Побочный продукт или отход: как определить и присвоить статус

С вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ открылась возможность выделения «побочных продуктов» из общей массы отходов. Соответствующий процесс подразумевает комплексный подход. В статье автор проекта «Клуб ЭкоПрофи» Надежда Бирюкова расскажет о статусах «отход» и «побочный продукт» и рассмотрит условия, нормативные акты и требования, сопровождающие процесс смены статуса.

13.05.24
456

Cодержание статьи

    Надежда Бирюкова
    Автор проекта «Клуб ЭкоПрофи»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Условия перевода «отхода» в «побочный продукт»

    Базовой задачей эколога при проведении инвентаризации отходов является формирование исчерпывающего перечня произведенного в результате деятельности предприятия, но не являющегося основной продукцией. При этом не все продукты вышеуказанного перечня будут являться отходами.

    Образование отходов несет в себе существенные трудозатраты, включающие:

    • ведение надлежащего учета образующихся отходов;
    • формирование различной отчетности;
    • разработку нормативов образования и лимитов размещения (на объектах I, II категории);
    • организацию мест накопления отходов;
    • разработку паспортов отходов;
    • поиск специализированных организаций для надлежащего удаления отходов;
    • выстраивание системы управления отходами для снижения рисков привлечения к ответственности по многочисленным пунктам статьи 8.2 КоАП РФ.

    Вместе с тем с 1 марта 2023 года появилась возможность не считать отходами образующиеся полезные вещества и предметы, не являющиеся основной продукцией производства в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...» Теперь мы можем говорить об образовании побочных продуктов (ПП) производства или, как частный случай, ПП животноводства.

    ПП в любом случае является продуктом производства и необходимо соблюдать все установленные правила и требования в отношении как самой продукции, так и процессу ее изготовления.

    Главные условия, при соблюдении которых возможен анализ текущей деятельности предприятия на предмет перехода к образованию ПП, а не отходов:

    1. постоянно образуется большая масса определенных веществ и/или предметов;
    2. они обладают полезными свойствами, которые позволяют использовать их как сырье для дальнейшего производства, или как готовую продукцию;
    3. на данные продукты имеется устойчивый спрос;
    4. они не попадают в исключения, установленные Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р «О прилагаемом перечне веществ...» (далее — Перечень).

    Важно помнить, что ПП производства признаются отходами в случае:

    1. размещения ПП производства на объектах размещения отходов;
    2. неиспользования ПП в собственном производстве, либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ПП производства.

    Датой признания ПП производства отходами является наиболее ранняя из дат наступления вышеуказанных обстоятельств.

    В случае признания ПП отходами юрлицо, ИП, в результате деятельности которых образовались такие ПП, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом 52 (в случае складирования более 11 месяцев при дальнейшем размещении или складировании более трех лет) в соответствии с пунктом 9 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Что не может быть побочным продуктом

    Перечень включает в себя наименования, которые не могут быть отнесены к ПП:

    • восемь конкретных видов отходов ФККО (среди которых присутствуют отходы V класса опасности);
    • вещества и/или предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и содержащие стойкие органические загрязнители в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях;
    • воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов;
    • вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III.

    Если образующиеся на предприятии предметы и/или вещества попали в список приложения I к Базельской конвенции, как например «Ненужные минеральные масла, не пригодные для использования по назначению», то стоит подумать, к какой категории их отнести. При обнаружении такого предмета/вещества он сразу может быть признан отходом по факту попадания в список приложения I со всеми вытекающими последствиями.

    Как учитывать побочный продукт

    Особенность обращения с ПП в том, что их учет нужно вести отдельно и от основной продукции, и от отходов.

    Если принимается решение, что на предприятии образуется именно ПП, то необходимо:

    • начать вести обособленный первичный учет ПП;
    • ежегодно отчитываться о движении таких продуктов;
    • внести соответствующие изменения в программу производственного экологического контроля (ПЭК).

    В программу ПЭК должна быть включена следующая информация:

    • подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства», в котором описан порядок учета ПП производства;
    • перечень видов ПП производства, включающий их наименования в соответствии с письмом Минприроды России от 15.08.2023 № 25-47/30180, например: вид — «побочный продукт производства мебели», продукт — «стружка древесная»;
    • показатели, характеризующие объем образования ПП за год;
    • периодичность (НЕ реже одного раза в квартал) или даты образования ПП;
    • планируемые сроки использования ПП производства в собственном производстве;
    • планируемые сроки передачи в случае передачи ПП другим лицам;
    • сведения о результатах использования ПП в собственном производстве, включая сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием ПП производства, их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
    • сведения о планируемом использовании ПП производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).

    В соответствии с письмом Минприроды России от 16.03.2023 № 25-47/9247 «Об обращении с вторичными материальными ресурсами» запретов в части объемов отнесения образуемых веществ к отходам, либо к ПП не предусмотрено. Вместе с тем необходимо принять во внимание, что в случае отнесения одного и того же вещества к отходам и ПП производства порядок учета такого вещества и разграничения объема его образования или целевого использования должен быть установлен учетной политикой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Присвоение статуса «побочный продукт»

    Перед разработкой и изменениями соответствующих документов предстоит вычленить все фактические обстоятельства, которые имеют значение для присвоения статуса «побочный продукт», а именно:

    1. определить все свойства ПП, процесс его образования, способы применения;
    2. найти все нужные нормативные правовые акты и стандарты, регламентирующие оборот данного продукта, верно их интерпретировать;
    3. систематизировать и регламентировать саму деятельность по получению ПП, а также контролю их качества.
    Перечень документов, которые необходимо разработать или внести в них соответствующие изменения
    Наименование документа Комментарий
    Устав предприятия и ЕГРЮЛ Необходимо внести сведения о соответствующем продукте и ОКВЭД
    Проектная документация Необходимо внести сведения в случае модернизации, реконструкции и т.д.
    Стандарт организации (СТО) Пунктом 5 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой выбранный комитет готовит соответствующее заключение
    Каталожный лист продукции (КЛП) Разрабатывается в соответствии с правилами стандартизации ПР 1323565.1.002-2018; КЛП представляют в региональный Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), КЛП могут не представляться на продукцию, поставляемую конкретному заказчику, для собственных нужд
    Технические условия (ТУ) Разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 (оформление), ГОСТ Р 1.4-2004 (содержание), ГОСТ Р 1.18-2018 (реестр)
    Технологические карты Разрабатываются в соответствии с ГОСТ 3.1121-84
    Технологический регламент (ТР) По разработке технологического регламента нет законодательных норм, конкретные требования индивидуальны, например, есть Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях химического комплекса, утвержденное заместителем Министра Экономики РФ Н.Г. Шамраевым 6 мая 2000 года
    Сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, государственная регистрация вещества В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 и статьи 41 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» благополучие обеспечивается посредством обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном главой 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании»; Согласно статье 43 вышеуказанного закона регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека и отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека. Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, определены разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
    Паспорт безопасности Оформляется в соответствии с ГОСТ 30333-2007 (с 01.09.2024 вступит в силу ГОСТ 30333-2022)
    Порядок первичного обособленного учета побочного продукта, акты оприходования, определение стоимости, контроль качества Побочные продукты производства подлежат учету в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
    ГЭЭ на новую технологию, новое вещество, в т.ч. агрохимикаты (удобрения) Регламентировано Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
    Документы, связанные с логистикой Договор на отгрузку, гарантийное письмо, транспортные накладные (ТН), универсальный передаточный документ (УПД), акты приема-передачи, акты использования продукции (особенно сырьевой)

    В целях избежания каких-либо споров целесообразно исключить упоминание в качестве отхода предмета/вещества, признанного предприятием ПП, из внутренней и внешней документации.

    Таким образом, при принятии решения «отход» или «побочный продукт» важно определить полезные характеристики «отходов» и возможность их повторного использования в производственном процессе, создавая таким образом замкнутую или последовательную производственную систему. Необходимо изучить процедуру применения «побочной продукции», сравнив ее с методами утилизации отходов для снижения потенциальных рисков. Также следует установить требования к «побочной продукции» и ее производству, предусмотренные действующим законодательством, и оценить обоснованность ее производства в свете данных требований.

    13.05.24
    456
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста