Отчет по инвентаризации выбросов: разработка и согласование по новым правилам

С 1 марта 2022 года взамен Приказа Минприроды России № 352, утверждающего «Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», в силу вступил Приказ № 871, утверждающий новый Порядок.

Главное нововведение в данном Порядке — учёт передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ). Как учитывать транспортные средств, при проведении инвентаризации выбросов, рассчитывать выбросы загрязняющих веществ от них и их стилизацию рассмотрим в данной статье.

17.06.22
15K

Cодержание статьи

    Лина Стеблинская
    Инженер-проектировщик 1 категории EcoStandard group
    Евгений Кузьмин
    Ведущий инженер-проектировщик Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Учет передвижных ИЗАВ

    Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», передвижной источник загрязнения окружающей среды — это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. Таким образом, данные понятия не являются напрямую противоположными друг другу, поскольку передвижной источник — это не любой «нестационарный» источник, а только транспортное средство.

    Самым информативным пунктом нового Порядка относительно передвижных источников является 5-й, в котором, указаны виды транспортных средств, которые необходимо учитывать, при инвентаризации выбросов:

    • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее — ОНВ);
    • самолеты и иные воздушные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ;
    • железнодорожный транспорт, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующий) на объекте ОНВ;
    • водные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ.

    Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

    С учётом обязательных условий пункта 15 Порядка по 352 Приказу Минприроды, о том, что «...Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации выбросов», учтённые ранее неорганизованные ИЗАВ остаются на тех же местах, под теми же номерами. Следовательно, в данном случае корректировка отчета по инвентаризации не потребуется.

    Взамен приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 с 1 марта 2022 года вступает в силу и действует шесть лет приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

    5-м пунктом Порядка прописаны условия, при которых передвижные источники можно не учитывать при инвентаризации:

    • если на объекте не осуществляется промышленное производство и, при этом эксплуатируются только легковые автомобили;
    • если имеются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 ед. в день;
    • если имеются грузовые автомобили в количестве не более 3 ед. в день.

    При проведении инвентаризации учитываются только те передвижные источники, которые принадлежат предприятию на праве собственности, то есть транспорт на балансе, либо ином законном основании, например, арендуемый транспорт

    Нумерация передвижных ИЗАВ

    Условия нумерации указаны в п.15 Порядка:

    • Передвижные ИЗАВ нумеруются отдельно;
    • При нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
    • Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности;
    • При нумерации передвижных ИЗАВ вместе с индексом «п» могут быть использованы дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ, с расшифровкой значений;
    • Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ (это позволяет все стоянки нумеровать в одном стиле).

    В ходе инвентаризации выбросов для передвижных ИЗАВ определяются скорости движения по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования)

    Новый Порядок, в целях обобщения информации о передвижных источниках, предлагает специальную новую форму таблицы № 3.8 (приложение 3 Порядка) «Выбросы от передвижных ИЗАВ».

    Образец таблицы «Выбросы от передвижных ИЗАВ»

    В данной таблице, помимо перечня самих транспортных средств и их выбросов, необходимо указать:

    • скорость движения,
    • вид топлива,
    • время работы за сезон и год.

    Ранее данная информация учитывалась только для расчётов выбросов загрязняющих веществ.

    В соответствии с ОНТП 01-91 за среднюю скорость движения принимается значение в 10 км/ч

    Стилизация и визуализация передвижных источников

    При стилизации передвижных ИЗАВ, типом источника, как неорганизованных площадных указываются координаты середин противоположных сторон источника и ширина.

    Информация о маршрутах перемещения автотранспорта по территории предприятия обычно отражается в схемах организации дорожного движения (СОДД), которые можно нанести на карту-схему.

    Расчёт выбросов от передвижных источников

    В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2019 г. № РН-03-01-32/33301 выбросы передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте, учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).

    Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов.

    Законодательство определяет разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выброса. Для передвижных предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется с помощью технических нормативов.

    Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника

    Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В связи этим, передвижные источники были выведены из сферы экологического нормирования.

    При расчете выбросов учитываются данные об эксплуатирующихся на объекте передвижных ИЗАВ, сведения об используемом топливе и режимы эксплуатации:

    • холостой ход,
    • выбросы от прогрева,
    • пробеговые (маневровые) выбросы.

    Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов, являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов

    Поскольку обычно передвижные ИЗАВ характеризуются как неорганизованные источники выброса, используются расчетные методы определения выбросов. На основании Приказа Минприроды № 341 от 31.07.2018 г., в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для расчета выбросов от передвижных ИЗАВ входят следующие подходы:

    Корректировка (актуализация) отчета по инвентаризации

    Когда требуется:

    Если утвержденная до вступления в силу Приказа № 871 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ не соответствует требованиям Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка.

    Корректировка данных инвентаризации осуществляется вследствие изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

    Срок корректировки:

    Новая документация утверждается в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Приказа.

    Кем утверждается отчет:

    Результаты работ по корректировке данных инвентаризации выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом.

    Форма отчета:

    На титульном листе отчета об инвентаризации выбросов указывается дата проведения корректировки, графа «Содержание, введение» дополняется пояснениями о причинах и составе корректировки. Указанные сведения заверяются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте ОНВ.

    Отчет по инвентаризации выбросов: случай из практики

    1. Обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов
    2. Минприроды России в письме № 12-47/1354 от 19.01.2022 г. разъяснило про обстоятельства, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, в соответствии с пунктами 2, 45 и 46 Приказа № 871. Необходимость учета выбросов при подготовке разрешительной документации (НДВ, Декларация ДВОС, ПЭК и НМУ) определяется видом и задачами подготовки такой документации, а также особенностями предприятия, поэтому выбросы передвижных источников могут учитываться в составе выбросов стационарных источников, а также в общем объеме выбросов предприятия.

    3. Случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов
    4. Были сформированы запросы в Минприроды России и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с просьбой разъяснить, необходимо ли производить корректировку инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта ОНВ, в случае, если до вступления в силу Приказа Минприроды России № 871, в инвентаризации был произведен учет передвижных источников выбросов с использованием нумерации в порядке, предусмотренном для стационарных ИЗАВ, а также перечислить конкретные случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов.

      Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в ответном письме в части обстоятельств, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, также сослалась на пункты 45, 46 и 49 Приказа № 871. Основной причиной для корректировки инвентаризации выбросов указывается наличие у хозяйствующего субъекта передвижных источников выбросов, принадлежащие ему на праве собственности либо ином законном основании. Они должны быть учтены в соответствии с требованиями Порядка.

    Таким образом, на сегодняшний момент вопрос, при каких конкретных случаях несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха требуется корректировка инвентаризации выбросов, остается нерешенным.

    17.06.22
    15K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста