Штрафы за превышение квот выбросов: как разделились мнения власти и бизнеса

В январе 2023 Российский союз промышленников и предпринимателей предупредил, что его представители могут не справиться с квотами на выбросы из-за недоступности зарубежного оборудования. В связи с этим бизнес просит не принимать в 2023 году законопроект об оборотных штрафах за выбросы, которые превышают квоты. Каковы главные цели введения оборотных штрафов за выбросы, кого они коснутся, какие аргументы приводит РСПП и что уже реализовано — разбираемся в нашем материале.

07.02.23
5K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal
    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Эксперимент по квотированию выбросов: цели и участники

    В январе 2020 года стартовал эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в 12 промышленных городах и городских округах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.

    Города-участники проекта «Чистый воздух»

    Эксперимент проводится в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» и направлен на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в наиболее загрязненных промышленных центрах.

    Если учитывать новые гигиенические нормативы, то окажется, что в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 50,6 млн человек. Это составляет 46% городского населения России.

    По подсчетам аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росгидромета, в первом полугодии 2022 года количество зафиксированных в России случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха уменьшилось по сравнению с рекордными показателями аналогичного периода 2021 года почти в два раза, однако осталось значительно выше допандемийного уровня.

    Цель эксперимента по квотированию выбросов — снизить к концу 2024 года уровень вредных выбросов на 20% по сравнению с 2017 годом.

    В конце 2021 года на совещании с правительством президент Владимир Путин поручил ввести ответственность за недостижение или несвоевременное достижение квот выбросов, установленных «Чистым воздухом», в том числе в виде оборотных штрафов и ограничений при выплате дивидендов.

    Такие штрафы сложно сделать мотивирующими к нужному поведению. Потому что вряд ли вы установите какие-нибудь сотни миллионов долларов за эти нарушения. <...> Но есть же разные варианты. Например, ограничение в выплате дивидендов, оборотные штрафы.

    Владимир Путин
    Президент Российской Федерации

    Тогда Минприроды предложило внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), чтобы установить такие штрафы в размере от 5 до 10% от общей выручки за год, предшествующий нарушению, для компаний, которые не снизят выбросы до установленного предела. Так появился проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП в части ответственности за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — законопроект).

    Для каждой территории проведения эксперимента по квотированию выбросов предварительно были проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха и определены:

    • перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;
    • перечень источников выбросов, влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;
    • предложения по перечням определяемых в соответствии с правилами квотирования выбросов контрольных точек с указанием координат для определения допустимых вкладов в концентрацию.

    На основе сводных расчетов были выполнены расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых определен перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента.

    Перечень квотируемых объектов формируется Росприроднадзором. В этот перечень включаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, к которым относятся не только промышленные предприятия, но и объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, выбросы которых содержат приоритетные загрязняющие вещества. Для этих объектов устанавливаются квоты выбросов. Компании и ИП, осуществляющие деятельность на квотируемых объектах, обязаны реализовывать специально разработанные планы мероприятий, направленные на достижение установленных квот выбросов.

    Изначально сроки проведения эксперимента были установлены с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года. Однако иностранные санкции ограничили возможность закупок западного оборудования, необходимого для модернизации производств, поэтому срок окончания эксперимента продлен на 2 года, до 31 декабря 2026 года (статья 9 Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    С 1 сентября 2023 года участниками эксперимента по квотированию вредных выбросов станут еще 29 городов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха (Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2022 № 1852-р), для которых планируется к 2030 году вдвое сократить количество опасных загрязняющих выбросов по сравнению с показателями 2020 года. Эксперимент будет проводиться в несколько этапов:

    1. до 15 июня 2024 года — проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха;
    2. до 15 декабря 2024 года — проводятся расчет и оценка рисков для здоровья человека;
    3. до 15 марта 2025 года — утверждаются перечни квотируемых объектов, перечни компенсационных мероприятий и устанавливаются квоты выбросов;
    4. до 15 октября 2025 года — утверждаются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
    5. по 31 декабря 2030 года — реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов.

    Реализация федерального проекта «Чистый воздух» и перспективы развития

    По данным выступления в Государственной думе руководителя проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максима Королькова, в 2022 году все промышленные предприятия подтвердили свои планы по снижению выбросов даже с учётом текущих внешнеполитических ситуаций. На сегодняшний день инвестиции составляют порядка 830 миллиардов рублей.

    За прошедшие два года инвестиции предприятий-загрязнителей в городах-участниках проекта «Чистый воздух» уже составили более 450 млрд рублей. Ни одна из компаний не отказалась от дальнейшей экологической модернизации, подтвердив планируемые проекты со сроком реализации до конца 2024-2026 г.

    Виктория Абрамченко
    Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

    На инициированном в конце 2022 года Викторией Абрамченко совещании с представителями бизнеса по реализации федерального проекта «Чистый воздух» было заявлено о снижении количества опасных выбросов в регионах в рамках проекта на 223 тысячи тонн. Предполагается дальнейшая экологическая модернизация на всех предприятиях до 2026 года.

    Достижение целевого эффекта запланировано в 2024 году — после перевооружения доменной печи и вывода из эксплуатации агломерационных машин «Северстали», а также замены катализаторов очистки серной кислоты со стороны «Фосагро».

    Для более качественного и усиленного контроля выбросов также были приняты нововведения общего для всех субъектов характера:

    • до конца 2025 года предприятия будут оснащены российскими автоматическими приборами для контроля выбросов загрязняющих веществ;
    • у Росприроднадзора появилось право постоянно контролировать соблюдение квот выбросов на крупных предприятиях и выдавать штрафы при нарушениях.

    В 2023 году планируется усиление контроля над реализацией планов предприятий по снижению выбросов. Совместно с регионами и крупными предприятиями планируется расширить сеть наблюдений за качеством воздуха в городах. Также в некоторых регионах продолжится экологизация общественного транспорта и перевод отопления частных домовладений с угля на альтернативные виды топлива.

    Описание законопроекта

    Редакция EcoStandard.journal запросила комментарии Минприроды по наиболее актуальным вопросам в связи с принятием законопроекта об оборотных штрафах. Ниже представлены официальные комментарии, подготовленные директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды РФ Р.А. Мальцевым.

    Официальная позиция Минприроды РФ заключается в том, что выбросы в атмосферный воздух приоритетных загрязняющих веществ представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также компонентам окружающей среды и экосистемам, в связи с чем недостижение квот выбросов имеет высокую степень общественной опасности, что обуславливает целесообразность установления ответственности в виде административных штрафов, исчисляемых исходя из размера выручки.

    На данный момент в законодательстве отсутствуют механизмы воздействия на хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение достижения квот выбросов. На практике такая ситуация может привести к бездействию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и недостижению квот выбросов.

    Основной целью установления ответственности в виде административных штрафов, исчисляемых исходя из размера выручки, является превенция (предупреждение) совершения правонарушения, выражающегося в умышленном недостижении квот выбросов. Механизм квотирования выбросов направлен на обеспечение качества атмосферного воздуха и снижение выбросов загрязняющих веществ. Недостижение предприятиями квот выбросов прямо противоречит поставленным Президентом РФ национальным целям и стратегическим задачам.

    В пресс-службе Минприроды также заявили, что крупные промышленные предприятия планово проводят модернизацию и реконструкцию своих производств для того, чтобы снизить экологическую нагрузку на атмосферный воздух. На совещании в Правительстве РФ в декабре 2022 года представители всех крупных предприятий промышленности — участников федерального проекта «Чистый воздух» подтвердили завершение основных мероприятий до конца 2024 года, ряд предприятий планируют завершить модернизацию в 2026 году. Это позволит полностью выполнить целевые показатели проекта. Такие предприятия штрафные санкции не затронут.

    Данная поправка в закон нужна для того, чтобы экология оставалась приоритетной при реализации инвестиционных программ предприятий. Недобросовестные компании должны помнить об этом, а главное — ставить здоровье горожан и сохранение окружающей среды превыше всего.

     
    Название НПА Условие
    Предпосылки создания законопроекта указы Президента России № 204 и № 474; подпункт «в» пункта 3 Перечня поручений Президента РФ от 25.12.2021 № Пр-2519 Законопроект подготовлен во исполнение поручений президента, согласно которому надлежит установить административную ответственность ЮЛ и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, за недостижение или несвоевременное достижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в виде штрафов, исчисляемых исходя из оборота таких компаний
    Целевые показатели проекта Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ В соответствии с утвержденными планами по достижению квот, в 12 городах-участниках проекта «Чистый воздух» к концу 2026 года должны быть снижены выбросы загрязняющих веществ совокупно:

    • по валу — на 2 млн тонн;
    • по опасным веществам — на 1 млн 600 тысяч тонн;
    • в процентном соотношении — более чем на 20%
    Срок вступления в силу законопроекта Законопроект Вступление законопроекта в силу предусмотрено с 1 января 2024 года
    Срок наступления ответственности Законопроект Ответственность за недостижение квот выбросов наступит не ранее 1 января 2027 года, то есть по завершении эксперимента по квотированию выбросов
    Условия наступления ответственности часть 4 статьи 8.21.1 КоАП Только при наличии доказанной вины, выраженной в форме прямого умысла, направленного на недостижение квот выбросов.
    Виды административных правонарушений, вводимых законопроектом статья 8.21.1 КоАП
    • Непредставление сведений для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
    • Непредставление предложений по квотам выбросов;
    • Неразработка планов мероприятий по достижению квот выбросов;
    • необеспечение доступа на территорию объекта для уточнения сведений, полученных в результате проведения инвентаризации выбросов.
    Также включена санкция за недостижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в виде штрафов, составляющих:

    • для ИП — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей;
    • для ЮЛ — от одной двадцатой до одной десятой совокупного размера суммы выручки, от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее четырех миллионов рублей.
    Определение индивидуального размера штрафа глава 3 КоАП; статья 4.1 КоАП Размер штрафа будет определяться судами индивидуально, исходя из общих правил и принципов назначения административного наказания с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельств.

    При этом законодателем обеспечена «гибкость» при назначении административного наказания юридическим лицам (назначение штрафа ниже низшего предела), а также юридическим лицам, относящимся к субъектам МСП (применяется наказание, предусмотренное для ИП, возможность вынесения предупреждения вместо штрафа).
    Распределение средств, полученных в виде штрафов статья 46 Бюджетного кодекса РФ; статья 16.6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Штрафы составляют доходную часть бюджетов бюджетной системы РФ. Законодательством предусмотрено целевое использование на природоохранные мероприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду.
    Причины возможных исключений из правил пункт 10 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ В случае, если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте не могут быть реализованы в сроки, установленные статьей 1 Закона № 195-ФЗ, ЮЛ или ИП, осуществляющие деятельность на квотируемых объектах, включают в план мероприятий по достижению квот выбросов компенсационные мероприятия. Так у хозяйствующего субъекта появляется право достичь квоты выбросов за пределами срока эксперимента, но при условии проведения компенсационных мероприятий. Соответственно, срок их проведения должен быть определен в плане мероприятий по достижению квот выбросов, исходя из срока завершения мероприятий, направленных на достижение квот выбросов.
    Меры поддержки В 2022 году Минприроды России совместно с Минпромторгом России запустили механизм поддержки предприятий по экологической модернизации предоставлением льготных целевых займов под 1-3% годовых. С учетом этого предприятия продолжают масштабные реконструкции, ликвидируют или реконструируют источники выбросов.

    Примеры мероприятий, реализуемых в рамках эксперимента по квотированию на региональном уровне

    На вопросы редакции EcoStandard.journal о законопроекте также ответил А.А. Иванов, заместитель руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, осуществляющего деятельность в городах Красноярск и Норильск, включенных в федеральный проект «Чистый воздух».

    В рамках эксперимента определены точки (объекты) квотирования на территории города Красноярска, в которых отмечается наибольшее негативное воздействие выбросов промышленных комплексов и предприятия, вносящие вклад в общую концентрацию загрязняющих веществ на квотируемом объекте, а также приоритетные загрязняющие вещества.

    В перечень компенсационных мероприятий вошли (согласно постановлению Правительства Красноярского края от 14.09.2022 № 775-п «Об утверждении перечня компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городских округах город Красноярск и город Норильск Красноярского края — территориях эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха»):

    1. Переключение потребителей малоэффективных угольных котельных, не включенных в комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Красноярске, на централизованное теплоснабжение.
    2. Замена транспорта общего пользования, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам в городе Красноярске, и специализированных автотранспортных средств для городского коммунального хозяйства и содержания дорог на повышенный экологический класс (ЕВРО-4 и выше).
    3. Реконструкция канализационных очистных сооружений города Красноярска.
    4. Благоустройство и озеленение общественных пространств на территории города Красноярска.
    5. Строительство городской инфраструктуры электрозарядных станций.
    6. Строительство, капитальный ремонт и реконструкция дорожной инфраструктуры, в том числе с использованием материалов на основе золы и золошлаковых смесей объектов по производству тепловой энергии (при наличии соответствующих экспертиз).

    Согласно комплексному плану, с 2020 года предприятия приступили к выполнению поставленных задач. Например, юридическими лицами осуществлено:

    • АО «РУСАЛ Красноярск» внедрена наилучшая доступная технология (НДТ): № 9 — Электролиз в электролизерах с верхним подводом тока к аноду по технологии «Экологический Содерберг». В полном соответствии с планом ведется внедрение технологии анодной массы со сниженным содержанием полиароматических углеводородов для сокращения выбросов бенз(а)пирена в атмосферу;
    • ООО «Красноярский цемент» модернизирована вращающаяся печь и установлен электрофильтр, оснащен источник выбросов загрязняющих веществ автоматическим газоанализатором;
    • ООО «Сибирская генерирующая компания» заместило 30 малоэффективных котельных на теплоснабжение от ТЭЦ. Осуществляется модернизация АО «Красноярская ТЭЦ-1», включая строительство дымовой трубы высотой не менее 270 метров, реконструкцию котлов с оснащением электрофильтрами, вывод из эксплуатации малоэффективных турбоагрегатов, ввод нового турбинного оборудования, систем охлаждения и др.
    • Комплексный план г. Норильска включает реализацию инвестиционной программы ПАО «ГМК «Норильский никель» («Серный проект»), предусматривающий снижение выбросов диоксида серы от источников, расположенных на промплощадках Надеждинского металлургического завода и Медного завода.

    Спорные аспекты законопроекта и мнение РСПП

    Несмотря на то, что представители производственного сектора, которых непосредственно затронет законопроект, отказались давать комментарии о ходе реализации мероприятий и эффективности планируемых мер, их официальное мнение выражено в замечаниях и предложениях РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в КоАП».

    Свою позицию, сформированную в ходе совместной работы представителей различных производственных объектов, глава РСПП, Александр Шохин, направил письмом с приложенным перечнем замечаний и предложений вице-премьеру Дмитрию Григоренко, а также в адреса первых руководителей Минэкономразвития, Минэнергетики, Минпромторга, Минстрой и ЖКХ. EcoStandard.journal запросил у РСПП текст данного документа, ниже представлены его основные тезисы о неточностях и недостатках законопроекта:

    1. Необходимость рассмотреть доступные альтернативы концепции оборотных штрафов

      Предложение о применении концепции оборотных штрафов в связи с нарушениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха и квотирования выбросов требуют детального обоснования с исследованием доступных альтернатив, оценкой соответствия данных предложений целям реализуемого эксперимента по квотированию выбросов и охраны окружающей среды в целом, экономических последствий применения подобных санкций, анализом международного опыта, свидетельствующего об успешности применения аналогичных инструментов для решения задач в области охраны окружающей среды.

    2. Размер штрафа не соотносится с размером чистой прибыли и финансовым состоянием компании

      Предложенный размер административного штрафа для юридических лиц может многократно превосходить размер их чистой прибыли. Для целого ряда объектов, являющихся участниками эксперимента по квотированию выбросов (головные предприятия ПАО «НЛМК», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Северсталь», ООО «ЕВРАЗ», МКПАО «ОК РУСАЛ» и др.), размер годовой выручки исчисляется сотнями миллиардов рублей, т.е. в речь идет о возможности одномоментного изъятия сумм в десятки миллиардов рублей, что сопоставимо с годовым объемом инвестиций таких компаний.

      При этом показатель выручки никак не характеризует финансовое состояние и наличие свободного денежного потока компаний, а его размер в первую очередь обусловливается высокой себестоимостью производства продукции. Игнорируются и иные неотъемлемые аспекты хозяйственной деятельности, такие как необходимость осуществления определенных объемов инвестиций в поддержание производства и для многих компаний — обслуживание значительных долгов.

    3. Отсутствие градации размера штрафа в зависимости от нарушения

      Предусмотренный способ исчисления размера штрафа не отвечает основным принципам установления административного наказания. Этот размер определяется исключительно на основании индивидуальных (экономических, организационных и отраслевых) особенностей предприятия вне всякой связи с общественной опасностью нарушения, характером деяния, и игнорируя отсутствие всякой взаимосвязи между выбросами в атмосферный воздух и объемами выручки.

    4. Невозможность целевого использования изъятых в виде штрафов средств

      Следует подчеркнуть, что взысканные с предприятий — участников эксперимента по квотированию штрафы в предлагаемом размере, с одной стороны, не смогут быть направлены государством на мероприятия по охране атмосферного воздуха в городах присутствия таких предприятий, поскольку никаких иных способов достижения требуемого качества атмосферного воздуха, кроме непосредственно снижения выбросов от основных эмитентов, не существует, а с другой — одновременно лишает организации возможности осуществить необходимые для сокращения выбросов инвестиции.

    5. Неясность формулировки о достижении предприятиями установленных квот и непрозрачный механизм компенсационных мероприятий

      Содержание предлагаемого в части 4 проектируемой статьи 8.21.1 КоАП основания для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности, сформулированного как «недостижение индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» остается неясным. В отношении веществ, для которых квоты установлены исходя из целевых показателей снижения выбросов, если таких веществ больше одного, существует бесконечное число способов обеспечить валовое сокращение суммарной массы выбросов на 20%, что ставит под сомнение возможность применения административного наказания в этом случае.

      Более того, Законом № 195-ФЗ также предусмотрено право хозяйствующих субъектов не достигать квот выбросов в срок, установленный законодательством, при условии принятия на себя обязательств по реализации (финансированию) компенсационных мероприятий на территории присутствия. Как указанное обстоятельство предполагается учесть при применении проектируемой нормы о штрафах за «недостижение установленных квот выбросов» — неясно.

    6. Неочевидность оснований для привлечения к ответственности из-за неопределенных целевых показателей

      Неясно, каковы будут правовые основания для привлечения конкретных хозяйствующих субъектов, формально не достигших квот выбросов, к ответственности в случаях, когда упомянутые целевые показатели в целом по территории его присутствия достигнуты, и (или) по загрязняющим веществам, определенным для соответствующей территории в качестве приоритетных, отсутствуют превышения предельно допустимых концентраций.

    7. Оторванность квот на выбросы от существующих НПА и недостаток информации о компенсационных мероприятиях

      Установленными к настоящему моменту Росприроднадзором квотами выбросов организациям предъявляются непропорциональные и не соответствующие требованиям нормативных правовых актов требования, не учитывающие фактически достигнутые результаты в области охраны атмосферного воздуха на территориях отдельных городов — участников эксперимента по квотированию. Вместо практически реализуемых задач с очевидным природоохранным эффектом формируются абстрактные требования по сокращению на 20% и более выбросов по избыточно широкой номенклатуре загрязняющих веществ (по каждому в отдельности), по которым в населенных пунктах не фиксируется превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и (или) не ведутся на систематической основе наблюдения.

      Отсутствует и информация о составе и стоимости компенсационных мероприятий, подлежащих включению в планы мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности достижения квот в отведенный на реализацию эксперимента срок, отсутствует порядок выбора и согласования конкретного набора компенсационных мероприятий для отдельно взятой организации.

    8. Недостаточный срок реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха

      С учетом внесенных в Закон № 195-ФЗ изменений до завершения эксперимента по квотированию выбросов остается 4 года, что почти вдвое меньше продолжительности нормального инвестиционного цикла для отраслей тяжелой промышленности, и это очевидным образом ограничивает возможности включения в планы мероприятий по достижению квот выбросов любых дополнительных капиталоемких мероприятий и, как следствие, своевременного достижения квот к 31 декабря 2026 года.

    9. Влияние санкций и изменения рынков сбыта

      Введенные в 2022 году против Российской Федерации экономические санкции, падение выручки и рентабельности практически по всем основным секторам экономики, утрата целыми отраслями ключевых рынков сбыта, уменьшают не только объем располагаемых финансовых ресурсов у организаций, но влекут за собой и кратное сокращение возможностей по привлечению капитала для инвестиций, а внешние рынки в настоящее время для этого закрыты практически полностью. Изъятие собственных средств у компаний, которые в ближайшей перспективе будут служить основным источником инвестиций для развития, приведет к невозможности решения задачи по выходу экономики страны на устойчивую траекторию развития.

      Еще одним эффектом санкций является недоступность зарубежного, в первую очередь западного, оборудования, на использование которого были ориентированы практически все модернизируемые в стране предприятия, а в ряде случаев — непоставка конкретных видов устройств и установок, применение которых запроектировано на уже ведущихся стройках.

    Учитывая изложенное, законопроект в представленной редакции не может быть поддержан. От концепции, предусматривающей исчисление размера штрафа за недостижение установленных квот выбросов, исходя из выручки предприятия, таких квот не достигшего, следует отказаться. Штрафы могут быть установлены лишь в стандартном для КоАП прямом денежном эквиваленте, а их составы должны учитывать возможность недостижения квот в том числе и к окончанию реализации эксперимента по квотированию выбросов в случае принятия на себя хозяйствующим субъектом обязательств по выполнению компенсационных мероприятий.

    Альтернативное мнение экспертов

    Старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина

    Возражения крупного бизнеса против внедрения оборотных штрафов звучали еще до введения санкционных ограничений. При этом в 2022 году представители экспортоориентированных предприятий столкнулись и с усложнением условий ведения основной деятельности, и с ограничениями на поставку оборудования.

    Целью введения оборотных штрафов является не рост отчислений в бюджет, а стимулирование модернизации производства и уменьшения выбросов.

    Большинство крупных промышленных предприятий декларируют ведение деятельности в соответствии с целями устойчивого развития ООН, в том числе в части экологической устойчивости городов и населенных пунктов. Их разработанные ESG-стратегии подразумевают сокращение выбросов загрязняющих веществ, но заявленные сроки реализации инициатив или прогнозные значения снижения выбросов могут отличаться от запланированных в Федеральном проекте «Чистый воздух».

    Решение проблемы недостатка средств на переоснащение производства может заключаться в привлечении финансирования за счет «зеленых» финансовых инструментов, предоставлении льготных кредитов. Параллельный импорт и разработка отечественных технологических решений могут смягчить ситуацию с ограничениями на поставку оборудования, но быстро решить все проблемы сложно. Поэтому компромисс между государством и бизнесом может состоять скорее в изменении сроков, а не отказе от модернизации.

    Татьяна Никитина
    Старший директор рейтингов финансовых компаний НРА

    Руководитель группы рейтингов устойчивого развития «Эксперт РА» Юлия Катасонова

    Принимая во внимание проблемы в части импортозамещения необходимого оборудования, Минприроды дает промышленникам 4 года на поиск замен или собственную разработку. Но этого периода может быть недостаточно, особенно в том случае, если будет выбран вариант отечественного производства. Следовательно, в этом вопросе все еще есть большая доля неопределенности в плане наличия необходимых запасов оборудования и запчастей для установки к моменту вступления законопроекта в силу.

    Помимо штрафов, которые являются более простым инструментом контрольно-надзорной функции и уже следствием нарушения квот, есть варианты проведения превентивных мероприятий, например профилактические визиты и предостережения. Однако для проведения последних требуется больше ресурсов со стороны ведомств, но такие меры являются более лояльными для компаний.

    В любом случае, в условиях нестабильной макроэкономической конъюнктуры и государству, и бизнесу необходимо выработать решения, которые будут эффективны с точки зрения контроля негативного влияния на экологию и сохранения экономической стабильности компаний.

    Юлия Катасонова
    Руководитель группы рейтингов устойчивого развития «Эксперт РА»

    Текущий статус документа

    По итогам совещания, проведенного 24 января, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минэкономразвития до 8 февраля представить в правительство предложения по экономически обоснованному размеру оборотного штрафа промышленным предприятиям за невыполнение квот выбросов в атмосферу. В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что на данный момент в соответствии с полученным поручением идет проработка вопроса относительно обоснованности размеров штрафов.

    На совещании 24 января все разногласия между Минэкономразвития и Минприроды, а также Минпромторгом были урегулированы, следует из протокола. Разногласия касались размера оборотного штрафа, следовательно, снятие разногласий означает, что вице-премьер больше не будет собирать министерства по этому вопросу. По словам пресс-службы Минприроды РФ, Если предложения Минэкономразвития удовлетворят вице-премьера, то их так и внесут в законопроект, если нет, оставят в текущей редакции (то есть в размере от 5 до 10% от оборота. — РБК).

    07.02.23
    5K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста