Проведение мониторинга атмосферного воздуха, критерии выбора лаборатории для проведения ПЭК, куда и в какие сроки направляется отчет по ПЭК, контроль загрязняющих веществ для объектов III категории НВОС в рамках ПЭК — на эти и многие другие вопросы ответила Татьяна Шитова, инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл». Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
Наше предприятие относится к III категории НВОС. Как понять, нужно ли нам осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК или нет?
Территориальные органы Росприроднадзора совместно с территориальными органами Росгидромета устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень), в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В настоящее время законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха не установлены критерии определения объектов НВОС, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Однако, из письма Росприроднадзора от 17.07.2018 № АА-03-01-31/14733 следует, что при формировании Перечня объектов может быть использована информация, включенная в государственный реестр объектов НВОС.
Таким образом, мониторинг атмосферного воздуха должны проводить все объекты, которые включены в Перечень объектов, утверждаемый территориальными органами Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Росгидромета. Перечень объектов может находиться в любом разделе на сайте соответствующего территориального органа Росприроднадзора, чаще всего в разделе «природопользователям» (подраздел «отчетность», «надзор», «нормирование»). Например, данная информация на сайте Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора находится здесь.
Региональные органы исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды также опубликовывают на своих сайтах перечни объектов НВОС, обязанных осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
В перечни включена, как правило, большая часть объектов I-III категории НВОС федерального надзора, у которых есть выбросы.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Вопрос #2
Нужно ли получать специальную лицензию на проведение мониторинга атмосферного воздуха?
В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2020 № 1845 «О лицензировании деятельности...», работы по проведению наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха должны осуществляться на основании выдаваемой Росгидрометом лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Лицензирующим органом является Росгидромет.
Также в письме Минприроды России от 24.02.2016 № 14-47/3703 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях» указано, что для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Вопрос #3
Допустимо ли проведение ПЭК лабораторией, аккредитованной в добровольной системе аккредитации?
Согласно пункту 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа ПЭК должна содержать в том числе сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации. Аккредитацию лаборатории можно проверить на сайте.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Таким образом, проведение ПЭК допустимо только лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Вопрос #4
Компания осуществляет деятельность на нескольких объектах, все они подлежат региональному надзору, и только один федеральному. Куда в таком случае подавать отчет по ПЭК? Нужно ли отдельно формировать отчеты на федеральный и региональный объекты?
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении юрлицом или ИП хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывают НВОС и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юрлица или ИП осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.
Таким образом, в случае осуществления юрлицом или ИП деятельности с использованием объектов, оказывающих НВОС, хотя бы один из которых включен в федеральный государственный реестр, представляют отчеты по ПЭК по всем объектам в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности. Подавать отчет по ПЭК необходимо через Личный кабинет природопользователя.
О функционале, структуре и возможностях Личного кабинета природопользователя можно прочитать в нашей статье.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Вопрос #5
В НПА указано, что отчет по ПЭК нужно представлять до 25 марта. Этот срок подразумевает 25 марта включительно или же до окончания дня 24 марта?
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля...» отчет по ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Формулировка «до 25 марта» не дает четкого представления о последнем дне срока. Судебная и правоприменительная практики не дает четкого ответа на данный вопрос, т.к. они диаметрально противоположны.
Согласно разъяснениям Росприроднадзора, изложенным в письме от 15.10.2020 № МК-02-02-32/34869 «О предоставлении информации», последняя дата представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК — не позднее 23:59:59 24 марта года, следующего за отчетным.
Минприроды России в письме от 09.09.2020 № 12-50/11613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отмечает, что представление отчета по ПЭК в соответствующий орган носит гражданско-правовой характер. Так, согласно части 3 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня срока.
Тем не менее, практика в регионах различна, и стоит ориентироваться на требования надзорных органов вашего региона. Все же рекомендуемый наиболее безопасный срок представления отчета по ПЭК — 24 марта.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Вопрос #6
Какие загрязняющие вещества необходимо контролировать в выбросах объектов НВОС III категории, и как отражать результаты контроля в отчете по ПЭК?
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов (НДВ), нормативы допустимых сбросов (НДС) не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах и сбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
В силу пункта 9.1.1 Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля...» в план-график контроля включаются загрязняющие вещества, в том числе маркерные, присутствующие в выбросах стационарных источников, в отношении которых:
- установлены технологические нормативы;
- НДВ (предельно допустимые выбросы);
- временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы)
с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные), показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников.
Поскольку для веществ III-IV классов опасности не устанавливаются нормативы, то такие вещества не могут быть включены в план-график контроля и, следовательно, отражены в отчете по ПЭК. Однако, настоящим законодательством подразумевается осуществление выбросов в пределах норматива при условии указания результатов контроля в отчете по ПЭК.
Таблицы 2.1 и 2.2 формы отчета по ПЭК заполняются, если осуществляется контроль выбросов загрязняющих веществ, который для объектов III категории НВОС проводится только в отношении нормируемых веществ в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.06.2023 № 411. Следовательно, если контроль не проводится, то данные включены в отчет по ПЭК быть не могут, в том числе по данным инвентаризации.
Татьяна ШитоваИнженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
Напишите, пожалуйста