На сегодняшний день ни одна страна не может похвастаться абсолютным прогрессом в достижении целей устойчивого развития. Большинство государств предпочитает публиковать добровольные национальные отчеты об устойчивом развитии. Для оценки достижений стран был создан специальный Индекс прогресса по Целям устойчивого развития (SDG Index — Sustainable Development Goals Index). О лидерах в области достижения ЦУР, реальных действиях и программах государств в авторской колонке рассуждает Светлана Бик.

24.08.22

Cодержание статьи

    Светлана Бик
    Руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    В монографии профессора Иллинойского университета США Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», изданной в 1953 г., сформулирована концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) как политики бизнеса, обязующегося учитывать интересы общества в своей деятельности. К началу XXI в. кодексы КСО были приняты в большинстве крупнейших компаний стран ОЭСР, концепция нашла применение и в России. Однако находились и критики (как левых, так и неолиберальных позиций), упрекавшие концепцию КСО в декларативности и отсутствии внешнего контроля за ее реализацией. Следующим этапом развития КСО стала ESG-повестка, появившаяся в 2004 г. под давлением климатического тренда.

    Прогресс в направлении устойчивого развития является более трудной задачей, чем борьба с изменением климата, просто потому, что последнее включено в его концепцию. Даже если все захотят, чтобы меры по содействию устойчивому развитию были приняты более эффективным образом, чем те, которые все еще продолжаются в связи с изменением климата, реальность отличается. Вот уже более 30 лет ученые и политические деятели обсуждают вопросы изменения климата, но практически безрезультатно или с небольшим практическим успехом.

    Концепция устойчивого развития имеет прямое экономико-технологическое обоснование, сущность которого описывается так называемыми «5 R» принципами экономики замкнутого цикла:

    1. Ограничение энерго- и материалоёмкости (Reduction)
    2. Замещение невозобновляемых ресурсов возобновляемыми (Replacement)
    3. Восстановление нужных компонентов из переработанных отходов (Recovery)
    4. Рециркуляция отходов (Recycling)
    5. Многократное использование продукции (Reuse)

    Индексы устойчивого общества

    Важным вопросом в реализации концепции устойчивого развития, особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая, стало выявление его измеряемых индикаторов, которые могли бы отражать экономические, социальные и экологические аспекты устойчивого развития общества и связывать их воедино. С этой целью по инициативе нидерландских исследователей Гёрта ван де Керка (Geurt van de Kerk) и Артура Мануэля (Arthur Manuel) под эгидой Фонда устойчивого общества в 2006 году был разработан Индекс устойчивости общества. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда исследовательских центров и независимые международные эксперты, использующие в своей работе аналитические разработки и статистические данные международных организаций. Аудит структуры и методологии Индекса проводит Объединённый исследовательский центр Европейской комиссии (Joint Research Centre of the European Commission).

    Индекс устойчивости общества измеряет достижения страны с точки зрения устойчивости общественного развития по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 10 (наивысшая степень устойчивости) на основе 24 показателей в трёх базовых категориях.

    Индекс прогресса по Целям устойчивого развития рассчитывается для 162 стран мира на основе 100 показателей, связанных с выполнением 17-ти ЦУР. За 100 принимается полное достижение цели, а за 0 — отсутствие достижений. Итоговая цифра отражает средний уровень страны по всем Целям.

    Карта уровней устойчивого развития стран мира (2019 год)

    При подсчете Индекса SDG России специалисты отметили Цель №1 (Ликвидация бедности) как достигнутую, поставив ей 100 баллов. Также к этой отметке почти приближается Цель №4 (Качество образования). Самая низкую оценку специалисты поставили Цели №14 (Сохранение морских экосистем).

    Индекс SDG Российской Федерации

    Рейтинг стран в докладе об устойчивом развитии

    Финляндия занимает первое место в рейтинге стран мира по индексу устойчивого развития. Престижный рейтинг ООН и Фонда Bertelsmann составляется ежегодно.

    Швеция заняла второе место, Дания – третье. Эстония заняла 10 место, Беларусь – 24, Украина – 36, Россия – 46, Грузия – 56. Всего в списке 165 стран. Последней в списке значится Центральноафриканская Республика.

    Мы приложили большие усилия, чтобы обеспечить финансирование и поддерживать развитие человека, создание необходимой инфраструктуры, а совсем недавно – достижение климатических целей. Многосторонние банки развития, двусторонние официальные доноры и кредиторы, растущее участие частного сектора заслуживают похвалы за важные достижения. Тем не менее, ответ на сегодняшний день просто не соответствует масштабу, который необходим. Эксперты оценивают потребность в финансировании в триллионы, а мы до сих пор работали в миллиардах. Нам нужно развивать систему финансирования, включая Всемирный банк и региональные банки, мобилизовать частный капитал. Однако многостороннее развитие одних только банков никогда не уложатся в масштабы финансирования, поэтому нам также необходимо пересмотреть наши стратегии и заставить рынки капитала работать на людей в развивающихся странах

    Джаннет Йелен
    Министр финансов США

    Особое внимание уделяется разделу, который посвящен политическим усилиям и обязательствам по достижению ЦУР.

    Каждый год SDSN мобилизует свою глобальную сеть экспертов для отслеживания публичных заявлений правительств и стратегического использования общественных практик в поддержку ЦУР. Исследование этого года охватывает 60 стран (на 13 больше, чем в 2021 году) – Европейский Союз, включая все страны G20 и большинство членов ОЭСР, а также многие страны с населением более 100 млн. жителей.

    В большинстве стран было назначено ведущее подразделение или учреждение, отвечающее за координацию реализации ЦУР. При этом менее трети опрошенных стран разместили это подразделение в центре правительства (канцелярии президента или премьер-министра, или кабинеты министров).

    Многие страны также разработали мониторинг стратегии достижения ЦУР: 46 из 61 охваченного правительства в опросе адаптировали структуру ЦУР к их контексту и определил набор национально значимых индикаторов. В среднем такие национальные наборы составляют около 135 индикаторов. Несколько стран также разработали онлайн-платформы для сообщения о прогрессе в ЦУР.

    За последние 12 месяцев чуть более половины опрошенных стран укрепили свою приверженность ЦУР в контексте официальной речи или заявления, сделанного главой государства (президентом или премьер-министром).

    Усилия национального правительства по реализации ЦУР

    Примеры:

    По мнению финского правительства, победный результат связан с тем, что страна достигла (или приблизилась к достижению) целей по сокращению бедности и неравенства, обеспечению доступа к здравоохранению, образованию и чистой воде, переходу на возобновляемые источники энергии, поддержанию мира и верховенства закона.

    Мы уделяем особое внимание экологически устойчивому развитию. Наше правительство поставило четкую цель, согласно которой Финляндия будет нейтральной по выбросам углерода к 2035 году. Кроме того, мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить дальнейшую утрату биоразнообразия

    Кирста Микконен
    Министр внутренних дел Финляндии

    Для Японии ЦУР — это национальная идея. Премьер-министр страны создал и возглавил целую штаб-квартиру по продвижению ЦУР. В Японии есть специальная премия для частных компаний, способствующих прогрессу в устойчивом развитии.

    Олимпийские медали к Играм в Токио изготовлены из подержанных гаджетов благодаря ЦУР

    Во Франции в 2022 г. член парламента составил всеобъемлющую оценка пробелов и приоритетов ЦУР страны (Провандье, 2022).

    Материал подготовлен с использованием изображений с сайта terra-ecology.ru

    24.08.22
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста