Экологическое законодательство за май 2023: новые правила в части обращения с отходами и воздействия на атмосферу

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за май 2023 года: об исключении отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), установлении предельного срока эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не более 25 лет, введении льготного кредитования для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ предприятиями ТЭК и многом другом.

31.05.23
4K

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Обращение с отходами

    Исключение отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)

    Вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211), опубликованным 17 мая 2023 года.

    При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.

    Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:

    • технический проект или иную проектную документацию, предусмотренную Законом о недрах и/или
    • проект рекультивации земель, который подтверждает использование всего объема вскрыши, находящейся на данном объекте.

    Приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211 вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

    У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:

    • ликвидация горных выработок;
    • рекультивация земель;
    • добыча полезных ископаемых и полезных компонентов;
    • для собственных производственных и технологических нужд;
    • для ведения горных работ;
    • для передачи иному лицу в целях использования для собственных производственных и технологических нужд.

    Скорректированы правила утверждения разрабатываемой недропользователями проектной документации

    Изменения, направленные на установление требований к проектной документации в части использования отходов недропользования опубликованы в постановлении Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127» (далее — постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801).

    Внесение изменений связано со скорым вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ и отдельные законодательные акты РФ».

    Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 вводит следующие правила утверждения проектной документации:

    • устанавливает необходимость включать технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород (если такое использование планируется);
    • предусматривает необходимость учета добычи полезных ископаемых и компонентов из отходов недропользования в проекте опытно-промышленной разработки месторождения, техническом проекте разработки месторождения, технологической схеме первичной переработки минерального сырья;
    • вводит требование при планировании использования отходов недропользования для других целей включать соответствующие технические и технологические решения в технический проект разработки месторождения и/или технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, и/или технический проект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
    • исключает возможность направления документов на бумажном носителе: заявление и документы для согласования проектной документации необходимо будет направлять в электронном виде (в том числе с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг»);
    • сокращает сроки и конкретизирует порядок рассмотрения и согласования проектной документации.

    Оно вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Согласованные до этой даты технические проекты и другая проектная документация, соответствующие постановлению Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 и предусматривающие использование отходов недропользования, действуют до окончания своего срока.

    Установлен предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не более 25 лет

    Опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности», устанавливающее порядок определения сроков эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности (ОРО).

    Срок эксплуатации таких объектов определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Этот срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.

    Решение об определении данного срока необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

    Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

    Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).

    С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в постановлении от 01.05.2023 № 737, положений которого теперь будут придерживаться застройщики ОРО.

    Введены в действие Межгосударственные стандарты по переработке упаковки

    С 1 мая 2023 года введены в действие два новых стандарта, касающихся переработки упаковки:

    • ГОСТ ISO 18604-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка материалов (введен в действие Приказом Росстандарта от 21.09.2022 № 970-ст);
    • ГОСТ ISO 18606-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка органическим способом (введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2022 № 952-ст).

    Оба ГОСТа относятся к группе стандартов ISO, охватывающей воздействие упаковки на окружающую среду на протяжении всего цикла ее использования.

    ГОСТ ISO 18604-2022 устанавливает требования к упаковке, классифицируемой как перерабатываемая путем рециклинга материалов, из которых изготовлена упаковка, с учетом развития технологий производства и переработки упаковки. Он описывает критерии оценки упаковки для определения возможностей ее переработки путем рециклинга. В число критериев включены входят:

    • проверка состава/конструкции и процесса производства упаковки;
    • пригодность к переработке имеющимися технологиями рециклинга материалов;
    • выбросы (сбросы) в окружающую среду в результате переработки использованной упаковки;
    • возможность сортировки упаковки конечным пользователем.

    ГОСТ ISO 18606-2022 посвящен переработке упаковки органическим (биологическим) способом в целях производства компоста (удобрения, которое способствует повышению плодородности и предотвращает эрозию почвы) или компоста и биогаза. Компост и биогаз производится из биоотходов, например, из органической фракции твердых коммунальных отходов, отходов животного и растительного происхождения и других видов биоразлагаемого материала. Некоторые виды использованной упаковки (некоторые виды пластмасс, бумаги) могут быть переработаны вместе с потоками органических отходов.

    Указанные ГОСТы вводятся впервые.

    Ознакомиться с указанными ГОСТами стоит производителям товаров и упаковки, которые намерены перейти к использованию более простой в переработке упаковки. Такой переход становится более актуальным в контексте рассматриваемой Госдумой реформы расширенной ответственности производителей (РОП). В рамках этой реформы ответственность за утилизацию упаковки планируется перенести на ее производителей, а суммы экологического сбора, уплачиваемого вместо самостоятельной утилизации упаковки, будут зависеть в том числе от пригодности упаковки для переработки.

    Воздействие на атмосферу

    Предприятия ТЭК смогут получить льготный кредит для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ

    Предприятия топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» смогут получить льготные кредиты на мероприятия по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу. Такая возможность закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 709 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для выполнения мероприятий по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 709).

    Льготное финансирование можно получить на модернизацию объектов электрогенерации и теплоснабжения, в том числе на внедрение специального оборудования по улавливанию и утилизации вредных веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферу. Условия финансирования:

    • ставка составит 3% годовых;
    • разница будет субсидироваться государством до конца 2024 года.

    Льготные кредиты будут доступны для предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. В этих городах с 2019 года проходит эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Его цель — сократить количество таких выбросов и улучшить состояние окружающей среды.

    Подробнее об эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ рассказывали в статье.

    Финансирование новой кредитной программы будет идти в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Предполагается, что в 2023–2024 годах общий объем субсидирования льготных кредитов может составить до 3,4 млрд рублей.

    Обновлен перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

    На официальном сайте Минприроды 10 мая 2023 года опубликован обновленный перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — Перечень).

    Перечень был дополнен Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (железнодорожная техника), ПАО «НЛМК», Ростов-на-Дону, 2023.

    Указанная методика устанавливает метод расчета выбросов следующих загрязняющих веществ в атмосферный воздух от железнодорожной техники ПАО «НЛМК»:

    • оксиды азота NOx (NO и NO₂);
    • оксид углерода (CO);
    • смесь углеводородов (СхНу);
    • углерод (пигмент черный, сажа);
    • диоксид серы (SO₂).

    Предприятия используют методики расчета выбросов в случаях:

    • в ходе их инвентаризации при подготовке разрешений на выбросы;
    • при расчете массы выбросов;
    • при разработке нормативов допустимых выбросов;
    • при проверке отчетов производственного экологического контроля.

    Применять ту или иную методику можно после ее включения в Перечень методик, который ведет Минприроды России. Методики разрабатывают и используют предприятия при определении величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетными методами. В 2020 году данный перечень включал лишь 21 методику, на сегодняшний день их количество выросло до 121.

    Изменены правила оснащения систем автоматического контроля выбросов на квотируемых объектах

    Опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

    Согласно нормативно-правовому акту внесены изменения в:

    • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
    • Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

    Среди основных нововведений можно выделить:

    • определение особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля;
    • установление особенностей осуществления государственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов;
    • определение сроков оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов в зависимости от месторасположения квотируемых объектов.

    Между тем, как установлено ранее пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду стационарные источники выбросов загрязняющих веществ должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ.

    31.05.23
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста