14 ноября в Москве состоялся круглый стол, посвященный проблемам обращения с отходами строительства и сноса. В рамках мероприятия были рассмотрены проблемы нормативного правового регулирования данной сферы на федеральном и региональном уровнях, промежуточные результаты реализации отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2030 годы», вопросы «зеленого» строительства и пути вовлечения стройотходов в хозяйственный в оборот. Подробнее об итогах мероприятия и принятых решениях рассказываем в репортаже.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Актуальность повестки
14 ноября на площадке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Москве состоялся круглый стол «Управление отходами строительства и сноса в экономике замкнутого цикла». Организаторы мероприятия — EcoStandard.journal и Российское экологическое общество.
Круглый стол объединил более 80 представителей государственной власти, общественных организаций, экспертного и бизнес-сообщества, чтобы обсудить следующие вопросы:
- Как организовано нормативное правовое регулирование сферы обращения с отходами строительства и сноса на федеральном и региональном уровнях?
- Какие существуют пути вовлечения отходов в производственную деятельность и в оборот в условиях «зеленого» строительства?
- Какие результаты уже достигнуты в 2023 году в области обращения с отходами строительства и сноса?
- Какие проблемы тормозят переход к принципам экономики замкнутого цикла в строительной отрасли?
- Какие задачи необходимо решить, чтобы выстроить эффективную систему управления стройотходами?
Ответы на эти вопросы были озвучены в ходе выступлений представителей Минприроды России, ППК «РЭО», природоохранных ведомств Нижегородской и Московской областей, а также экспертов профессиональных сообществ и игроков рынка обращения со строительными отходами.
Модераторами круглого стола выступили:
- Артём Крылов, шеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации «Деловой России»;
- Наталья Мочалина, заместитель директора Экспертного департамента Российского экологического общества.
Большую часть объемов несанкционированных свалок занимают отходы строительства и сноса. По разным оценкам, в России ежегодно образуется 70-100 млн тонн таких отходов, и меньше четверти из них вовлекается во вторичный оборот. Поэтому сейчас, в условиях перехода к экономике замкнутого цикла, тема управления стройотходами является одной из наиболее актуальных.
EcoStandard.journal, как федеральное СМИ, со своей стороны всячески поддерживает эту тему. Поэтому мы рады, что сегодня на круглом столе, организованном нами совместно с Российским экологическим обществом, удалось объединить представителей власти, бизнеса, общественных организаций и экспертного сообщества, чтобы обсудить текущие сложности и выработать дальнейший план действий для совершенствования системы управления отходами строительства и сноса.
Артём КрыловШеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Николай Кривозерцев, руководитель Экспертного центра по ESG-трансформации Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор EcoStandard group. Спикер предложил расширять сотрудничество между Экспертным центром и Российским экологическим обществом, а также выразил готовность поддерживать проведение на площадке «Деловой России» мероприятия, которые затрагивают наиболее важные сферы жизни граждан.
Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества, также поприветствовал присутствующих, поблагодарил приглашенных спикеров и участников круглого стола за вовлеченность в вопросы по теме управления отходами строительства и сноса, которая для Российского экологического общества является магистральной, а также обозначил поставленные задачи перед собравшимися экспертами в рамках проводимого заседания.
Тема, которую мы сегодня обсуждаем — флагманская для Российского экологического общества. Поэтому нами организована рабочая группа группа по направлению «Обращение с отходами строительства и сноса» и последовательно проводится цикл отраслевых мероприятий по этому треку.
Хочется, чтобы по итогам круглого стола мы вышли с понимаем текущего статуса повестки, а главное — с выработкой конкретных решений и дальнейшего плана действий, зафиксированных в итоговом документе.
Рашид ИсмаиловПредседатель Российского экологического общества
По итогам круглого стола все материалы и поступившие предложения экспертного сообщества по совершенствованию системы обращения с отходами строительства и сноса будут обобщены и направлены в Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Вместе с тем Рашид Исмаилов обратил внимание на печатный выпуск EcoStandard.journal, посвященный экологической повестке в России, в котором он рассказал о 10 «зеленых» трендах для бизнеса, которые помогут сохранить конкурентоспособность на рынке и быть успешным в меняющихся условиях.
Скачать специальный печатный выпуск EcoStandard.journal, посвященный вопросам экологической безопасности, можно по ссылке.
Наталья Мочалина, заместитель директора Экспертного департамента Российского экологического общества, в свою очередь отметила, что количество зарегистрировавшихся на круглый стол участников говорит о повышенном интересе к теме управления строительными отходами, а также подчеркнула важность этой повестки.
Параллельно с нашим мероприятием проходит заседание рабочей группы при Комитете по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Госдумы, посвященное вопросам совершенствования системы управления и правового регулирования в сфере обращения с отходами III — V классов опасности. Это лишний раз доказывает, что тематика нашего мероприятия и поднимаемая повестка крайне важны и актуальны.
Наталья МочалинаЗаместитель руководителя Экспертного департамента Российского экологического общества
Нормативное правовое регулирование обращения со стройотходами
Борис Французов, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России, рассказал о текущей ситуации в законотворческой деятельности по вопросу управления строительными отходами и перспективах вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот.
Спикер обозначил 3 главных тезиса:
- Отходы строительства и сноса занимают большие объемы с точки зрения их распространения по всей стране.
- Каждый регион сталкивается с проблемой образования стройотходов и их дальнейшего обращения, поскольку большая часть несанкционированных свалок образована такими отходами.
- Регионы выступают с просьбой наделить их полномочиями по урегулированию системы обращения с отходами строительства и сноса у себя на местах.
Эти обстоятельства легли в основу проекта федерального закона, разработанного Минприроды России, в котором заложены 2 главных пункта:
- введение понятия «отходы строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства» и разделение полномочий между федеральным и региональным центром;
- правила обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства.
Мы проделали большой путь, дошли с этим проектом федерального закона до Минэкономразвития в части оценки регулирующего воздействия и столкнулись с некими сложностями с точки зрения возможности управления на федеральном уровне правилами субъектов.
Нами разработана конструкция, которой по аналогии с существующими правилами обращения с ТКО планировалось предоставить рамочные положения, в которых была бы установлена основа регулирования стройотходов, а дальше дать возможность регионам в своих порядках устанавливать большую конкретику.
Борис ФранцузовЗаместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России
По словам Бориса Французова, в проект федерального закона заложены те принципы, которые Минприроды считает необходимыми при обращении со стройотходами:
- отсутствие монополизации;
- отсутствие тарификации;
- предоставление возможностей для дальнейшего развития бизнесу, который работает в этой сфере;
- предоставление возможности отходообразователям определять самостоятельно, кому и когда передавать свои отходы.
Также представитель Минприроды России прокомментировал законопроект, разработанный правительством Москвы совместно с ППК «РЭО», согласно которому полномочия по обращению с отходами сноса и строительства, отходами золошлаков, шин, осадками сточных вод и другими отходами будут переданы субъектам РФ, а также поделился дальнейшими планами ведомства.
Сегодня в Госдуме рассматривается проект федерального закона, касающийся инициативы Москвы. Наш проект федерального закона рассматривался на той же площадке 10 ноября при участии субъектов РФ, и подавляющим большинством был поддержан. Более того, были высказаны слова, что его нужно скорее принимать. Мы все это слышим и не планируем останавливаться.
По нашему мнению, проект федерального закона, разработанный Минприроды России, должен пойти вперед, чтобы решить наболевшие вопросы. При этом проект федерального закона Москвы мы готовы рассматривать, поскольку в нем есть инициативы, которые, по нашему мнению, стоит учесть.
В ближайшее время мы планируем урегулировать прохождение оценки регулирующего воздействия с Минэкономразвития и дальше следовать установленному регламенту с нашим проектом федерального закона.
Борис ФранцузовЗаместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России
По итогам принятия законопроекта Минприроды:
- во-первых, появится понятие, что такое стройотходы, чтобы всем было понятно, что именно будет регулироваться;
- во-вторых, регионам будет предоставлено право издавать свои нормативные правовые акты, которые будут регулировать эту сферу;
- в-третьих, регионы смогут создавать региональные информационные системы для отслеживания движение стройотходов.
Результаты реализации отраслевой программы
О реализации отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2030 годы» в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» рассказала Екатерина Демичева, руководитель Департамента экономики замкнутого цикла ППК «Российский экологический оператор». Спикер обозначила основные подходы к формированию экономики замкнутого цикла в строительной отрасли:
- Планирование и проектирование:
- проектирование зданий и сооружений с учетом окончания их жизненного цикла, энергоэффективности и климатической нейтральности;
- использование современных подходов к проектированию, созданию материалов из вторичных ресурсов.
- Подготовка к строительству:
- производство и поставка строительных материалов из вторичного сырья и возобновляемых ресурсов;
- инвестиции в создание объектов, обеспечивающих вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
- Строительство:
- уменьшение потребления ресурсов за счет строительства с применением 3D-технологий, сборного строительства;
- предотвращение образования отходов в строительстве.
- Эксплуатация:
- применение энергоэффективных технологий и систем;
- эффективное использование пространств.
- Окончание жизненного цикла:
- продление жизненного цикла здания за счет рационального и своевременного ремонта;
- использование технологий «умного сноса»;
- повторное использование отходов сноса зданий.
Также Екатерина Демичева прояснила текущую ситуацию с отходами строительства и сноса IV-V классов опасности. Так, в 2022 году в России по Блоку 8 ФККО:
- образовано более 93,8 млн тонн отходов;
- утилизировано 93,1 млн тонн отходов;
- направлено на рециклинг 14,13% отходов.
Реализацию отраслевой программы мы начали с верификации объемов отходов, которые образуются и фактически вовлекаются в хозяйственный оборот, перечня конкретных объектов вовлечения, а также с инвентаризации инфраструктуры и определения обеспеченности субъектов инфраструктурой по утилизации отходов строительства и сноса и получения из них продукции или использования их для выполнения работ.
Екатерина ДемичеваДиректор Департамента экономики замкнутого цикла ППК «РЭО»
По итогам проведенной инвентаризации РЭО совместно с Федеральным дорожным агентством было установлено следующее:
- С 2016 по 2022 годы при строительстве и реконструкции автомобильных дорог в 29 субъектах РФ применялись вторичные ресурсы и вторичное сырье — 2 996,61 тыс. тонн было использовано для этих целей.
- В 2022 году, по данным формы 2-ТП (отходы), лома асфальтобетона направлено на утилизацию — 91,5% (1 127,6 тыс. тонн) от общего количества образованного лома асфальтобетона.
- Совокупная мощность объектов обработки и утилизации отходов строительства и ЖКХ составляет 238 699,3 тыс. тонн.
В 2022 году на обработку и утилизацию было направлено 35 783 тыс. тонн отходов, из которых произведено 35 647,3 тыс. тонн продукции.
Большое количество отходов сейчас не доезжает до объектов утилизации, поэтому перед нами стоит задача разработать стимулы, чтобы эту ситуацию исправить. Мы видим потенциал — можно производить из таких отходов 35 млн тонн продукции, которая, при этом, имеет соответствующую разрешительную документацию, технические условия, соответствует ГОСТам. Это тот объем материалов на рынке, который уже сейчас доступен для использования.
Вторая задача, которую мы преследуем в своей работе, — создать стимулы для немедленного использования этих материалов в хозяйственном обороте.
Екатерина ДемичеваДиректор Департамента экономики замкнутого цикла ППК «РЭО»
В завершение выступления представитель ППК «РЭО» поделилась основными итогами реализации мероприятий в 2023 году в рамках отраслевой программы.
Трек | Реализованные мероприятия | Достигаемый эффект |
---|---|---|
Совершенствование законодательства и нормативного правового регулирования | 18 строительных ресурсов, изготовленных с применением вторичного сырья, включены в Классификатор строительных отходов; Проведена синхронизация Классификатора с государственными элементными сметными нормами | Продемонстрирована практика использования вторичных ресурсов и материалов с использованием вторичного сырья в строительной отрасли; Отработаны технологические режимы сооружений автодорог с использованием ВР и ВС |
Развитие системы мониторинга и анализа данных в сфере обращения с ВР и ВС | Разработана и находится на утверждении форма федерального статистического наблюдения «Сведения о производстве и отгрузке вторичного сырья, продукции из вторичного сырья» | Возможность получения объективных данных об объемах использования ВР и ВС для производства продукции, учета доли ВР и ВС в составе продукции |
Научно-техническое обеспечение развития сферы обращения с ВР и ВС | Разработан Альбом типовых технических решений для реализации «пилотных проектов в сфере строительства и ЖКХ в субъектах РФ | Повышение осведомленности заинтересованных организация в опыте использования ВР и ВС для реализации проектов в сфере строительства и ЖКХ |
Создание инфраструктуры вовлечения ВР и ВС в хозяйственный оборот | Завершена реализация пилотных проектов:
| Продемонстрирована практика использования ВР и материалов с использованием ВС в строительной отрасли; Отображены технологические режимы сооружения автодорог с использованием ВР и ВС для сооружения слоев дорожных одежд |
ВС — вторичное сырье, ВР — вторичные ресурсы
Подходы к обращению с отходами строительства и сноса в субъектах России
Региональные подходы к обращению с отходами строительства и сноса нашли отражение в выступлении Дениса Егорова, министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Он отметил, что для региона актуален вопрос обращения как с отходами III-V классов опасности, так и со строительными отходами.
Очень радует, что вопрос по наделению полномочиями субъектов по обращению с отходами детально рассматривается на федеральном уровне. Мы очень давно ждем этого решения. Еще в 2008 году в Нижегородской области существовал порядок по обращению со строительными отходами, но по протесту природоохранной прокуратуры данный порядок был отменен.
Денис ЕгоровМинистр экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области отметил, что есть район, где совместно с прокуратурой отрабатывается график дежурств, чтобы не возникало несанкционированных свалок, однако в таком «ручном» режиме долго работать невозможно. Поэтому оба законопроекта (предложенный и доработанный Минприроды России; разработанный мэрией Москвы с ППК РЭО) поддерживаются областью по той причине, что они дают полномочия субъектам. В области уже есть понимание, как организовать такую систему по обращению со строительными отходами, есть объекты, которые принимают ТКО и комплексы по обработке и утилизации строительных отходов, а также рассматривается создание станций для разделения, обработки и утилизации таких отходов, чтобы размещать на полигонах уже только «хвосты».
Был разработан типовой раздел проектной документации и контракта, довели это до муниципалитетов, чтобы они включали эти разделы в свои контракты. Так получится более детально получать информацию об образующихся отходах и о том, на какие объекты по обработке и размещению они поступают.
На рабочем совещании я предложил законопроект по строительным отходам дополнить новыми предложениями, представленными от мэрии Москвы, а также провести некий эксперимент: в пилотных регионах, для которых данный вопрос наиболее важен, обкатать эти нововведения. Конечно, Нижегородская область готова в этом проекте участвовать, поэтому ждем, какие решения будут приняты.
Денис ЕгоровМинистр экологии и природных ресурсов Нижегородской области
О работе министерства экологии Московской области в части обращения со строительными отходами доложил Андрей Сиятелев, заведующий отделом по обращению с отдельными видами отходов. Спикер отметил, что 50 млн м3 стройотходов образуется в год на территории Московского региона. При этом были проблемы в недостаточной сортировке на строительных площадках, отсутствовали современные комплексы по переработке смешанных стройотходов и отсутствовал контроль за их перемещением.
Для решения этих проблем Минэкологии МО организована система обращения со стройотходами, которая включает предоставление госуслуг по выдаче разрешений на перемещение стройотходов, создание инфраструктуры и строительство современных комплексов по переработке смешанных строительных отходов и площадок приема отсортированных фракций, а также введение автоматизированной системы контроля за перемещением стройотходов.
Андрей СиятелевЗаведующий отделом по обращению с отдельными видами отходов Министерства экологии и природопользования Московской области
С 1 июня 2021 года введена система электронных талонов, по которым возможно перемещение стройотходов на территории МО. В системе связаны между собой все объекты образования, переработчики, перевозчики и объекты утилизации. Спикер подчеркнул, что за это время удалось выписать более 4 млн электронных талонов. При этом за перемещение стройотходов без электронного талона установлена административная ответственность, в соответствии с положениями которой с начала запуска системы в автоматическом режиме взыскано почти 140 млн рублей. Система позволяет сократить с 40 до 3 дней время подготовки постановления о нарушении, а также трудозатраты инспекторов.
Борьба с нарушителями ведется при помощи камер видеонаблюдения на дорогах и подключенной системы искусственного интеллекта. Она анализирует, есть ли вблизи точки пункты легального размещения отходов, и в противном случае при фиксации одной и той же машины сначала с полным, а затем с пустым кузовом выписывает штраф.
Не остались незамеченными в выступлении спикера и примеры использования вторичных ресурсов. Он рассказал про вовлечение древесины, пластика в изготовление новой продукции, например, при производстве объектов малых архитектурных форм. Однако Андрей Сиятелев обратил внимание на проблему определения доли вторичного сырья в приобретаемых товарах в рамках госзакупок по Постановлению Правительства РФ от 08.07.22 № 1224. Поэтому МО выходит с инициативой и готовит письмо в Минфин России с просьбой внести правки в законодательство в части маркировки продукции, сделанной из вторичных материальных ресурсов.
Дополнил выступление коллеги Виталий Мосин, первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области. Он рассказал о том, что за 2 года так и не был внесен в Госдуму проект закона, который бы давал полномочия субъектам. В то же время большинство субъектов высказались за то, чтобы были представлены уже хотя бы какие-то полномочия. Впоследствии их можно будет дорабатывать и адаптировать под собственные потребности, если что-то окажется недостаточным или излишним. В Москве и МО законы по регуляции данной сферы принимались во времена, когда были формальные полномочия.
О тенденциях и перспективах правового регулирования обращения с отходами строительства и сноса в условиях формирования экономики замкнутого цикла в России рассказал Михаил Пономарев, старший научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», эксперт Российского экологического общества, кандидат юридических наук.
В начале выступления спикер отметил злободневность обсуждаемой тематики и тот факт, что вопросы обращения с отходами строительства и сноса были актуальны достаточно продолжительное время и всегда обсуждалась необходимость законодательного регулирования и устранения пробелов, а также внедрения принципов циркулярной экономики.
Михаил Пономарев отметил, что во многих странах детализирован порядок обращения с такими отходами, начиная от определения понятий и заканчивая договорами с отходообразователями. Он раскрыл историю становления регулирования сферы обращения с отходами строительства и сноса. Среди основных проблем было названо отсутствие терминологического единообразия как ключевого момента в определении видов регулируемых отходов и выбора модели регуляции.
На площадке Деловой России регулярно устраиваются подобные мероприятия по тематике обращения с отходами, но настолько узконаправленную и при этом проблемную тематику я вижу здесь впервые, что очень отрадно.
Невооруженным взглядом видно, как даже в Москве развивается жилищное и инфраструктурное строительство, сносятся старые объекты. Очень часто отходы всех этих процессов вывозятся, хранятся и захораниваются в смешанном виде. В этой сфере необходимо внедрять именно основные правила циркулярной экономики.
Михаил ПономаревCтарший научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», эксперт Российского экологического общества
В своей презентации эксперт отметил такие направления совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами строительства и сноса, как:
- введение федеральной или территориальных схем субъектов РФ в сфере обращения с такими отходами;
- введение института Федерального оператора в области обращения с отходами строительства и сноса;
- закрепление формы типового договора на оказание услуг по обращению с данными отходами;
- введение инвестиционной программы в этой сфере.
Мнение бизнеса и профильных объединений
Взгляд с точки зрения бизнеса на проблему обращения с отходами строительства и сноса озвучила Валерия Гулимова, исполнительный директор Ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс». Она предложила в решении обсуждаемой проблемы исходить из трех посылов:
- «не изобретай лишнюю сущность»;
- «узкие специалисты подобны флюсу»;
- «давайте договоримся о терминах».
Первая мысль спикера сводится к тому, что если маржинальность в деятельности присутствует, и есть возможности сохранить рыночную составляющую в переработке строительных отходов, то переходить к жестким территориальным схемам регулирования потоков или даже к тарифному регулированию — плохая идея. Все, кто работает, в том числе малый и средний бизнес, и готов выполнять правила, соблюдать требования, зарабатывать, решая при этом государственную задачу по снижению захоронения и недопущению образования несанкционированных свалок при принятии нового регулирования, должны «сохранить место под солнцем».
Второй посыл — для отраслевых сообществ, которые раньше самостоятельно разбирались со своими отходами, революционным изменением стал переход регулирования в «сквозной», межотраслевой формат. С этим переходом повестка бережливого производства, использования вторичных ресурсов стала заметной, более значимой. Хотя даже терминология до сих пор понятна не всем представителям отраслей.
Разобраться между вторичным сырьем, вторичными ресурсами, восстановлением, утилизацией, обработкой действительно в конкретных случаях не всегда просто, но необходимо. Решение проблем с отходами возможно только в случае, когда для всех заинтересованных сторон сформируется принятие нового формата регулирования и приоритетность этих задач.
Валерия ГулимоваИсполнительный директор Ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс»
Спикер отметила, что ранее в строительной отрасли было незыблемым утверждение «отходы в строительстве не используются». Это стало одним из краеугольных камней сложившейся ситуации, даже если принимать в расчет, что такое решение поддерживалось из лучших побуждений: соображений безопасности, высоких рисков, наличия «серой зоны», опасений злоупотреблениями. С начала диалога об использовании вторичных материальных ресурсов в строительной отрасли, с принятием соответствующей отраслевой программы в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» ситуация меняется.
Кто же заинтересован и может стать двигателем изменений в обращении с отходами строительства и сноса? Во-первых, как ни удивительно, это бизнес. Именно инвестору, который готов вложить свои средства в обращение с отходами строительства и сноса, требуется обеспечить хотя бы предсказуемость объемов.
Валерия ГулимоваИсполнительный директор Ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс»
По мнению эксперта, для бизнеса, готового открыто и официально работать с переработкой отходов, а также инвесторов в новых условиях важно получить ответ на вопрос о том, как обеспечить объемы загрузки производства. А поскольку обеспечить загрузку через территориальную схему может выглядеть заманчиво, но фактически окажется неэффективно с точки зрения стабильного и устойчивого функционирования, следует продумывать прослеживаемость на уровне информационных систем.
На этом моменте, по словам Валерии Гулимовой, возникает правовая коллизия, так как у регионов нет полномочий создать такую систему, а разобрать отходы «по отраслевым квартирам» в эпоху создания цифровых двойников и больших данных для анализа уже не имеет смысла. Однако и федеральная система обращения с отходами, которая строится поэтапно, также пока еще видится шагом следующего уровня.
Еще одним заинтересованным лицом выступает в решении данной проблемы Минприроды России, которое выделяет деньги на ликвидацию несанкционированных свалок через федеральные проекты. Но и ситуация, и морфология отходов, и рыночная конъюнктура, и возможности вторичного использования в различных регионах сильно отличаются. Для половины регионов и региональных властей проблема строительных отходов стоит достаточно остро, и они готовы брать ее решение на себя. Поэтому на федеральном уровне целесообразно принимать общие правила, а порядки смогут утверждать регионы. Таким образом, это вопрос проявления и разделения ответственности и прав.
Все это предлагается сегодня в рамках законопроекта, разработанного Правительством г. Москвы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», направленного на обеспечение системного регулирования в сфере обращения с отходами III-V классов опасности. В ситуации, когда законопроект об отходах III-V классов опасности и об отходах строительства и сноса оказались рядом, в случае выделения стройотходов в отдельный от прочих отходов сегмент, в законопроект об отходах III-V классов нужно будет переносить еще 40 листов с информацией по информационным системам. Потому что без этого блока документ станет декларативным актом, который, к сожалению, не решит проблему.
Валерия ГулимоваИсполнительный директор Ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс»
Гай Имз, председатель Ассоциации содействия созданию и внедрению норм и правил экологического строительства «Совет по экологическому строительству» в России (RuGBC), рассказал о лучших российских и международных практиках в рамках зеленых стандартов по решению проблемы образования и обращения со строительными отходами.
Спикер рассказал, что деятельность Совета направлена на создание экосистемы по обращению с отходами строительства и сноса, которая объединяет девелоперов, производителей изделий и специалистов, которые занимаются в том числе демонтажем. У каждой организации по производству товаров из вторичного сырья для нужд строительства есть собственный подход к данному вопросу: как можно больше вовлекать в оборот или переиспользовать различные материалы.
В своей организации мы рады выступать в роли популяризаторов экологичных решений для строительной отрасли. У нас есть возможности для распространения кейсов и создания пилотных проектов.
Гай ИмзПредседатель Ассоциации содействия созданию и внедрению норм и правил экологического строительства "Совет по экологическому строительству" в России (RuGBC)
Выступающий отметил комплексность и актуальность вопросов, несмотря на то, что в первый раз о них заговорили в масштабе страны в 2008 году при возведении объектов для Олимпиады в Сочи. При этом опыт строительства олимпийских объектов в Лондоне в 2012 году показал, что повторно можно использовать 90% отходов сноса и не допустить размещения этих отходов на полигонах.
Один из примеров анализа и планирования образования и путей обращения со строительными отходами — система SmartWaste, разработанная амстердамским университетом Madaster. Согласно алгоритму, заранее разрабатывается технический паспорт здания для его строительства по аналогии с BIM-технологией. В нем заранее известны блоки здания, как их можно заново использовать.
Гай Имз рассказал и про лучшие российские практики в данной сфере. Так, 9 ноября прошел ежегодный Международный Демонтажный Форум России 2023, пленарная сессия которого как раз была посвящена изменениям законодательной сферы переработки отходов строительства и сноса. В частности, спикер отметил организацию Крашмаш, которая заявляет о повторном использовании до 80% строительных отходов.
Роль зеленой сертификации в регулировании обращения со стройотходами
Мария Рычагова, руководитель проектов по зеленому строительству EcoStandard group, раскрыла еще один аспект обращения со стройотходами, а именно какие требования заложены в стандартах по зеленой сертификации зданий. Акцент в своем выступлении Мария сделала на новой российской методике зеленой сертификации зданий Клевер.
Национальная система сертификации недвижимости Клевер появилась в ответ на необходимость импортозамещения международных стандартов и вобрала в себя практики LEED, BREAM и даже частично WELL. За год действия получили более 110 заявок на регистрацию, и уникальный случай, что методика включена в зеленую таксономию. То есть сертифицированные объекты могут рассчитывать на льготное финансирование.
Мария РычаговаРуководитель проектов по зеленому строительству EcoStandard group
Так, например, требования стандарта Клевер при демонтажных работах включают:
- проведение аудита перед сносом;
- раздельную переработку отходов демонтажа и строительства.
При этом Мария Рычагова отметила применение инновационного балла: экономической оценки затрат на переработку и анализ рынка методов обращения с отходами применительно к региону.
Спикер также озвучила пункты чек-листа «Отчет по обращению с отходами»:
- назначение ответственных;
- передача на вторичное использование;
- добросовестные утилизирующие компании;
- калькулятор «Сбор данных по отходам»;
- раздельный сбор отходов минимум на 5 групп;
- процедуры для минимизации образования опасных и неопасных отходов.
При этом в зеленом стандарте имеются требования к материалам, использующимся в строительстве:
- содержание переработанной составляющей — не менее 10% (количество перерабатываемого сырья определяется по весу);
- повторно использовать материалы, которые были использованы ранее;
- экологическая декларация продукции (EPD) — Экологическая маркировка III типа (ГОСТ Р ИСО 14025);
- оценка углеродного следа на протяжении жизненного цикла здания LCA;
- оценка стоимости жизненного цикла объекта LCC на протяжении 60 лет в соответствии со стандартом ISO 15686-5:2008.
Посмотреть запись трансляции круглого стола «Управление отходами строительства и сноса в экономике замкнутого цикла» и ознакомиться с презентациями спикеров можно по ссылке.
Напишите, пожалуйста