Стандартное обучение по охране труда не всегда отражает реальные условия работы на предприятии, что увеличивает риск возникновения несчастных случаев. Поэтому для приобретения сотрудниками практических навыков в вопросах охраны труда российской компанией АО «АВТОВАЗ» была организована корпоративная школа безопасности, где работников обучают безопасным методам выполнения работ исходя из специфики профессиональной деятельности. О том, как создавалась школа, как организован процесс обучения по охране труда для более эффективного освоения знаний и каких результатов с помощью нее удалось достичь — рассказываем в материале.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Предпосылки
АО «АВТОВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе. Следуя политике в области охраны труда, предприятие признает наивысшим приоритетом сохранение жизни и здоровья людей, ставя перед собой важную задачу — профилактику, предупреждение и снижение травматизма.
Все работники предприятия проходят классические вводные и первичные инструктажи по охране труда на рабочих местах. В рамках первичных инструктажей сотрудники знакомятся с инструкциями по охране труда и при необходимости проходят стажировку на рабочем месте, что позволяет отработать безопасные приемы работ и узнать общие правила по охране труда при выполнении своих обязанностей.
Как показывает практика, зачастую полученные знания недостаточно эффективно усваиваются, так как базовое обучение по охране труда связано в основном с теоретическими знаниями, и за относительно небольшой промежуток времени сложно охватить всю специфику деятельности.
Данные наблюдения поспособствовали идее создания в компании корпоративной школы, в которой работники будут обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ на практике.
Главная цель школы безопасности — закрепление и трансформирование полученных ранее теоретических знаний обучающихся в практические умения, приобретение и усовершенствование профессиональных навыков в вопросах охраны труда.
Методология обучения и техническое оснащение школы должны обеспечивать возможность практического обучения всем базовым требованиям охраны труда и инструментам безопасности, которые реализованы и применяются на территории предприятия в зависимости от профессии и вида выполняемых работ.
Что представляет собой практическая школа безопасности
В 2022 году в АО «АВТОВАЗ» была организована практическая школа безопасности, инициатором создания которой был директор службы по охране труда совместно с руководителями подразделений. По принятой концепции обучение в школе должны пройти 100% персонала предприятия — от рабочих до руководителей высшего звена.
Школа состоит из нескольких тренировочных локаций на производственном участке, которые соединены между собой безопасным маршрутом прохода. На каждой локации смоделированы рабочие места, специфичные для производственного подразделения, в котором она располагается. При этом все оборудование школы абсолютно безопасно для обучающихся.
В школе представлены 2 тренировочных участка:
- роботизированная ячейка;
- модель пешеходной инфраструктуры с участком выхода на технологический проезд.
1. Роботизированная ячейка
При выполнении ремонтных работ и обслуживании оборудования существует опасность, связанная с остаточной энергией. Для предотвращения риска возникновения несчастного случая смоделирована роботизированная ячейка.
В действующей ячейке выполнена идентификация и маркировка источников энергии, точек блокировки, разработаны схемы расположения источников энергии и стандартные карты LОТО, точки отключения энергии оборудованы блокирующими устройствами, мультибарами (стеллажами) и измерительными приборами.
Работники проходят обучение и получают знания и компетенции по безопасным методам выполнения работ, практические навыки по применению процедур:
LOTO — применение блокировочного оборудования к источникам энергии
Процедура LOTO предназначена для:
- обеспечения безопасности во время проведения работ по техническому обслуживанию технологического оборудования;
- исключения опасных ситуаций, связанных с несанкционированной подачей любого вида энергии (электрической, механической, гидравлической, пневматической, химической, тепловой).
В АО «АВТОВАЗ» действует стандарт «Отключение, блокировка и запирание энергии. Проверка и вывешивание предупредительных бирок». Стандарт устанавливает порядок отключения всех источников энергии с последующей их блокировкой и запиранием, а также вывешиванием предупредительных бирок и проверкой отсутствия энергии перед производством любых видов работ, которые предполагают нахождение работников в зоне, где наличие энергии может привести к получению травм.
Для маркировки источника энергии, который подлежит отключению и блокировке, используется принятый формат, который включает в себя:
- цветовую идентификацию;
- наименование энергии;
- буквенное обозначение;
- порядковый номер идентичного вида энергии;
- значение в установленных единицах измерения.
Процедура применения LOTO прописывается в картах стандартной операции LOTO, которые являются регламентированными пошаговыми инструкциями по выполнению операций отключения и блокировки источников энергии, а также вывешивания предупредительных бирок.
- Программирование, движение робота с помощью ручного пульта
- Оценка профессиональных рисков
Проверка предохранительных устройств
Также на участке представлены:
- стандарты и места хранения химических материалов;
- наглядный пример организации работ на высоте и ограничения доступа на площадки обслуживания;
- стандарты применения СИЗ.
- имитация «слепой зоны» для водителя за счет рамы погрузчика;
- имитация «слепой зоны» для водителя и пешеходов (для обеспечения безопасности в зоне с ограниченной видимостью установлено сферическое зеркало, которое позволяет участникам движения видеть друг друга).
- Тренер рассказывает о реализованных в школе безопасности требованиях, нормах и правилах, на практике показывает приемы выполнения процедур и стандартов безопасности.
Во второй части обучения тренер предлагает обучающимся самостоятельно выполнить процедуры, объяснить реализованные в школе практические требования и правила.
Сам процесс напоминает квест и проходит в игровой форме.
- Далее тренер на примере нескольких небезопасных ситуаций рассказывает о случившихся несчастных случаях на производстве, тем самым подкрепляя свои слова фактами из жизни. В конце занятия обучающимся предлагается проанализировать свои ошибки для закрепления усвоенного материала.
2. Модель пешеходной инфраструктуры с участком выхода на технологический проезд
На другой тренировочной локации смоделирована пешеходная инфраструктура с участком выхода на технологический проезд, где проходит обучение водителя погрузчика, а именно:
Этапы создания школы
1 этап
Определение концепции
Идея создания школы безопасности была разработана руководителем службы по охране труда, и совместно с главным специалистом разработана методология обучения и преподавания. Также был установлен перечень необходимых комплектующих и оборудования для дальнейшей реализации проекта.
2 этап
Выбор месторасположения
На втором этапе было утверждено наиболее удобное месторасположение школы исходя из большой территории предприятия и дополнительно предусмотрен безопасный маршрут для обучающихся, так как тренировочные участки будут находиться непосредственно на производственной площадке.
3 этап
Строительство и запуск
Одной из главных задач при организации школы безопасности была минимизация издержек с точки зрения капитальных вложений. Инвестиции на реализацию проекта были незначительны, так как школа создавалась силами работников АО «АВТОВАЗ», а в качестве тренировочного оборудования применялась списанная техника.
Организация процесса обучения
Для качественного обучения работников службой по охране труда подготовлены несколько тренеров из числа специалистов по охране труда и производственного персонала.
Группа обучающихся собирается из 5-7 сотрудников. Занятия проходят в формате диалога — тренер дает необходимую информацию и сразу же отвечает на возникающие вопросы учащихся. В конце занятия тренер также собирает обратную связь от каждого, что помогает постоянно совершенствовать процесс обучения.
Обучение включает 3 части:
Результаты проекта
Обучение в практической школе по охране труда проходят на ежегодной основе все сотрудники, включая руководящий состав, что повышает уровень культуры безопасности каждого.
Новый подход обучения в рамках школы безопасности основывается на игровом формате и не предполагает долгих монотонных лекций. Это способствовало быстрому вовлечению сотрудников в обучающий процесс и повышению мотивации на расширение и отработку профессиональных навыков на практике.
Создание школы безопасности и дальнейшее обучение в ней всех сотрудников предприятия существенно повлияло на уменьшение количества небезопасных ситуаций на рабочих местах, что, соответственно, поспособствовало снижению затрат вследствие минимизации риска возникновения несчастных случаев.
Прямые затраты | Косвенные затраты |
---|---|
Компенсации | Повторное обучение |
Штрафы | Потеря репутации компании |
Ущерб оборудованию | Затраты на расследование НС |
На большинстве участков производственных подразделений наблюдаются существенные позитивные изменения в состоянии охраны труда, так как количество выявленных замечаний и отклонений по охране труда в рамках проводящихся патрулей безопасности на уровне директоров снизилось в 5 раз.
Также наблюдается замотивированность и раскрытие творческого потенциала от работников, которые прошли обучение в школе безопасности. От сотрудников поступило свыше 45 рационализаторских предложений по охране труда, направленных на повышение безопасности рабочих мест. 12 из них были номинированы в качестве лучшей идеи по охране труда в рамках проводящегося в АО «АВТОВАЗ» конкурса «Лучшая идея».
Напишите, пожалуйста