка определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц
    Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» 30.12.2021 Утвержден перечень парниковых газов, в отношении которых ведется государственный учет выбросов и ведение кадастра

    Оценка выбросов парниковых газов: переход с национального уровня на уровень организаций

    Стоит отметить, что проведение инвентаризации ПГ, их оценка и расчет объема выбросов и поглощения ведется Российской Федерацией на национальном уровне с 2006 года (распоряжение Правительства РФ № 278-р от 01.03.2006 «О создании российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в Монреале 16.09.1987»). Основная цель распоряжения состоит в создании национального кадастра выбросов парниковых газов и объемов их поглощения.

    Отчет о ПГ на уровне государства составляется Росгидрометом и Институтом глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля на основе данных государственной статистической отчетности. Он ежегодно предоставляется в соответствии с международными требованиями и процедурами руководящих принципов МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) 2006 года в комитет Рамочной конвенции ООН об изменении климата как подтверждение обязательств государства по регулированию выбросов ПГ и для оценки проводимой внутри страны климатической политики.

    Имеющихся на уровне государства статистических данных недостаточно, чтобы в полной мере оценить воздействие национальной экономики на климат, установить соответствующие целевые показатели по секторам экономики и сформировать перечень мер для их достижения. Для этого необходимы уточненные данные на уровне субъектов федерации и отдельных организаций.

    Субъекты РФ предоставляют сведения об объеме выбросов ПГ на добровольной основе. Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации утверждены распоряжением Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации».

    Однако главную роль в предоставлении данных по парниковым газам играют отдельные компании — основные эмитенты, от деятельности которых зависит успех всей климатической доктрины России. Именно с целью актуализации сведений о кадастре парниковых газов РФ и создания единой информационной системы с 2023 года организации будут в обязательном порядке ежегодно отчитываться об объемах ПГ, поступивших в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия.

    Обязательная углеродная отчетность организаций: правила и сроки предоставления

    Тема учета выбросов парниковых газов касается не всех объектов негативного воздействия на окружающую среду, а только подходящих под критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям (постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»).

    К регулируемым организациям относятся ЮЛ и ИП, деятельность которых одновременно (пункт 1 критериев отнесения к регулируемым организациям и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ):

    1. сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год за период до 01.01.2024 или 50 тыс. тонн и более углекислого газа в год за период с 01.01.2024 ;
    2. соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно приложению к критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.

    В перечень регулируемых отраслей вошли:

    • нефтегазодобыча,
    • угольная промышленность,/li>
    • черная и цветная металлургия,
    • производство минеральных материалов,
    • химическая и нефтехимическая промышленность,
    • обращение с отходами;
    • транспортная отрасль (включая морской, железнодорожный, авиа- и автомобильный транспорт).

    Так, например, к регулируемым организациям могут относиться объекты, на которых имеются котельные и (или) эксплуатирующие автотранспорт (при условии попадания в указанные выше диапазоны выбросов).

    В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов в добровольном порядке.

    Как подготовиться к сдаче обязательного отчета о выбросах парниковых газов на уровне организации

    ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.

    Для этого необходимо выполнить следующие действия:

    • проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
    • провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
    • рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета

      — до 1 июля 2023 — 150 тыс. тонн;

      — до 1 июля 2025 — 50 тыс. тонн.

    Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 01.03.2023.

    С 01.03.2023 вступит в силу методика, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов».

    Суть методики

    Масса выбросов парниковых газов определяется следующим образом:

    показатель производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности (например, суммарный расход топлива/общий объем выпуска продукции/объем сжигаемых отходов) за отчетный период — с 1 января по 31 декабря умножается на соответствующий удельный коэффициент (пересчет в тонны выбросов на единицу сожженного топлива/выпущенной продукции/захороненных отходов).

    Важно заметить, что разные процессы ведут к образованию различных парниковых газов. Для определения суммарного количества ПГ используется коэффициент пересчета (также «конверсионный коэффициент», «глобальный потенциал потепления», GWP) величин выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода.

    ШАГ 2. Оформление расчета

    После того, как посчитан объем выбросов парниковых газов, организации необходимо сформировать отчет по форме за календарный год.

    Форма отчетности утверждена постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    Для оформления отчета, помимо расчетов, потребуются следующие данные:

    • Карточка основных сведений об организации;
    • Информация о хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов (перечень применимых производственных процессов и видов деятельности, коды объектов негативного воздействия и информация о мощности используемого оборудования (при наличии));
    • Данные об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
    • Информация о применяемых инструментальных и расчетных методах определения объема выбросов парниковых газов, используемых коэффициентах пересчета показателей хозяйственной и иной деятельности, которые устанавливаются Минприроды России, и обоснование их выбора.

    ШАГ 3. Предоставление отчета в уполномоченный орган

    Согласно постановлению Правительства РФ от 20.04.2022 № 707, отчет о выбросах парниковых газов подается организацией в срок до 1 июля текущего года за предыдущий отчетный год.

    В 2023 году планируется запуск Реестра выбросов парниковых газов под управлением Минэкономразвития, куда будет предоставляться углеродная отчетность организаций.

    На текущий момент (ноябрь 2022) в тестовом режиме отчет о выбросах парниковых газов можно предоставить в ТУ Росприроднадзора в электронном виде через Личный кабинет природопользователя, подписав при этом отчетность усиленной электронной подписью.

    Добровольная отчетность организаций. Расчет косвенных выбросов ПГ

    Стоит отметить, что расчет парниковых газов по методическим указаниям приказа Минприроды РФ от 30.06.2015 № 300 содержит лишь информацию о прямых выбросах ПГ компании. Иными словами, сюда включены лишь выбросы ПГ от собственных источников организации.

    Фактический объем выбросов организации оказывается на деле гораздо больше: кроме прямых выбросов у компании есть и косвенные, связанные со стадиями создания продукции и цепочками поставок.

    Для обозначения диапазона процессов, которые вошли в оценку и расчет выбросов парниковых газов, используют понятие охват (scope).

    • Прямые выбросы ПГ (Scope 1) — выбросы ПГ от собственных источников организации (т.е. от источников, которые принадлежат или контролируются организацией)
    • Косвенные энергетические выбросы ПГ (Scope 2) — выбросы ПГ, связанные с потреблением организацией энергии из внешних источников;
    • Прочие косвенные выбросы ПГ (Scope 3) — все остальные выбросы ПГ, которые так или иначе связаны с осуществлением организацией хозяйственной и иной деятельности.

    Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов ПГ содержатся в приказе Минприроды РФ от 29.06.2017 № 330.

    Для крупных компаний, в особенности экспортирующих свою продукцию на внешние рынки, важно учесть и публично раскрыть свое воздействие на климат путем расчета косвенных выбросов. Расширенная добровольная углеродная отчетность является стратегически важным шагом при взаимодействии с заинтересованными сторонами:

    • инвесторами;
    • населением;
    • государственными органами.

    Это часть экологической политики компании в рамках ее устойчивого развития и ESG-трансформации.

    В соответствии с добровольными стандартами должны учитываться и включаться в отчет организации прямые и энергетические косвенные выбросы (Scope 1, Scope 2). Прочие косвенные выбросы (Scope 3) могут учитываться в той мере, в какой это необходимо и целесообразно. Важно помнить, что возможно лишь приближенное определение углеродного следа организации, при этом каждое последующее уточнение дается ценой все возрастающих затрат сил и времени.

    Для достижения максимальной точности при проведении расчетов выбросов парниковых газов в рамках добровольной расширенной углеродной отчетности прибегают также к корректировке эмиссионных коэффициентов с учетом особенностей:

    • региона;
    • страны;
    • предприятия;
    • применяемой технологии;
    • данной конкретной энергетической или технологической установки;
    • ресурса (его происхождения, теплотехнических, химических и иных свойств), т.д.

    В качестве стандарта углеродной отчетности широко применяется протокол по парниковым газам (GHG Protocol), разработчиками которого являются World Resources Institute (WRI) и World Business Council for Sustainable Development (WBCSD).

    Также для добровольной углеродной отчетности ведется расчет по стандартам серии ИСО:

    • ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007 Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации
    • ГОСТ Р 56267-2014/ISO/TR 14069:2013 Газы парниковые. Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1

    Определение углеродного следа продукции

    Оценка углеродного следа продукции — понятие, схожее с инвентаризацией выбросов парниковых газов в процессе деятельности организации. Углеродный след продукции определяется примерно так же, как и углеродный след организации, и часто основывается на оценке углеродного следа организации.

    Расчет углеродного следа показывает, сколько тонн углекислого газа (экв.) выделилось в атмосферу при создании 1 единицы определенной продукции.

    Определение углеродного следа продукции основано на принципах Оценки Жизненного Цикла (Life Cycle Assessment — LCA) по цепочке поставок, начиная от разработки и добычи исходного сырья и материалов, заканчивая утилизацией и (или) удалением (захоронением) отходов, образовавшихся по окончании использования продукции. Временные рамки «путешествия» исходных материалов, продукции и отходов по цепочке поставок могут составлять десятки лет и даже более.

    Главная сложность и отличительная черта такого расчета состоит в учете выбросов ПГ вверх и вниз по цепочке поставок, разнести их по видам продукции предприятия.

    Наиболее широко применяемой методикой расчета углеродного среда является стандарт серии ИСО ГОСТ Р 56276-2014/ISO/TS 14067:2013 Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и предоставлению информации.

    Валидация и верификация углеродной отчетности

    Для подтверждения приверженности организации решению проблем изменения климата, недостаточно только проведения расчетов прямых и косвенных выбросов, оценки углеродного следа продукции.

    Добровольная углеродная отчетность должна быть подтверждена и заверена независимым лицом, третьей стороной.

    Проверка достоверности данных осуществляется посредством процедур:

    Валидация — систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки утверждения по ПГ, относящийся к плану проекта по ПГ на соответствие согласованным критериям валидации, чтобы определить, соответствует ли план проекта этим согласованным критериям, и может ли его осуществление привести к предполагаемому снижению выбросов ПГ и устранению их активизации, как описано в проекте плана. Валидация считается процессом оценки обоснованности допущений, ограничений и методов, которые подтверждают заявление о результатах будущей деятельности на основе прогнозируемой информации (подтверждение правдоподобности).

    Верификация — систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки заявления по ПГ на соответствие согласованным критериям верификации. Верификация применяется к заявлениям, касающимся событий, которые уже произошли, или результатов, которые уже получены (подтверждение правдивости).

    Оба вида деятельности различаются в зависимости от хронологии оцениваемых заявлений. Валидация применяется к заявлениям, касающимся предполагаемого будущего использования или прогнозируемого результата (подтверждение правдоподобия), в то время как верификация применяется к заявлениям, касающимся уже произошедших событий или результатов, которые уже были получены (подтверждение правдивости). Валидация/верификация обеспечивает уверенность и дает заинтересованным сторонам и потенциальным потребителям доверие к заявлению.

    Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов прописаны в новых критериях аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». Такие организации должны в первую очередь соответствовать положениям ГОСТов раздела о парниковых газах.

    Среди дополнительных требований — наличие:

    • профильного образования работников, навыков, опыта работы в области не менее трех лет;
    • допуска к проведению работ, составляющих государственную тайну;
    • прав пользования помещениями для осуществления деятельности в области аккредитации;
    • сайта с информацией об организации, включая номер записи в реестре аккредитованных лиц, адрес, телефон;
    • примерной стоимости работ по валидации и верификации, описание процесса работы, правила рассмотрения жалоб.

    Стандарты, которые определяют правила и порядок верификации отчетов о выбросах парниковых газов:

    • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007 Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов
    • ГОСТ Р ИСО 14065-2010 Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания
    • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов
    • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» (установлен приказом Минфина России от 09.01.2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации»)
    30.11.22
    6
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Оксана Орлова-Горская
    03 апреля 2023
    спасибо вам за такой чудеснейший материал!