Изменения по охране труда с 1 марта 2022 года

Сегодня, 1 марта 2022 года, вступает в силу новая редакция Трудового кодекса РФ, полностью изменяющая Х раздел — «Охрана труда». О ключевых изменениях, которые затронут абсолютно всех специалистов по охране труда — в нашем материале.

01.03.22
63K

Cодержание статьи

    Артём Крылов
    Шеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
    Снежана Кузьменко
    Руководитель отдела охраны труда EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Микротравмы

    Согласно новой редакции Трудового кодекса РФ, под микротравмой понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройство здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

    Для учета и анализа микротравм можно руководствоваться Рекомендациями Минтруда России (Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»).

    Как учитывать, расследовать и анализировать микротравмы

    1. Разработать регламентирующие документы, в том числе Положение по учету микротравм (может быть совмещено с Положением о расследовании несчастных случаев).

      В Положении важно отразить структуру ответственных и вовлеченных лиц, определить, каким образом будет осуществляться информирование, какие действия должны предпринимать ответственные лица и в какие сроки, какая будет система отчетности. За основу можно взять рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников, разработанные Минтрудом России.

    2. Провести обучение (инструктаж) ответственных лиц.

      Рассказать о новых задачах и действиях, которые нужно будет предпринимать. О том, для чего внедряется учет микротравм, какие преимущества это дает.

    3. Внедрить систему учета.

      О каждой микротравме и инциденте на производстве пострадавший, свидетель или участник происшествия должны немедленно (без страха наказания) сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю. Регистрации и, соответственно, расследованию подлежат все микротравмы. Регистрацию должен проводить работник, являющийся лицом, ответственным за организацию работы по охране труда. Благодаря этому можно отследить статистику наиболее часто встречающихся микротравм, разработать инструменты для устранения и купирования аналогичных рисков во всех подразделениях компании. Проще всего это реализовать с помощью QR-кодов.

    4. Выявлять глубинные причины происшествий.

      В результате внутреннего расследования должны быть установлены ключевые факторы происшествия и его глубинные причины, так как это позволит выработать действенные рекомендации по предотвращению повторения аналогичного происшествия в будущем. По большому счету, без анализа причин и последующих корректирующих действий теряется весь смысл учета микротравм.

      Существует множество методов проведения анализа глубинных причин. Самые распространенные из них — «Пять причин», «Дерево причин», «Рыбья кость». Для проведения анализа может использоваться любой из методов или их комбинация.

      Подробнее об этих методах — в статье по ссылке.

    5. Анализировать полученные данные.

      Важно понимать, что учет ради учета ни к чему не приведет, сведя процедуру к формализму. Достижение нуля на вершине пирамиды Хенриха возможно только при условии постоянной работы с ее основанием.

      Данные, которые собираются в рамках учета микротравм, в том числе данные о первопричинах, необходимо в последующем анализировать.

    6. Проводить корректирующие мероприятия и анализировать их эффективность.

      Анализ микротравм также позволит улучшить оценку рисков. В рамках оценки рисков определяется ИПР — индекс профессионально риска, и уже по полученным значениям все риски ранжируются, после чего предлагаются корректирующие мероприятия. Но иногда некоторые риски недооценивают или переоценивают либо вообще их не учитывают. Анализ микротравм — это, по сути, качественный показатель, он позволяет увидеть, какие риски «сработали» и какими были последствия. Именно поэтому важно в последующем вносить изменения в оценку рисков и оценивать эффективность предложенных мероприятий.

    Служба охраны труда

    Приказом Минтруда России № 37 от 31.01.2022 г. утверждены новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда. Данный приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

    Одновременно утрачивают силу:

    • постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
    • постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

    Приказ содержит в себе положение о формировании структуры службы охраны труда, а также методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.

    Как и раньше, служба охраны труда должна быть организована в организациях со штатной численностью от 50 человек (ст. 223 ТК РФ).

    Для кого не обязательна служба ОТ:

    • работодатели-ИП;
    • работодатели, которые не занимаются производством;
    • работодатели — субъекты малого предпринимательства;
    • работодатели, предоставляющие социально-бытовые услуги, если у них введена должность специалиста по охране труда.

    Рекомендациями охвачены такие должности, как руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий.

    Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:

    а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;

    б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;

    в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;

    г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;

    д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

    Службу по охране труда рекомендуется организовать в форме отдельного структурного подразделения. Желательно, чтобы для её работы было выделено отдельное помещение и современное оборудование. Также рекомендовано выделить отдельное помещение для проведения мероприятий по охране труда (обучение, инструктажи и пр.).

    Тем, кто ещё не успел организовать службу охраны труда, или не должен был раньше, а теперь ему рекомендовано, до 1 марта 2022 г. должен успеть это сделать и оформить локальные нормативные акты в соответствии уже с новыми нормами.

    Оценка профессиональных рисков

    В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.

    Критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в РФ и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств даны в Рекомендациях по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков (Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926).

    Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в рекомендациях. Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

    П. 5.1 ГОСТ 12.0.230.5-2018 указывает, что оценка профрисков должна проводиться организацией при любых изменениях и если раньше такая оценка не проводилась. Оценка риска может проводиться организацией периодически в плановом и внеплановом порядке.

    Оценка профрисков. Какие мероприятия необходимо провести
    Подготовительный этап Подготовка и издание приказа по организации
    Составление, согласование и утверждение графика проведения работ по идентификации опасностей и оценке рисков
    Информирование работников о начале работы
    Подготовка контрольных листов (чек-листов), анкет, опросных листов
    Подготовку совещаний со специалистами, имеющими знания в анализируемой деятельности.
    Идентификация (выявление) профессиональных опасностей рабочего места
    Выбор метода оценки уровней профессиональных рисков
    Определение степени и допустимости риска
    Оценка профессиональных рисков
    Составление карты уровня профессионального риска
    Управление профессиональными рисками
    Составление плана мероприятий по снижению уровня профессионального риска
    Реализация мероприятий
    Снижение уровней профессиональных рисков

    Непроведение оценки уровней профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ. Совершение предусмотренного этой нормой правонарушения влечет, в частности, наложение штрафа: на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    СУОТ

    С 1 марта 2022 г. будет действовать новое примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Положение разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

    СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

    На практике для специалиста по охране труда (который чаще всего и выполняет задачу актуализации документов СУОТ) это означает, что формулировка «Примерное положение», которая пришла взамен «Типового положения» является в большой степени набором рекомендаций, описывающих общие контуры и процессы СУОТ.

    В положении отсутствуют чёткие описания уровней управления в организации, подробная номенклатура обязанностей по охране труда также не приводится. Однако указания положения касаются не только распределения обязанностей по охране труда, но и предусматривают предоставление работникам соответствующих полномочий для их выполнения. При этом новым положением уделяется большое внимание вопросам информирования работников о функционировании СУОТ, распределения обязанностей и полномочий в рамках СУОТ на всех уровнях управления, участия работников в разработке, улучшении, актуализации СУОТ.

    При актуализации существующего Положения о СУОТ учтите в нём и нормы предыдущего, «типового» (например, в части указания уровней управления, распределения обязанностей по охране труда), и указания нового, «примерного» положений. При этом перечисление конкретных уровней управления и соответствующих обязанностей ответственных лиц на каждом уровне можно выделить в отдельное приложение к Положению о СУОТ (либо утвердить отдельным ЛНА, а в Положении о СУОТ дать отсылочное указание на этот ЛНА).

    Правила проведения государственной экспертизы условий труда

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

    В содержательной части новый порядок, приведенный в проекте «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», содержит те же разделы, что и Порядок, согласно приказу от 12.08.2014 № 549н.

    В порядке содержится:

    • заявление на проведение государственной экспертизы условий труда;
    • примерный перечень документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;
    • представление о проведении государственной экспертизы условий труда;
    • типовые формы запроса документов, заявлений и уведомлений необходимых при проведении государственной экспертизы условий труда;
    • форма журнала регистрации государственной экспертизы условий труда.

    Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.

    Государственная экспертиза условий труда не проводится:

    • при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
    • при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
    • при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;
    • при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;
    • в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;
    • в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.

    Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда

    Положение о Комиссии по охране труда организации должно было быть разработано до 1 марта 2022 года в соответствии с ТК РФ и Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда».

    Необходимость замены действующего в настоящее время Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н, вызвана принятием новой редакции раздела Х «Охрана труда» Трудового кодекса РФ (действует с 1 марта 2022 г.).

    Положение разработано в соответствии со статьёй 224 Трудового кодекса РФ с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

    Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.

    Среди задач — разработка программы действий по обеспечению соблюдения требований охраны труда, участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, содействие работодателю в проведении специальной оценки условий труда и в оценке профессиональных рисков.

    В соответствии с новым положением комиссия будет:

    • содействовать в разработке ЛНА по охране труда; участвовать в контроле за состоянием условий труда;
    • помогать проводить проверки по охране труда;
    • содействовать в проведении СОУТ; разрабатывать предложения по решению проблем по охране труда;
    • помогать информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах.

    Также определено, что комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства, взаимодействуя при этом с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

    Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней

    С 1 марта 2022 года вступает в силу Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней».

    Перечнем определены мероприятия по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, а также добавлены новые мероприятия улучшению условий труда, которые можно будет включить в расходы по охране труда, и которое уменьшат налогооблагаемую базу работодателя.

    Среди основных изменений можно определить:

    • Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
    • Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
    • Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
    • Содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных соревнований и иных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе, через профсоюзные организации в соответствии с коллективными договорами (отраслевыми соглашениями).
    • Приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.
    • Разработка и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника.
    • Приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

    Таким образом с 1 марта 2022 года можно будет отнести на охрану труда и затраты:

    • на содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
    • приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте;
    • разработку и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника;
    • приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

    Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)

    02.12.2021 года зарегистрирован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».

    Данным Приказом был утвержден новый примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ, оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица) включая:

    1) организационные мероприятия;

    2) технические мероприятия;

    3) мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты;

    4) лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.

    Согласно данного Приказа, работодатель, производящий работы, составляет единый перечень вредных и опасных производственных факторов, опасностей включающий:

    • перечень факторов, присутствующих на территории, но не связанных с характером выполняемых работ;
    • перечень факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги);
    • перечень идентифицированных опасностей с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний.

    Перечень работ, на которые не распространяется запрет на работу в опасных условиях труда

    С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 214.1, согласно которой запрет, установленный настоящей статьей, не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

    Правительство РФ распоряжением от 04.12.2021 № 3455-р утвердило Перечень работ, на которые не распространяется данный запрет. запрет.

    В список включены 28 видов работ.

    В частности, это аварийно-спасательные работы, работы по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, неотложные работы при ликвидации ЧС, водолазные работы, специальные авиационные работы, работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (например, работы в сложных погодных условиях) и другие.

    Предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

    В Приказе от 14 сентября 2021 года № 629н с 1 марта 2022 года устанавливаются обновленные предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

    Остаются прежними следующие нормы:

    • Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг;
    • Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг;
    • При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать — 10 кгс.

    Сейчас нормируется величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены. То есть, какой вес на какое расстояние может перенести женщина. Теперь ограничивается только масса.

    По новым нормам суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать с рабочей поверхности не должна превышать 350 кг, а с пола 175 кг.

    Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Приказом Минтруда России от 17.06.2021 № 406н в соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» утверждены:

    • Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 1;
    • Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 2;
    • Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 3.

    Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.

    Декларация должна будет подаваться работодателем в ГИТ в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения филиала или представительства лично или направляться почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

    Кроме того, декларацию можно будет подать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда.

    Организация безопасного рабочего места

    С 1 марта 2022 г. вступает в действие Приказ Минтруда России № 774н от 29 октября 2021. г «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места».

    Приказ разработан в целях обеспечения выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями, при организации рабочих мест.

    Документ содержит:

    1. Общие требования.
    2. Требования к организации рабочего места.
    3. Требования к безопасному содержанию рабочего места.

    Основные требования к организации рабочего места:

    1. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
    2. На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
    3. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы занятыми на нем работниками.
    4. Удобство рабочей позы работника в положении «сидя» достигается регулированием взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты и размеров, а также высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении.
    5. При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника, возможность контроля деятельности и безопасность выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.
    6. При организации рабочего места (рабочей зоны) необходимо обеспечить обзор наблюдения с места выполнения работ, обеспечивающий восприятие визуальных средств отображения информации и знаков безопасности.
    7. Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, в соответствии с требованиями технических регламентов должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками, исключающими работу оборудования при снятии защитного ограждения, при нахождении человека или частей его тела в зоне работы травмирующих частей и агрегатов, эксплуатация таких машин, механизмов, производственного оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации и с соблюдением государственных требований охраны труда.
    8. Участки и зоны, где работодателем по результатам проведенной им оценки профессиональных рисков определена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены разметкой сигнальной и/или знаками безопасности с учетом государственных требований охраны труда.
    9. Рабочее место (рабочая зона) и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать содержание, техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели с учетом государственных требований охраны труда.
    10. И т.д.

    Порядок разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем

    С 1 марта 2022 года вводятся в действие требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

    Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.

    Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков, вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

    Определено, что разработанные работодателем правила по охране труда должны (в соответствии со спецификой организации) содержать следующие главы:

    • общие требования;
    • требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
    • требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;
    • требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;
    • требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

    Инструкция по охране труда должна содержать:

    а) общие требования охраны труда;

    б) требования охраны труда перед началом работы;

    в) требования охраны труда во время работы;

    г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;

    д) требования охраны труда по окончании работы.

    Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда

    Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 773н утверждены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

    Приказом утверждены:

    • формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;
    • примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

    Установлены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда с использованием визуальной/печатной информации:

    а) ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, в котором указываются трудовые права работника и условия труда;

    б) ознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах;

    в) ознакомление о существующих профессиональных рисках и их уровнях;

    г) ознакомление работника с:

    • требованиями должностной инструкции;
    • требованиями инструкций по охране труда с визуализацией при необходимости опасных зон оборудования;
    • перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ;
    • требованиями правил (стандартов) по охране труда и других ЛНА работодателя.

    Указанное ознакомление осуществляется под подпись работника, в том числе с выдачей на руки указанных нормативных актов работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте.

    Согласно новым рекомендациям работодатели могут размещать информационные материалы следующими способами:

    • распространением печатной продукции и видеоматериалов через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда, на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя, если таковые имеются;
    • рассылкой по электронной почте или проведением онлайн-опросов;
    • проведением телефонных интервью и собеседований.

    Информирование работников может осуществляться в электронной форме при наличии у работодателя электронного документооборота.

    Работодатели могут дополнительно применять факультативные формы. Разрешено применять формы информирования по отдельности или совместно, а также применять иные предусмотренные законодательством РФ формы информирования.

    Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их эффективного выявления на рабочих местах

    Минтруд РФ приказом № 36 от 31.01.2022 г. утвердил Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей на производстве и в организациях.

    На основе данных рекомендаций можно обеспечить правильность и полноту установления опасностей, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, а также источников этих опасностей у конкретного работодателя для эффективной реализации процедуры управления профрисками в СУОТ.

    В приказе содержатся:

    • Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей;
    • Состав нормативных правовых актов и иных документов для проведения анализа опасностей;
    • Примерная классификация опасностей по видам деятельности;
    • Примерная классификация опасностей в зависимости от причин возникновения опасностей;
    • Примерный перечень объектов возникновения опасностей.

    Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:

    • по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
    • по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
    • по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.

    Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования — видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей.

    Классификацию опасностей по видам профессиональной деятельности работников рекомендуется применять в целях выявления опасности и объектов их возникновения при выполнении работниками конкретных отдельных работ, независимо от объекта (места) их проведения, классификацию опасностей по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы) и (или) по причинам возникновения опасностей рекомендуется применять в целях выявления опасностей на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), а также на завершающем этапе идентификации опасностей.

    01.03.22
    63K
    2
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    02 марта 2022
    Исходя из нововведений, особенно это касается микротравм, назрел вопрос о разделении в ТК РФ и других нормативных актах понятия охрана труда на производстве и охрана труда в так называемых "офисных" организациях, т.е. разделить требования к производственным предприятиям и офисным! Например какое количество микротравм может быть на мясокомбинате и в офисе банка? А требования одинаковые, это касается и других вещей, например обучения и проверки знаний.: Обучение требованиям охраны труда на производстве и в офисе, огромная разница! А требования одинаковые, ну и т.д.