Новое в экологическом законодательстве с 1 сентября 2022 года

С 1 сентября 2022 года вступает в силу ряд нормативно-правовых актов в области экологической безопасности. О главных изменениях, которые меняют работу инженеров-экологов, – в максимально сжатой форме рассказываем в статье.

01.09.22
2K

Cодержание статьи

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Обучение специалистов, работающих в области обращения с отходами

    Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности» является учебным планом для переподготовки специалистов, работающих в области обращения с отходами, которые, согласно статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязаны иметь соответствующее обучение.

    Важно отметить, что сотрудники, осуществляющие исключительно накопление отходов на предприятии, не попадают под данную статью, что подтверждает определение в статье 1 № 89-ФЗ (обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).

    Обучение по новой программе обязаны пройти еще не обученные специалисты, т.е. заново обучать сотрудников не требуется, т.к. свидетельства о переобучении бессрочные.

    Прохождение государственной экологической экспертизы

    Согласно постановлению Правительства РФ от 20.12.2021 № 2366 «О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна», заявление о прохождении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заявитель должен направить через АИС «Главгосэкспертиза», приложив проектную документацию и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы (ГЭ), определенные Положением из постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, а также материалы для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

    Заявление, проектная документация, представляемые документы и материалы, направляемые в адрес экспертного органа в форме электронных документов, должны быть подписаны заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Срок проведения проверки заявления и других представляемых документов не превышает 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в информационной системе экспертного органа. В пределах этого срока:

    Экспертный орган направляет заявителю Росприроднадзор направляет заявителю
    подписанный со своей стороны проект договора о проведении государственной экспертизы проектной документации уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня получения такого уведомления
    либо уведомление об отказе в принятии заявления и представляемых документов и материалов либо уведомление о некомплектности представляемых документов и материалов с указанием недостающих документов, а также о необходимости их представления в полном объеме в течение 30 рабочих дней
    либо уведомление об оставлении документов без рассмотрения

    В ходе проведения ГЭ проектной документации и ГЭЭ по принципу «одного окна» заявитель может при необходимости оперативно внести изменения в проектную документацию по замечаниям экспертного органа, а также представить на ГЭЭ дополнительные материалы по запросу Росприроднадзора — не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания срока проведения экспертизы.

    Программа экологического контроля (ПЭК) и отчет по ее выполнению

    Утрачивает силу Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Вместо него — Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

    Изменения не касаются тех организаций, которые утвердили ПЭК до вступления в силу нового Приказа. Однако, в случае ее корректировки, Программу придется актуализировать по новым требованиям.

    Подробнее об изменениях в ПЭК можно прочитать в нашем материале.

    Экспертиза проектной документации по недропользованию

    Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 674, утверждающим Правила проведения экспертизы проектной документации на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение, установлены:

    • порядок и сроки предоставления документов для проведения экспертизы (объекты экспертизы приведены в пункте 3 Постановления);
    • новая форма заявки на проведение экспертизы;
    • размер платы за ее проведение.

    Отчетность по обращению с веществами, разрушающими озоновый слой

    Введена новая форма отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утверждена постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой».

    • срок предоставления отчета — до 1 апреля;
    • место предоставления — Минприроды России;
    • респонденты — юрлица и ИП, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории РФ;

    Перечень озоноразрушающих веществ приведен в самом Постановлении.

    Правила ведения реестра углеродных единиц

    Постановлением Правительства от 30.04.2022 № 790 утверждены Правила создания и ведения реестра углеродных единиц, которые будут действовать 6 лет.

    Реестр ведется оператором (АО «Контур», ОГРН 5187746013505) за счет собственных средств и ресурсов. Для услуг оператора углеродных единиц предусматривается предельная стоимость, так как на всей территории России им будет единая организация.

    Для регистрации климатического проекта в реестре исполнителю проекта необходимо направить оператору:

    1. заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица,
    2. документ, подтверждающий полномочия руководителя исполнителя климатического проекта или иного уполномоченного лица,
    3. положительное заключение о соответствии климатического проекта критериям, устанавливаемым в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов».

    Участники обращения углеродных единиц формируют и подают распоряжения, запросы, заявления об изменении сведений, о регистрации климатического проекта и прочие документы и (или) сведения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    В рамках ведения реестра производятся следующие операции:

    • регистрация климатического проекта;
    • изменение сведений (информации) о климатическом проекте и (или) об участнике обращения углеродных единиц;
    • открытие и закрытие счета в реестре;
    • операции по счету в реестре;
    • выпуск в обращение углеродных единиц;
    • иные операции в соответствии с требованиями законодательства РФ в области ограничения выбросов парниковых газов, международных договоров РФ и договора.

    Договор по проведению операций в реестре углеродных единиц

    Для получения услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц необходимо заключить договор с оператором, типовая форма которого установлена постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 905.

    Договором определяются:

    • порядок оказания услуг
    • порядок проведения операций по счету в реестре
    • права и обязанности сторон
    • условия заключения, продления и прекращения действия договора на оказание услуг
    • стоимость и порядок оплаты услуг оператора
    • ответственность сторон за неисполнение обязательств и пр.

    Срок действия Договора — по 31 декабря (включительно) года, в котором он был заключен. Договор продлевается на следующий год автоматически, если за 1 месяц до истечения календарного года одной из сторон не будет предоставлено письменное уведомление об отказе от продления договора.

    Эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов

    Приказом Минэкономразвития России от 06.05.2022 № 247 установлены критерии и порядок отнесения юрлиц и ИП к региональным регулируемым организациям в рамках эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов.

    Отнесение лиц к региональным регулируемым организациям осуществляется высшим исполнительным органом субъекта РФ — участника эксперимента, на основании данных об осуществляемой такими лицами хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории участника эксперимента.

    Критерии отнесения лиц к региональным регулируемым организациям учитывают:

    • производственные процессы и (или) виды хозяйственной деятельности;
    • образуемые парниковые газы (CO2, CH4, C2F6, CF4, N2O);
    • показатели производственного процесса и (или) хозяйственной деятельности за отчетный период (суммарный расход топлива, объем производства продукции, масса захоронения отходов и др.);
    • массу эквивалента CO2 на единицу показателя производственного процесса (или) хозяйственной за отчетный период (коэффициент пересчета).

    Приказ действует до 1 сентября 2028 года.

    Требования к разработке климатических проектов

    Приказом Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 утверждены критерии и порядок отнесения проектов, реализуемых юрлицами, ИП или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядок представления отчета о реализации климатического проекта.

    Проекты могут разрабатывать и осуществлять любые юридические и физические лица, ИП, имеющие выбросы парниковых газов от хозяйственной или иной деятельности, даже если не являются регулируемыми организациями, т.е. масса парниковых газов эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года (статья 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

    Если организация является исполнителем климатического проекта, то она должна заключить договор на проведение верификации для проверки и подтверждения сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта. В случае получения положительного заключения исполнитель климатического проекта вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»).

    Углеродные единицы — это объем выбросов парниковых газов, который удалось предотвратить благодаря реализации климатического проекта. При желании их можно продать другой организации.

    Система учета отходов от использования товаров

    Во исполнение требования № 89-ФЗ, т.е. для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и обеспечения доступа к указанной информации, была создана единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров ( ЕГИС «УОИТ»). Положение о системе утверждено постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 868.

    Оператор системы — Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»).

    Поставщики информации в систему учета отходов указаны в Постановлении. Одними из них, согласно пункту (л), являются юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, а также деятельность по производству на территории РФ товаров, импорту из третьих стран или ввозу из государств — членов Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых установлена обязанность по обеспечению выполнения установленных Правительством РФ нормативов утилизации в соответствии со статьей 24.2 № 89-ФЗ, — в части информации, предусмотренной пунктами 12-18 приложения № 1 к указанному Положению, а именно:

    • производители товаров, импортеры товаров;
    • операторы по обращению с отходами;
    • юрлица, которым производитель товаров, импортер товаров на основании договора поручил обеспечивать выполнение нормативов утилизации в соответствии с пунктом 5 статьи 24.2 № 89-ФЗ.

    Правила выдачи разрешений на временные сбросы

    Согласно статье 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов для объектов II категории негативного воздействия на окружающую среду и объектов III категории (исключительно для веществ 1-2 классов опасности) устанавливаются временно разрешенные сбросы. Механизм утвержден постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы».

    ВРС устанавливаются только для веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

    Срок действия разрешения на временные сбросы — 1 год. Его можно продлить на 1 год, подав соответствующую заявку, если были соблюдены условия:

    • выполнены все мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные планом за предыдущий год;
    • достигнуты запланированные показатели снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

    Формирование и ведение реестра объектов НВОС

    Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», устанавливается, что с 1 сентября 2022 года будет возможно провести корректировку сведений об объекте НВОС в следующих случаях:

    • изменения критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий;
    • дублирования сведений об одном и том же объекте НВОС в государственном реестре;
    • утраты объектом единства назначения или, наоборот, установления неразрывной физической или технологической связанности нескольких объектов;
    • исправления ошибок, опечаток в государственном реестре объектов НВОС.

    Порядок предоставления информации о негативном воздействии на окружающую среду

    Приказом Минприроды России от 24.01.2022 № 35 утвержден новый Порядок предоставления юрлицами и ИП в Росгидромет информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

    В Порядке уточняется поставщики указанной информации — ее предоставляют юрлица независимо от их организационно-правовой формы и ИП, осуществляющие на основании лицензий деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

    Также новым Порядком устанавливается, что информацию о чрезвычайных ситуациях необходимо направлять в Росгидромет в течение 1 календарного дня после ее получения (ранее это необходимо было делать незамедлительно).

    Приказ имеет ограниченный срок действия — до 1 сентября 2028 года.

    01.09.22
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста