Экологический комплаенс: практические кейсы

Экологический комплаенс — это система, включающая оптимальный набор мер с целью реализации природоохранной политики компании. Инструменты, выстраиваемые системой, позволяют снижать эколого-правовые риски любой организации. В статье основатель и руководитель Бюро FUTUR и дискуссионного клуба об устойчивом развитии ESG club, приглашенный преподаватель юридического факультета НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, Полина Позднякова расскажет о составляющих системы экологического комплаенса, почему он так популярен и об аспектах успешного внедрения.

24.05.24
921

Cодержание статьи

    Полина Позднякова
    Основатель и руководитель Бюро FUTUR и дискуссионного клуба об устойчивом развитии ESG club, приглашенный преподаватель юридического факультета НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что включает в себя система экологического комплаенса

    Экологический комплаенс — это система организационно-правовых мер в компании, направленная на снижение риска несоблюдения экологических требований и предупреждение их нарушения. Система включает в себя:

    • закрепление порядка деятельности компании во внутренних документах;
    • детальную проработку бизнес-процессов с точки зрения экологических требований;
    • назначение ответственных лиц;
    • и множество других инструментов (в зависимости от возможностей и желания компании).

    В последнее время экологический комплаенс становится все более популярным организационным инструментом для упорядочения деятельности компании по управлению эколого-правовыми рисками и контролю соблюдения экологических требований.

    Почему экологический комплаенс популярен

    Желание внедрить систему экологического комплаенса в компании объясняется двумя причинами.

    Во-первых, государство обращает все больше внимания на экологическую деятельность компаний. Согласно Докладу о деятельности Росприроднадзора за 2023 год, общее количество экологических контрольных (надзорных) мероприятий почти не изменилось в 2023 году (по сравнению с 2022 годом), а значит, у компаний сохраняется риск быть привлеченными к юридической ответственности за экологические правонарушения. Стабильно растет и количество расчетов вреда, причиненного окружающей среде, (количество расчетов в 2023 году выросло примерно на 30% (по сравнению с 2022 годом) и размер предъявленной к расчету суммы вреда (выросла в 3 раза относительно 2022 года).

    Исключительно средствами экологического менеджмента снять такие юридические и вытекающие из них финансовые риски во многих случаях невозможно. Во многом, потому, что для этого нужна кроссфункциональность и выход за пределы зоны ответственности экологической службы. Именно это может обеспечить комплаенс как корпоративная структура, имея, в том числе, свой собственный кросс-функциональный инструментарий. Дополнительно, для митигации юридических рисков нужна глубокая проработка юридической стороны экологический процессов, для которой требуются определенные компетенции именно и в сфере юриспруденции.

    Во-вторых, постепенно меняется деловая культура. Появляется понимание того, что качественное снижение риска экологических правонарушений и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду возможно достичь только в системном и комплексном подходе. Такой подход заключается в:

    • достижении экологических целей путем упорядочивания деятельности разных подразделений компании, а не только экологической службы;
    • организации групповых мероприятий и действий (судебное оспаривание требований государственных органов, анализ рисков, разработка экологических политик, регламентов, проведение обучения и пр.).

    Ранее в статье мы рассказали о том, что такое экологический комплаенс, как он соотносится с экологическим менеджментом и каковы перспективы его развития. Теперь мы дополним этот материал и разберем практические кейсы ряда компаний, успешно реализовавших экологический комплаенс в своей деятельности.

    Кейс #1. Экологический комплаенс на предприятии по переработке ПЭТ-бутылок

    Перед экологической службой предприятия стояла задача: оптимизировать обращение с отходами. Компания забирала отходы от населения, поэтому значительный пул рисков лежал в этой плоскости. Компания хотела обеспечить правильное накопление отходов, их сбор, а также корректное ведение экологической документации и отчетности для того, чтобы избежать административных штрафов и начисления экологического сбора.

    Подробнее про экологический сбор и систему РОП в 2024 году можно прочитать в нашей статье.

    Реализованные инструменты экологического комплаенса на данном предприятии:

    1. Создание реестра эколого-правовых рисков.

      Этот инструмент нужен для точного понимания эколого-правовых рисков деятельности компании и на какие из них нужно обратить особое внимание.

    2. Определение видов внутренних документов компании для разработки.

      В данном случае были разработаны: экологическая политика и политика по работе с контрагентами. Такие документы фиксируют экологический функционал за подразделениями компании, а также какие действия предпринимать и как взаимодействовать между собой.

    3. Разработка реестра отходов и продукции.
    4. Определение лиц, ответственных за обращение с отходами.
    5. Принятие решения о разработке и доработке должностных инструкций.
    6. Определение периодичности прохождения обучения и формы внутреннего обучения сотрудников.

    В данном случае в результате внедрения инструментов экологического комплаенса удалось не только снизить риск взыскания санкций за экологические правонарушения, но и повысить производительность — увеличился удельный выход продукта.

    Кейс #2. Экологический комплаенс в компании по производству упаковки

    Основная цель компании: оптимизация сброса сточных вод. Предполагалось одновременное сокращение издержек компании и снижение дополнительных эколого-правовых рисков в виде санкций государственных органов, в том числе административных штрафов, а также возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Компания хотела снизить расходы на вывод сточных вод, но не знала, как грамотно организовать их отведение.

    Вместо того, чтобы остановиться на консультировании «Ad Hoc» (категория специальных исследований, проводимых разово, с целью решения конкретных задач), было предложено рассмотреть задачу системно, и разработать инструменты для снижения эколого-правовых рисков на перспективу.

    В данном случае предложены следующие меры экологического комплаенса:

    1. Подготовка порядка оценки эколого-правовых рисков в деятельности компании.

      Этот документ может быть детализирован в соответствующем регламенте или политике организации, но главное — необходимо, чтобы данная процедура была включена в бизнес-процессы, которые сопряжены с эколого-правовыми рисками (в данном случае такая оценка касалась водоотведения).

    2. Формирование порядка контроля состава и свойств сточных вод, а также взаимодействия с контрольно-надзорными органами и общественностью (водоканалом, экологическими службами, местными жителями).

    Подобный порядок утверждается в виде политики или регламента.

    По итогам внедрения экологического комплаенса в компании удалось сократить расходы на водоотведение более чем в 10 раз, при этом был снижен практически до нуля риск возмещения вреда окружающей среде.

    Экологический комплаенс — затратное мероприятие, но, в действительности доступен каждому, потому что предполагает разную степень детализации, разный набор инструментов в зависимости от масштаба компании, ее целей, задач и материально-ресурсных возможностей.

    Кейс #3. Экологический комплаенс в компании по транспортировке нефтепродуктов

    Инициативная экологическая служба компании регулярно сталкивалась с «потолком» в решении экологических задач. Этот «потолок» был связан со сложностью взаимодействия экологической службы с другими подразделениями. Руководитель экологической службы хотела сформировать систему работы по экологии в превентивном ключе — так, чтобы не допускать правонарушений и не создавать дополнительной работы в этой области.

    Экологический комплаенс в компании ранее реализован не был, поэтому были предложены следующие инструменты:

    1. Создание реестра эколого-правовых рисков.

      Оцифровка зон, в которых возникают риски, позволяет увидеть всю картину деятельности компании целиком, и, исходя из имеющихся ресурсов, спланировать работу с наиболее уязвимыми точками.

    2. Определение и назначение ответственных лиц за пределами экологической службы (хозяйственные и технические отделы, финансовые подразделения).
    3. Проработка бизнес-процессов, фиксация во внутренних документах порядка взаимодействия подразделений по ключевым направлениям.

      В данном случае одним из таких направлений было формирование экологической отчетности.

    4. Регулярное обучение сотрудников по экологическому праву.

    В данном случае экономические и правовые эффекты от создания экологического комплаенса видны в перспективе; не все результаты удалось оцифровать к настоящему времени. Однако важный осязаемый результат этой работы проявился сразу — удалось исключить риск возмещения многомиллионного вреда окружающей среде, причиненного почвам, в результате всесторонней оценки рисков, а также упорядочения взаимодействия подразделений компании и контрагентов.

    Экологический комплаенс может быть очень разным, и внедрить его возможно, имея совершенно разные ресурсы. Важно одно — действительно ли руководство компании стремится снижать риски экологических правонарушений и какие шаги для этого она готова предпринять. Ведь, в конечном итоге, экологический комплаенс позволяет не только снижать издержки, но и наращивать производительность за счет проработки и оптимизации производственных процессов.

    24.05.24
    921
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста