Законодательные нововведения ноября 2022: «зеленый» стандарт строительства, обращение с отходами, регулирование выбросов парниковых газов

В ежемесячном обзоре законодательства рассказываем про основные изменения ноября 2022 года в отношении озоноразрушающих веществ, парниковых газов, обращения с ТКО, а также о вступлении в силу «зеленого» стандарта строительства, коррекцию субсидирования инвестпроектов НДТ и многом другом.

02.12.22
6K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Атмосферный воздух

    Приняты правила представления отчетности по выбросам парниковых газов

    С 1 марта 2023 года, согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2022 № 1924 «О представлении обязательной отчетности региональных регулируемых организаций», будут применяться правила представления обязательной отчетности организаций в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов.

    Устанавливается порядок представления обязательной отчетности ЮЛ и ИП, относящимися к региональным регулируемым организациям в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», и закрепляется форма обязательной отчетности региональных регулируемых организаций.

    Обязательная отчетность представляется региональной регулируемой организацией ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным.

    Постановление вступает в силу со дня официального опубликования, а утвержденные им правила и формы — с 1 марта 2023 года и действуют 6 лет.

    Подробнее о предоставлении отчетности по выбросам парниковых газов мы рассказывали в статье.

    Обновлен порядок распределения квот на производство и ввоз озоноразрушающих веществ

    Утвержден новый порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ (ОРВ) и ежегодного расчета количества конкретных ОРВ в допустимом объеме их потребления. Исключение — вещества, регулируемые списком F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит госрегулированию (утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой»).

    Куда предоставляется Минприроды России
    Срок не позднее 1 сентября
    Форма заявление в свободной форме, подписанное уполномоченным лицом, на бумажном носителе или в электронном виде
    Указываемые сведения
    • информация о потребности в ввозе ОРВ в метрических тоннах и в тоннах озоноразрушающей способности;
    • цели использования ОРВ;
    • информация о фактическом ввозе ОРВ за последние 5 лет, не включая расчетный

    Допустимый объем производства и потребления ОРВ устанавливается с учетом требований пункта 2 постановления Правительства РФ от 18.02.2022 № 206. Ежегодный расчет таких допустимых объемов осуществляется Минприроды России с учетом сведений, представленных Минпромторгом России и хозяйствующими субъектами до 1 сентября.

    Установлены допустимые объемы потребления и производства озоноразрушающих веществ

    Опубликованное распоряжение Правительства РФ от 22.11.2022 № 3547-р утверждает:

    • количество конкретных (ОРВ) в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ на 2023 год;
    • допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2023 год.

    В 2023 году разрешено использовать также, как и ранее, только два вида ОРВ:

    Вещество Допустимый объем потребления в 2023 году, метрических тонн Изменение разрешенного количества по сравнению с 2022 годом, метрических тонн
    дифторхлорметан 238,236 + 19,582
    фтордихлорэтан 62,518 — 9,791

    Список допустимых к производству ОРВ в 2023 году расширен. Так, установлены допустимые объемы производства следующих ОРВ:

    • дифтордихлорметан;
    • трифтортрихлорэтан;
    • тетрафтордибромэтан;
    • четыреххлорстого углерода;
    • фтордихлорметан;
    • дифторхлорметан;
    • тетрафторхлорэтан;
    • дифторхлорэтан;
    • гексафторхлорпропан.

    Допустимый объем производства дивторхлорметана в 2023 году также подвергся пересмотру в сторону увеличения до 119,118 метрических тонн.

    Обращение с отходами

    Изменились параметры расчета утилизационного сбора

    Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вносит коррективы в:

    • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, (утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291);
    • Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

    Для некоторых категорий транспортных средств и самоходных машин увеличены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора:

    • для новых транспортных средств технически допустимой максимальной массой 20 тонн, но не более 50 тонн коэффициент изменился с 6,68 до 9,02 (увеличился на 2,34);
    • для нового бульдозера мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и не менее 200 л.с. коэффициент изменился с 7 до 12,17 (увеличился на 5,17), также и для прочих т/с.

    При этом расчет утилизационного сбора остается прежним в отношении:

    • ввезенных транспортных средств в РФ — рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента расчета размера утилизационного сбора;
    • произведенных и приобретенных транспортных средств — рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента расчета размера утилизационного сбора, предусмотренного для конкретной позиции.

    Новые параметры расчета утилизационного сбора начнут действовать с 1 января 2023 года.

    Изменены правила утверждения федеральной схемы обращения с ТКО

    Изменились правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно опубликованному постановлению Правительства РФ от 28.11.2022 № 2157 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 № 1814 и признании утратившим силу подпункта „с“ пункта 4 Положения о Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления».

    Постановлением внесены корректировки:

    • по разработчикам, утверждающим федеральную схему обращения с ТКО;
    • по размещению схемы согласно Положению о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 913.

    Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами разрабатывается и корректируется российским экологическим оператором и подлежит размещению на официальном сайте Минприроды России для всеобщего и бесплатного доступа.

    Предоставлена возможность подачи заявления об утверждении НООЛР посредством портала госуслуг

    С 1 марта 2023 года станет возможным подать заявление об утверждении НООЛР через госуслуги, благодаря приказу Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029».

    Помимо этого, сократятся сроки предоставления соответствующей госуслуги территориальным органом Росприроднадзора с 30 до 18 рабочих дней с даты приема документов.

    НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий, согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Утвержден «зеленый» стандарт для многоквартирного жилья

    С 1 ноября 2022 года начал действовать национальный стандарт «зеленого» строительства многоквартирных жилых домов (ГОСТ Р), разработанный Минстроем России совместно с ДОМ.РФ.

    Документ разработан с учетом опыта ведущих международных систем LEED, BREEAM, DGNB. В стандарт включен 81 критерий, достижение 16 из которых будет обязательным условием для признания здания «зеленым». В этот минимум входят требования:

    • по высокому классу энергоэффективности — от А и выше;
    • по предчистовой отделке;
    • по наличию инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья и пр.

    BREEAM (англ. Building Research Establishment Environmental Assessment Method): рейтинговая система оценки «зеленых» зданий, разработанная в 1990 г. британской организацией BRE Global.

    LEED (англ. The Leadership in Energy & Environmental Design): рейтинговая система оценки «зеленых» зданий, разработанная в 1998 г. Американским советом USGBC.

    DGNB (нем. Deutsche Gesellschaft Nachhaltiges Bauen): рейтинговая система оценки «зеленых» зданий, разработанная в 2007 г. Немецким советом по устойчивому строительству.

    Подробнее о зеленом строительстве и развитии рынка зеленого строительства можно узнать в нашей статье.

    Критерии утвержденного ГОСТ Р разделены на 10 категорий, которые оценивают здание по параметрам:

    • архитектуры;
    • планировки участка;
    • организации и управления строительством;
    • комфорта и качества внутренней среды;
    • энергоэффективности и атмосферы;
    • рационального водопользования;
    • материалов и ресурсоэффективности;
    • отходов производства и потребления;
    • экологической безопасности территории и безопасности эксплуатации здания;
    • инноваций в сфере устойчивого развития.

    Стандарт позволит оценивать как строящееся, так и введенное в эксплуатацию жилье по всей стране. Здания, получившие оценку стандарта, станут проектами устойчивого развития (согласно постановлению Правительства России № 1587 от 21.09.2021) и будут соответствовать критерию «Строительство зеленых зданий и сооружений».

    Помимо этого, существует планируемый к внесению в таксономию зеленых проектов российский стандарт «КЛЕВЕР» (CLEVER). Методика предназначена для оценки и сертификации реконструкции объектов и нового строительства . Процедура сертификации будет доступна для пилотных проектов Системы оценки и сертификации зданий уже до конца 2022 года.

    Разработкой системы оценки и сертификации зданий занимаются эксперты в области консалтинговых услуг по «зеленой» недвижимости из компаний EcoStandard group, HPBS, «Экосоветник» и независимый ESG-эксперт Минакова Анна.

    Новый стандарт сопоставим по требованиям с международными, при этом учитывает их преимущества и недостатки, а также особенности применения экологических технологий в России. Он включает критерии, которые позволяют оценить объект на соответствие принципам экологичного строительства и устойчивости:

    • экологические;
    • социальные;
    • управленческие.

    Скорректировано субсидирование инвестпроектов по внедрению НДТ

    Появилась возможность частичного субсидирования затрат по процентам в рамках договоров синдицированных кредитов (займов), а также отдельных траншей (субтраншей) по таким договорам (постановление Правительства РФ от 14.11.2022 № 2058 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 541»).

    Правом выдавать кредиты на указанные цели обладают:

    • российские банки;
    • Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ»;
    • международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, в которых участвует Россия.

    Одновременно определены условия предоставления субсидий на сокращение выбросов парниковых газов и введена единая форма паспорта инвестпроекта для обоих механизмов привлечения инвестиций (кредиты и облигации), предусматривающая более полные сведения и данные для отбора инвестпроектов.

    Уточнены требований для представления водных биологических ресурсов в пользование

    Приказом Федерального агентства по рыболовству от 28.09.2022 № 572 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 10 ноября 2020 г. № 596» вносятся корректировки требований для обеспечения процедуры представления водных биологических ресурсов в пользование.

    В основном изменения затронули особенности формирования и подписания заявительных документов, а также уточнение требований к малочисленным народам.

    Разработаны мероприятия по минимизации НВОС для Арктической зоны

    Комплекс мероприятий по минимизации выбросов в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне РФ, согласно распоряжению Правительства РФ от 29.10.2022 № 3219-р, предусматривает:

    • разработку мер по стимулированию перевода автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта на использование природного газа;
    • развитие заправочной, бункеровочной и сервисной инфраструктуры в портах Арктической зоны РФ, включающей прием и очистку в портах сточных вод с судов;
    • проработку предложений по установлению повышающих коэффициентов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Арктической зоны РФ;
    • проработку предложений по установлению экологических нормативов качества окружающей среды для Арктической зоны РФ.

    Документом также определены ответственные исполнители установленных мероприятий из числа государственных структур и сроки их реализации.

    Распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.

    Проекты НПА

    Планируются изменения в регулировании зон с особыми условиями использования территории

    Законопроектом «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» планируется:

    • исключить некоторые зоны из списка зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Данное изменение не затронет зоны, устанавливаемые в рамках соблюдения требований природоохранного законодательства. Так, в случае принятия Законопроекта в числе ЗОУИТ останутся такие зоны как санитарно-защитная зона (СЗЗ), водоохранная зона, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и другие;
    • упростить порядок установления, изменения или прекращения существования ЗОУИТ при условии соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так предложено исключить требование об установлении, изменении ЗОУИТ до начала строительства, реконструкции объекта, в отношении которого подлежит установлению ЗОУИТ.

    Планируется проведение эксперимента по созданию единого информационного ресурса о подземных и поверхностных водных объектах

    Проект постановления Правительства РФ «О проведении в 2023 году эксперимента по созданию единого информационного ресурса о подземных и поверхностных водных объектах, используемых для целей питьевого водоснабжения» устанавливает цели эксперимента:

    • сбор, сопоставление, учет сведений о подземных и поверхностных водных объектах, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах;
    • выработка правовых, методологических и технологических основ;
    • повышение эффективности использования подземных и поверхностных водных объектов;
    • оптимизация процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах);
    • оптимизация планирования и разработки мероприятий по рациональному использованию и охране недр, водных объектов;
    • предотвращение негативного воздействия на указанные водные объекты;
    • предотвращение загрязнения водосборных площадей подземных водных объектов и мест залегания подземных вод.

    Устанавливаются зоны ответственности:

    • Минприроды России, Роснедра и Росводресурсы несут ответственность за обеспечение проведения эксперимента;
    • Роснедра планируется назначить оператором информационного ресурса о подземных и поверхностных водных объектах, используемых для целей питьевого водоснабжения.

    Эксперимент будет проходить на территории следующих субъектов:

    1. Чеченская Республика.
    2. Ставропольский край.
    3. Тульская область.

    Планируются изменения в федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении»

    Проект установит состав информации, содержащейся в информационной системе «Питьевое водоснабжение». В частности планируется, что система будет содержать сведения:

    • о подземных и поверхностных водных объектах, используемых для целей питьевого водоснабжения;
    • о водосборных площадях подземных водных объектов;
    • о водоохранных зонах и других зонах с особыми условиями их использования;
    • о лицензиях на пользование недрами, решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о договорах водопользования.

    В целях реализации предложения о создании системы «Питьевое водоснабжение» разработан и Проект. Им планируется провести эксперимент по созданию информационного ресурса о водных объектах, используемых в питьевых целях.

    Планируется новый порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые

    Проектом «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений» планируется:

    • утвердить новый порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения ‎в них изменений;
    • признать утратившим силу приказ Роснедр от 06.10.2020 № 428 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа ‎в согласовании таких перечней».

    Лесопользование

    Разработано сразу несколько проектов в сфере пользования лесами для повышения качества и доступности результатов предоставления государственных услуг, а также установления сроков и последовательности административных процедур (действий) предоставления услуги:

    • проект по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ);
    • проект по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, без проведения торгов;
    • проект по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;
    • проект по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов в соответствии с частью 12 статьи 50.6 ЛК РФ;
    • проект по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ;
    • проект по приему актов лесопатологического обследования от лиц, осуществляющих проведение лесопатологических обследований.

    Описание каждой процедуры административных регламентов содержит необходимые юридические факты, являющиеся основанием для начала процедуры:

    • сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административной процедуры;
    • критерии принятия решения;
    • перечень необходимых документов;
    • сроки предоставления государственной услуги;
    • результат административного действия;
    • порядок передачи результата.

    Всеми указанными проектами планируется утвердить административные регламенты по предоставлению услуг впервые, за исключением:

    • проекта административного регламента государственной экспертизы проектов освоения лесов (взамен приказа Минприроды России от 15.02.2018 № 57 «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда»);
    • проекта приказа по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (взамен административного регламента предоставления государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641).

    Планируется утверждение требований инвентаризации, учета и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среды

    Законопроектом № 242404-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» планируется:

    • конкретизация положений по выявлению ОНВОС, оценке воздействия и учету. При этом планируется исключить положения по категорированию ОНВОС;
    • добавление требований по организации и проведению работ по ликвидации ОНВОС;
    • установление необходимости проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также установление требований при проведении повторной ГЭЭ указанного проекта после его доработки по замечаниям, в случае их наличия.

    Планируются изменения в порядке проведения общественной экологической экспертизы

    Проектом федерального закона № 196416-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» уточняется:

    • круг лиц, которые могут инициировать, организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу;
    • содержание заключения общественной экологической экспертизы.

    О принятых законопроектах читайте в наших ежемесячных обзорах изменений экологического законодательства.

    02.12.22
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста