Система экологического менеджмента: номинальный сертификат или гармонизация природоохранных процессов?

Сертификация по стандарту ISO 14001 является добровольным, но очень востребованным среди компаний инструментом, который используется для подтверждения соответствия экологических аспектов своей деятельности лучшим практикам. И все же, несмотря на практически 25-летнюю историю сертификации в нашей стране, компании встречаются с трудностями при проведении процедуры и искажением истинных целей сертификации. Ведущие эксперты компании «Полюс» поделились опытом с редакцией EcoStandard.journal: как наиболее эффективно и с наименьшими затратами ресурсов выстроить систему экологического менеджмента по стандарту ISO 14001.

21.07.23
2K

Cодержание статьи

    Евгений Шор
    Директор департамента охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений компании «Полюс»
    Алексей Челюканов
    Руководитель направления по экологическому нормированию и контролю компании «Полюс»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Проблемы методологии и восприятия

    Когда речь заходит о системе экологического менеджмента (далее — СЭМ), большинству руководителей представляется номинальный результат — престижный сертификат, выданный авторитетной международной консалтинговой компанией, которой подтверждается соответствие СЭМ международному стандарту ISO 14001 в актуальной версии 2015 года (далее — Стандарт). Многие представители управленческого звена компании готовы на значительные расходы для его получения, так как понимают, что сертификат соответствия Стандарту является конкурентным преимуществом, маркетинговым инструментом, обеспечивает возможность поставок продукции на рынок благодаря соответствию ожиданиям потребителей.

    Самая первая версия стандарта ISO 14001 была опубликована в 1996 году на базе стандарта BS 7750 (национального стандарта, разработанного Британским институтом стандартов), а в России стандартизация требований к системам экологического менеджмента началась еще в 1998-2000 годах. Несмотря на это, до сих пор во многих случаях отношение к СЭМ достаточно поверхностное, сфокусированное только на получении сертификата, а не реальном изменении системы управления. В первой половине 2000-х годов во многих компаниях обнаруживалось две «экологические службы», ведущие параллельную работу: «отдел экологии», который фактически занимался операционной деятельностью в области охраны окружающей среды и «отдел экологического менеджмента», сотрудники которого занимались составлением документов по шаблонам консалтинговых организаций, необходимых исключительно для получения желаемого сертификата. Такая практика встречается и сегодня, но ведение документов по необходимым формам возложено на экологов в качестве дополнительной нагрузки к основным обязанностям.

    Комментарий:

    Часто приходится слышать фразу: «мы внедрили/внедряем/планируем внедрить систему экологического менеджмента». И каждый раз хочется спросить: «а что вы делали в части охраны окружающей среды до сих пор?».

    Стандарты серии ISO 1400, начиная с основного — ISO 14001, который подразумевают, говоря о сертификации СЭМ, и заканчивая ISO 14064, предназначенным для измерения и уменьшения выбросов парниковых газов, представляют собой систематизированный сборник накопленного опыта по организации природоохранной деятельности. Поэтому, если на предприятии в целом ранее велась деятельность по охране окружающей среды, то большинство процессов будет в том или ином виде соответствовать сформулированному в Стандарте опыту. Следовательно, для соответствия Стандарту потребуется скорректировать наименования процессов компании и внести определенные изменения в сложившуюся практику. Корректнее всего обозначить данный процесс не как «внедрение», а как «модернизация» или «совершенствование». Между тем, постоянное совершенствование является одним из основополагающих правил Стандарта.

    Непосредственное «внедрение» системы экологического менеджмента возможно только на предприятиях и в компаниях, где в целом не затрагивались экологические вопросы. Более того, если у предприятия отсутствует экологическая служба, но появилось веское основание получить сертификат ISO 14001, то этот факт уже будет отмечен в качестве соответствия аудитором в чек-листе напротив положения о необходимости понимания организацией своего контекста.

    Самая большая проблема, с которой сталкивается эколог, впервые встретившись с задачей получить сертификат соответствия ISO 14001, заключается в непонимании терминов «контекст организации», «экологические аспекты», «экологическое условие», «жизненный цикл», «внутренний аудит» и так далее. Объем информации и предстоящей работы могут также послужить достаточно серьезным стрессовым фактором, препятствующим продуктивной самостоятельной работе в этом направлении.

    Алгоритм действий на этапе подготовки и проведения сертификации

    Начиная приводить существующую систему управления деятельностью в области охраны окружающей среды в соответствие с формальными требованиями Стандарта, необходимо понимать, что, вероятнее всего, многие рекомендации Стандарта на предприятии уже выполняются, но называются иначе. Соответственно, первым этапом подготовки к получению сертификата соответствия является описание существующих процессов в терминологии ISO 14001. Опираясь на практический опыт можно заключить, что уделение внимания именно этому этапу существенно сокращает дальнейшие усилия по устранению расхождений с принципами Стандарта. Зачастую, более чем в половине случаев, после описания существующих процессов управления охраной окружающей среды в своей компании специалист обнаруживает, что система в целом соответствовала требованиям стандарта.

    Комментарий:

    Необходимо отметить, что некоторые внешние сертификационные аудиторы, вследствие недостаточной квалификации, требуют, чтобы документированная в рамках СЭМ информация именовалась в соответствии с приведенными в Стандарте названиями. В отсутствии документа, формально озаглавленного «Экологические цели» (раздел 6.2.1 Стандарта), данное обстоятельство рассматривается в качестве несоответствия Стандарту, даже если был представлен, например, утвержденный документ «Ключевые показатели эффективности природоохранной деятельности» или «Стратегия природоохранной деятельности», в которых выполняются все условия Стандарта по отношению к экологическим целям (в части их согласованности с Политикой, измеримости, выстроенного процесса контроля достижения и т.д.).

    В «Полюсе» последовали именно такому алгоритму, когда было принято решение о необходимости зонтичной сертификации всей системы управления на соответствие требованиям ISO 14001 (получение единого сертификата, охватывающего все предприятия компании). Вместо выстраивания новой системы был сделан акцент на синхронизации существующих на различных бизнес-единицах подходов к управлению и дальнейшей классификации их в терминах и определениях ISO 14001. Затем, на этапе сертификации, необходимо было донести сформулированный общекорпоративный подход аудиторам, подтвердить его соответствие Стандарту. Соответственно, был выполнен анализ осуществляемых на бизнес-единицах «Полюса» процессов в сфере охраны окружающей среды и соотнесение их рекомендациями Стандарта.

    Обеспечение компетентности вовлеченных сотрудников

    Для реализации подобного процесса критически важно понимание сотрудниками (особенно представителями экологических служб) основ Стандарта, его содержания и назначения. В терминах самого Стандарта этот принцип звучит как «обеспечение компетентности вовлеченных в процесс сотрудников». При реализации зонтичной сертификации в «Полюсе» существенным преимуществом стал факт наличия у подавляющего большинства предприятий компании собственных сертифицированных систем экологического менеджмента. Следовательно, практически все сотрудники понимали свою роль и задачи в рамках этой работы. Тем не менее, для полной уверенности в понимании персоналом требований сертификации системы экологического менеджмента «Полюса» как единого целого, было организовано обучение для всех экологов компании.

    Чтобы обеспечить компетентность и осведомленность работников предприятий об их роли в рамках системы экологического менеджмента, не обязательно всем сотрудникам — от рабочего до начальника цеха — знать все требования ISO 14001. Бывает, что линейных руководителей отправляют обучаться требованиям Стандарта, но чаще всего это избыточная информация. Они должны знать и понимать экологические аспекты собственной деятельности, цели и задачи в области охраны окружающей среды, но им вовсе не обязательно (хотя и желательно) знать даже терминологию.

    Комментарий:

    Это, кстати, еще один момент, который распространен при внешних аудитах. Аудитор спрашивает рабочего: «каковы экологические аспекты деятельности вашего цеха?» и, не получив ответа, поскольку работник не понимает термина, записывает несоответствие в части осведомленности. Хотя при иной постановке вопроса можно было бы услышать ответ не только про экологический аспект (например, «образование отходов»), но, вполне возможно, и про экологическое воздействие (например, «загрязнение почв в случае размещения в неположенном месте»), и даже про предотвращение загрязнения. Более того, окажется, что в терминах Стандарта сотрудник не только осведомлен (раздел 7.3), но еще и компетентен (раздел 7.2), поскольку прошел обязательное обучение по программе обращения с отходами.

    Обеспечение осведомленности и, при необходимости, компетентности работников линейных служб в рамках системы экологического менеджмента достигается при помощи различных инструментов. Некоторые из них, в частности, упомянутое ранее обучение по обязательным программам (не только в части обращения с отходами, но и в части обеспечения экологической безопасности) предусмотрено законодательством. Другая часть может быть реализована при выполнении прочих обязательных процедур. Конечно, чтобы выполнить все требования международного Стандарта, соблюдения требований только в рамках предусмотренных законодательством процессов недостаточно. Для этого также проводятся и коммуникационные кампании, цель которых — донести необходимую информацию до работников. Самое важное в процессе информирования — это понимание линейным персоналом основной информации, а не формальное заучивание терминологии.

    Комментарий:

    Мы не ставим себе задачу, чтобы рабочий во время внешнего аудита, подобно первокласснику на тумбочке под новогодней елкой, рассказывал заученные, но непонятные ему формулировки. Мы хотим, чтобы он понимал, что от него ждут в сфере вопросов охраны окружающей среды и мог это при необходимости объяснить своими словами.

    Интеграция СЭМ с остальными процессами компании

    Поскольку система экологического менеджмента является частью общей системы управления, нужны в том числе и точки соприкосновения с другими областями — процессы управления должны быть неразрывными. Рабочая СЭМ, которую внедряли не для формального получения сертификата, не может существовать в вакууме. Планирование деятельности (раздел 8.1) и действий по достижению экологических целей (раздел 6.2.2) не может существовать в отрыве от общекорпоративных процедур планирования и бюджетирования. Компетентность (раздел 7.2), упомянутая ранее, не может быть обеспечена без участия коллег из HR, а осведомленность (раздел 7.3) — без участия корпоративных коммуникаций. В процессе управления принятыми требованиями (раздел 3.2.8) и, в особенности, обязательствами (раздел 3.2.9), не обойтись без взаимодействия с юридическим блоком. Таким образом, в работу системы экологического менеджмента оказываются вовлечены все подразделения компании.

    Схема иллюстрирует, как подход Стандарта связывает внутренние процессы организации и внешние факторы воздействия, которые необходимо учитывать при реализации системного подхода.

    Роль экологических рисков в системе экологического менеджмента

    Функционирование СЭМ неразрывно связано с заинтересованностью в ее работе со стороны высшего руководства компании (раздел 5 Стандарта — Лидерство). В отдельных случаях это касается устойчивости всего бизнеса, потому что возможный ущерб окружающей среде, причиненный в результате производственной деятельности (как в результате аварий, так и при несоблюдении имеющихся требований и принятых обязательств), может оказаться не только существенным экологическим воздействием, но и непосильным экономическим бременем.

    Шестнадцатый принцип Декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро, иначе именуемый как «загрязнитель платит», предполагает обязанность загрязнителя нести абсолютно все издержки, связанные с загрязнением. Он лежит в основе проактивного подхода к вопросам охраны окружающей среды в экологическом и экономическом смысле: гораздо дешевле не допустить загрязнения, чем устранять его последствия. В этом контексте любое загрязнение, причиненный вред окружающей среде автоматически становится риском для бизнеса. Недопущение воздействия на окружающую среду — это минимизация подобного риска, исключение возможных негативных сценариев и последствий. В связи с этим нельзя не отметить введение Международной организацией по стандартизации понятия риска в Стандарт редакции 2015 года, которое в версии 2004 года отсутствовало.

    Согласно Стандарту, система экологического менеджмента должна быть неотъемлемой частью общекорпоративной системы управления, однако может сложиться ситуация, при которой в корпоративных документах лишь декларируется данный принцип, в то время как на практике СЭМ функционирует в отрыве от других процессов. «Полюс» изначально поставил цель — добиться полноценной интеграции СЭМ с остальными процессами компании. При этом именно управление рисками является наиболее понятным для всего менеджмента аргументом при коммуникации. На каждый выявленный экологический риск предлагаются мероприятия по его минимизации, за счет чего удается управлять экологическими аспектами, в рамках которых они возникают.

    Соотнесение законодательных требований с требованиями СЭМ

    Задача экологической службы в контексте обсуждения компетентности и осведомленности линейного персонала, с одной стороны, и лидерства топ-менеджмента — с другой — быть своеобразным переводчиком и проводником. Для обеспечения эффективной и стабильной работы системы экологического менеджмента необходимо регулярное осуществление контрольно-измерительных процедур, в рамках которых будет оцениваться как соответствие ожиданиям работы системы, так и соответствие требованиям деятельности, выполнение принятых обязательств. Наряду с требованиями Стандарта в России существуют требования федеральных законов, обязующие природопользователей осуществлять производственный экологический контроль (ПЭК).

    Подробнее о процедуре производственного экологического контроля можете прочитать в нашей статье.

    В рамках данной процедуры, исходя из законодательных требований, осуществляется измерение, анализ и оценка экологических показателей, что в терминах Стандарта ISO 14001 обозначается как «мониторинг» (раздел 9.1). На этом моменте достаточно часто возникает небольшая путаница в терминологии, поскольку в понятийном аппарате федерального законодательства «мониторингу» присущ иной смысл (статья 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Однако данный вопрос трудно разрешим, так как разработчики Международного Стандарта не могут опираться на терминологию федерального законодательства.

    Оценка эффективности СЭМ

    В рамках мониторинговых процедур СЭМ, как и измерительных процедур в рамках ПЭК, предприятие получает информацию о текущих экологических показателях. И если для отчетов, предоставляемых госорганам, этого достаточно, то для понимания состояния системы экологического менеджмента самим предприятием — нет. Сравнивая показатели замеров с установленными нормативами, можно сделать вывод о том, выполняет ли в моменте предприятие требования, но по одним только замерам выбросов или сбросов сделать вывод об эффективности работы системы экологического менеджмента в целом — невозможно.

    Для оценки эффективности системы осуществляются аудиты СЭМ — как внутренние, на практике осуществляемые одновременно с контрольными процедурами в рамках ПЭК, так и внешние, с привлечением сторонних организаций. Их задача — проанализировать управленческие процессы и соотнести с требованиями Стандарта, при необходимости дать рекомендации по улучшению этих процессов.

    Сертификационный аудит, по результатам которого выдается сертификат соответствия, — один из вариантов внешнего аудита, отличающийся по своей сути от диагностических аудитов внешней стороны только конечным результатом. Представители компаний, также как и внешние аудиторы, иногда ошибочно рассматривают процедуру в качестве аналога проверки государственного надзорного органа. Такой подход в корне противоречит смыслу процедуры, заложенному в Стандарт. Аудит — это процесс, направленный на получение подтверждения соответствия, а не наоборот.

    Поэтому в рамках сертификационного аудита проблемы могут возникнуть в случае, если у организации процессы и процедуры, осуществляемые в рамках СЭМ, организованы формально лишь для прохождения аудита. При этом грамотный аудитор всегда заметит подобные формальности, о которых упоминали в начале статьи, когда документация СЭМ ведется отдельно, а на практике деятельность осуществляется иначе и иногда даже другими людьми. Если же изначально основной задачей было не номинальное получение сертификата, а выстраивание работающей системы управления на всех уровнях, трансформация имеющегося опыта работы с экологическими вопросами на разных предприятиях в единую корпоративную систему управления, основанную на рекомендациях ISO 14001, то не составит сложности предоставить аудитору необходимую информацию. Наоборот, организация будет иметь возможность представить подтверждений больше, чем того требуется аудитору.

    21.07.23
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста