Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
В 2023 году Правительство России утвердило комплексную государственную программу для повышения энергетической эффективности. По ее результатам, к 2035 году показатель энергоемкости ВВП страны должен снизиться на 35% в сравнении с 2019 годом. Отдельно в программе прописана необходимость популяризировать энергосбережение среди населения.
С одной стороны, потребление электроэнергии домохозяйствами растет быстрее, чем у бизнеса. С другой стороны, большинство россиян (63%) в повседневной жизни редко следят за расходованием электроэнергии или вовсе этого не делают и в то же время расходуют ее неэкономно.
При этом исследование Аналитического центра НАФИ свидетельствует, что почти 6 из 10 россиян готовы экономить дома электроэнергию, но до тех пор, пока это для них удобно.
Как в таком случае наиболее эффективно популяризировать энергосбережение? С одной стороны, через преимущества для кошелька — для трети граждан это действенный стимул. С другой стороны, — и это важно для большей части россиян, — через обеспечение инфраструктуры и технологий для большего удобства экономии электроэнергии в быту. Речь идет о цифровых технологиях, в том числе «умного дома».
Влияние цифровых технологий и использования цифровых устройств на окружающую среду — одна из компонент цифровой грамотности. Существует относительно общее для международного сообщества понимание цифровой грамотности и того, что в нее входит. Это описывается рамкой цифровых компетенций DigComp, на которой строится и всероссийское тестирование цифровой грамотности НАФИ, проводимое на платформе « Цифровой гражданин»;.
Анализ результатов теста цифровой грамотности именно в этой части показывает, что знания россиян за последние три года почти не менялись — по 100-балльной шкале оценки знаний варьировались здесь от 69 до 72 п.п. Можно сказать, что средний для россиян результат лежит в области базовых знаний по этой теме.
Чтобы использовать современные цифровые технологии, в том числе технологии «умного дома», нужно не только знать о них и ими интересоваться, но также обладать общей инженерной грамотностью.
На сегодняшний день цифровая грамотность — это не только умение работать на компьютере. Она затрагивает большое количество смежных сфер. Ее охват тем больше, чем сильнее цифровые технологии проникают в различные сферы нашей жизни. В том числе, цифровая грамотность формирует и экологическую осознанность в аспекте экологобезопасного использования современных цифровых устройств.
Работодатели также играют важную роль в контексте ESG-повестки, разрабатывая корпоративные стандарты экологически грамотного цифрового поведения на рабочем месте. Внедрение таких стандартов не только улучшает имидж компании среди сотрудников и клиентов, но и способствует формированию культуры ответственности за экологические последствия своей деятельности. Если работодатели будут активно поддерживать инициативы по повышению уровня цифровой грамотности своих сотрудников, это позволит им более эффективно использовать технологии для достижения устойчивых результатов".
Екатерина ГалашеваМенеджер по развитию инновационных IT-продуктов Аналитического центра НАФИ
Аналитический центр НАФИ — исследовательская компания широкого профиля, один из лидеров российского рынка. Входит в топ-3 самых цитируемых российских аналитических агентств и имеет более 200 упоминаний в РИНЦ. Данные Аналитического центра НАФИ используются государственными ведомствами, российскими и иностранными компаниями, общественными организациями и СМИ.
Напишите, пожалуйста