В соответствии с законодательством РФ, на всех объектах I категории НВОС стационарные источники выбросов и сбросов должны быть оснащены системами автоматического контроля (САК). В статье укажем на сроки установки САК, на что обратить внимание при выборе оборудования, общий принцип работы автоматических систем контроля, с какими трудностями сталкиваются предприятия при внедрении САК и как их решить.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
НПА, регулирующие САК
Согласно пункту 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) на объектах I категории НВОС стационарные источники (СИ) выбросов/сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) должны быть оснащены системой автоматического контроля (САК), на основании программы создания САК (далее — Программа).
Система автоматического контроля (САК) — это комплекс технических средств, которые автоматически измеряют и учитывают показатели выбросов/сбросов ЗВ, а затем фиксируют и передают информацию об этих показателях в государственный реестр объектов НВОС.
Правила создания и эксплуатации САК утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» (далее — Постановление № 262).
Виды объектов | Срок оснащения | НПА |
---|---|---|
объекты I категории НВОС, получившие КЭР до 1 сентября 2022 года | до 01.09.2028 | пункт 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ пункт 3 статьи 85 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ |
300 объектов I категории НВОС, вклад которых в суммарные выбросы/сбросы ЗВ в РФ составляет не менее 60%, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 | в течение 4 лет от срока получения КЭР (подробнее о КЭР можно прочитать в нашей статье) | пункт 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
объекты I категории НВОС, имеющие стационарные источники выбросов/сбросов ЗВ, виды которых установлены Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р, получившие КЭР до 1 сентября 2022 года | до 01.01.2029 | пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ пункт 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
квотируемые объекты, расположенные в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита | до 31.12.2025 | часть 1 пункта 5.1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ |
квотируемые объекты, расположенные в городских поселениях и округах, отнесенных к территориям эксперимента в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ | в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий | часть 2 пункта 5.1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ |
С 01.09.2024 для квотируемых объектов особенности создания и эксплуатации САК, критерии определения источников выбросов приоритетных ЗВ, требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов будут определены Постановлением Правительства РФ № 39 от 22.01.2024 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля...».
В случае, если программой повышения экологической эффективности (ППЭЭ) предусмотрены мероприятия по реконструкции СИ, подлежащих оснащению САК, сроки оснащения таких СИ определяются с учетом сроков реализации мероприятий ППЭЭ.
10 шагов к внедрению САК на предприятии
Цель установки и эксплуатации САК: контроль и учет выбросов/сбросов ЗВ для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Основные задачи САК:
- обеспечить достоверный непрерывный контроль и учет массовых выбросов/сбросов ЗВ в реальных условиях эксплуатации;
- осуществить передачу данных о выбросах/сбросах ЗВ объектами в фонд данных государственного мониторинга окружающей среды;
- осуществить контроль за соблюдением нормативов допустимых выбросов/сбросов ЗВ.
На объектах I категории НВОС могут создаваться и эксплуатироваться как единая САК, так и несколько САК отдельно по выбросам или по сбросам ЗВ.
Программой определяются:
- СИ и показатели выбросов/сбросов ЗВ, подлежащих автоматическому контролю;
- места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов/сбросов ЗВ;
- технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов/сбросов ЗВ в государственный реестр объектов НВОС;
- состав и форма передаваемой информации;
- сроки установки САК на предприятии.
Программа разрабатывается и утверждается юрлицом или ИП, осуществляющим деятельность на объекте I категории НВОС.
Стационарные источники выбросов включаются в Программу при соблюдении следующих условий:
- выбросы образуются при эксплуатации технических устройств;
- в выбросах присутствует одно из следующих ЗВ, массовый выброс которых превышает значения, указанные в пункте 8 Постановления № 262;
- при наличии средств и методов измерений концентраций ЗВ в условиях эксплуатации СИ.
Стационарные источники сбросов включаются в Программу при соблюдении следующих условий:
- сбросы образуются при эксплуатации технических устройств;
- сброс сточных вод составляет более 15% от общего объема сточных вод, отводимых с объектов I категории НВОС;
- при наличии средств и методов измерений концентраций ЗВ в условиях эксплуатации СИ.
На схеме представлен пример внедренной САК на дымовой трубе предприятия. Установленное оборудование:
- пылемер для определения содержания взвешенных веществ;
- расходомер для определения объемного расхода газовоздушной смеси;
- пробоотборный зонд для определения отходящих дымовых газов с отделением конденсата, для определения влажности высокотемпературных газов.
Все данные, полученные в ходе эксплуатации вышеуказанных приборов, после измерений передаются на управляющий ПК эколога.
Как выбрать оборудование САК
При выборе оборудования необходимо учитывать требования следующих НПА:
- Постановления Правительства РФ от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов...»;
- Приказа Росприроднадзора от 25.08.2022 № 382 «Об утверждении формата передачи данных о показателях выбросов...».
Для стационарных источников выбросов необходимо:
- Провести предпроектное обследование: изучить конструктивные особенности СИ на возможность монтажа мест установки и измерительного сечения (сечение газохода, в котором производится отбор пробы или определение газового состава) согласно ГОСТ Р ЕН 15259-2015.
- Подобрать методы измерений исходя из перечня веществ Программы. Для выбора методики измерения расхода и типа расходомера могут использоваться рекомендации НДТ ИТС 22.1-2016 или других отраслевых справочников с учетом конкретных физических параметров отходящих газов и характеристик расходомеров.
- Учесть диапазон измерения ЗВ, физические параметры газовоздушной смеси (скорость потока, расход, влажность, температура, давление), коррозионную стойкость и погрешность прибора.
Условия работы оборудования и средств измерений, указанные в руководствах по эксплуатации, должны соответствовать климатическим условиям, в которых они будут эксплуатироваться, с учетом сезонности.
Для стационарных источников сбросов необходимо:
- Определить точки контроля и показатели загрязнения вод, подлежащих измерению автоматическими средствами с учетом ИТС 10.
- Учесть факторы неоднородности потока, например: резкие изменения температуры, скорости, расслоения потока, аварийные загрязнения, погодные и сезонные явления, суточные неравномерности объема и загрязнения воды, непостоянство технологического процесса.
- При контроле воды на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах дополнительно учесть требования ГОСТ Р 56237, а для дистиллированной воды — ГОСТ Р 58144. При контроле сточных вод, сбрасываемых в канализационные сети, и на очистных сооружениях необходимо учесть требования НПА в области мониторинга и инвентаризации, а также показателей состава и свойств сточных вод.
Оборудование должно быть ремонтопригодным, работать в широких диапазонах температур и влажности в условиях эксплуатации стационарной точки контроля, в том числе вне помещений. Также необходимо проверить наличие руководства по эксплуатации оборудования на русском языке.
Трудности внедрения САК и способы их решения
Ниже перечислены наиболее частые трудности, с которыми сталкиваются предприятия при внедрении САК, и предложены способы их решения:
- Невозможность корректного измерения и учета показателей выбросов/сбросов в соответствии с Постановлением № 262 и Распоряжением № 428-р ввиду конструктивных особенностей СИ.
Для решения данной проблемы предприятиям необходимо выполнить реконструкцию или переоборудование СИ выбросов/сбросов ЗВ под монтаж САК.
- Проблемы с аналоговым оборудованием и отсутствием сервисных компаний по обслуживанию САК.
В данном случае можно обратиться к дистрибьюторам, которые проводят обучение инженеров по собственным программам.
- Большие экономические затраты на оснащение: в среднем стоимость одного комплекса автоматического контроля выбросов составляет от 25 млн руб. до 35 млн руб., затраты на последующее сервисное обслуживание оборудования САК от 10 до 15 млн руб. в год.
Требования установки САК закреплены законодательно, однако в рамках экономической оценки могут быть определены и сравнены затраты на проектирование, закупку, монтаж и другие затраты, т.е. на компоновку. Можно выбрать наиболее подходящий вариант такой компоновки.
Напишите, пожалуйста