Законодательство, регулирующее сферы природопользования и охраны окружающей среды, в апреле претерпело некоторые изменения. Они коснулись сроков и размера экологических платежей и сборов, деятельности по обращению с отходами, осуществления контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзором и Ростехнадзором, а также регулирования поступления в атмосферный воздух веществ, разрушающих озоновый слой, и выбросов радиоактивных веществ. Рассказываем подробнее обо всех нововведениях.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Экологические платежи и сборы
Изменение платы за водопользование
В 2022 году снижена плата за пользование водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 456, согласно которому уменьшены ставки платы за забор воды и коэффициенты к ставкам платы за пользование водными объектами.
То есть, если ранее на 2022-2023 годы было запланировано повышение ставок за забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на 15%, сейчас они увеличены на 10%.
Что изменилось | Год применения | Было | Стало |
---|---|---|---|
Коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами | 2022 | 3,06 | 2,93 |
Коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами | 2023 | 3,52 | 3,22 |
Ставка платы за забор водных ресурсов (за 1 тыс. куб. м) | 2022 | 214 рублей | 205 рублей |
Ставка платы за забор водных ресурсов (за 1 тыс. куб. м) | 2023 | 246 рублей | 226 рублей |
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Направления расходования средств от экологических сборов
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2022 № 467 утверждены направления расходования поступивших в федеральный бюджет средств от экологического сбора.
Средства направляются на:
- обеспечение утилизации отходов (с 1 января 2023 года),
- строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами,
- обустройство мест (площадок) накопления отходов, закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО.
Также с 2023 года часть средств из федерального бюджета, поступивших от экологического сбора, будет направлена на оказание финансовой поддержки компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые выпускают изделия из переработанных отходов. Размер господдержки будет зависеть от количества переработанного мусора.
Результат и цели предоставления субсидий:
- компенсация части затрат, связанных с утилизацией отходов,
- стимулирование производителей конечных продуктов использовать отходы в качестве вторсырья,
- создание эффективной производственной цепочки переработки и утилизации отходов — от сбора сырья до выпуска готовых товаров,
- решение проблем с незаконными свалками,
- сокращение объемов мусора, вывозимого на полигоны.
Утилизационный сбор в отношении самоходных машин
Правительством перенесены сроки уплаты утилизационного сбора за I — III кварталы 2022 года для крупнейших отечественных производителей тракторов, дорожно-строительных машин, коммунальной и сельскохозяйственной техники, а также прицепов к ним. Соответствующее дополнение внесено в пункт 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Квартал, за который осуществляется уплата сбора | Было | Стало |
---|---|---|
I — II кварталы | В течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора | До 23 декабря 2022 года |
III квартал | В течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом | До 23 декабря 2022 года |
Отсрочка уплаты утилизационных сборов введена для обеспечения стабильности экономической деятельности предприятий и своевременной выплаты зарплат сотрудникам.
Государственный надзор и контроль
Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
Для проведения плановых выездных проверок Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Приказом Ростехнадзора от 25.02.2022 № 62 установлена форма проверочного листа.
Новая форма действует со 2 апреля 2022 года.
В списке содержится более 100 контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.
Приказом предусматривается, что плановые выездные проверки, проводимые Ростехнадзором при надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список контрольных вопросов.
Контроль за исчислением платы за НВОС
Росприроднадзор Приказом от 11.10.2021 № 691 утвердил Порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы.
Порядок разработан на основании Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. В нем установлена последовательность действий должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора при составлении акта проведения контроля, а также регламентированы содержание и форма акта.
Акт составляется по установленной форме и состоит из 3 частей:
- Вводная — содержит информацию о:
- контролирующем лице,
- организации, в отношении которой осуществляется контроль,
- периоде, внесение платежей в котором является предметом контроля,
- перечне документов, представленных лицом, обязанным вносить плату.
- Описательная — в таблице указываются:
- наименование видов платы,
- факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий).
- Итоговая — в ней указываются выводы по результатам проведенного контроля и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.
Форма акта зависит от формы декларации о плате НВОС:
- если декларация представлена в форме электронного документа, подписанного простой ЭЦП, то акт составляется в форме электронного документа,
- если декларация представлена на бумажном носителе, акт также составляется в бумажном виде в 2-х экземплярах и скрепляется гербовой печатью.
После подписания акта он в течение 3 рабочих дней направляется лицу, в отношении которого проводился контроль платы.
Запрещено внесение изменений в акт контроля после его подписания руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов Росприроднадзора, за исключением опечаток и описок.
Обращение с отходами
Тарифы на обращение с отходами I — II классов опасности
3 апреля 2022 года вступил в силу Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22. Им установлены предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами I — II классов опасности.
Тарифы на период до 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления:
- I класса опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
- II класса опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).
Утверждена форма акта утилизации отходов
Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 утверждена форма акта утилизации отходов от использования товаров. Он требуется для подтверждения выполнения нормативов утилизации.
В акте указывается:
- Наименование организации, осуществляющей утилизацию отходов от использованиz товаров;
- Сведения о производителе или импортере товаров;
- Информация по утилизируемым отходам:
- наименование,
- код по ФККО,
- класс опасности,
- принадлежность к группе товаров;
- Информация по произведенной в результате утилизации отходов продукции:
- наименование продукции,
- код продукции по ОК 034-2014,
- документация, на основании которой производится утилизация,
- количество произведенной продукции в кг;
- Сведения о процессе утилизации отходов — указывается, осуществлялись ли в ходе него:
- применение отходов по прямому назначению (рециклинг),
- возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация),
- извлечение полезных компонентов для повторного применения отходов (рекуперация).
Обновлен Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО в регионе.
В перечень включаются:
- сведения о массе ТКО, которые планируется разместить на объекте,
- дата окончания использования объекта,
- даты начала и завершения рекультивации земельного участка, на котором находится объект.
Если компании и ИП являются правообладателями земельного участка, на котором они планируют размещать объект для ТКО, то они в качестве заявителей направляют соответствующее заявление в уполномоченный орган исполнительной региональной власти по установленной форме.
Если объект для размещения ТКО расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, или пользователь земельного участка не определен, то в таком случае в качестве заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект.
При наличии потребности региона в объекте размещения ТКО его высшее должностное лицо направляет в Министерство заявку о возможности использования объекта для размещения ТКО.
Для заявок в Приказе приведены содержание и рекомендуемый образец.
Утвержден новый Порядок подготовки заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих необходимой документации.
Срок выдачи заключения или отказа в его выдаче составляет 45 рабочих дней с даты поступления в Минприроды заявки. В случае необходимости срок может быть продлен.
- ликвидации накопленного вреда окружающей среде,
- реализации проектов рекультивации земель, на которых размещались отходы производства и потребления.
- формулы расчета суммарного допустимого объема производства регулируемых веществ списка F в России;
- формулы расчета суммарного объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу на территорию страны;
- порядок распределения допустимого объема потребления регулируемых веществ списка F;
- порядок распределения объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу в Россию.
- 97% — объем веществ, планируемый к ввозу в РФ,
- 3% — объем производства указанных веществ внутри страны.
- Сопроводительное письмо, содержащее контактную информацию заявителя и опись прилагаемых документов;
- Копии документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя заявителя;
- Методику расчета с приложением материалов обоснования ее применимости.
- необходимость обеспечения доходности деятельности оператора,
- прогнозы уровня инфляции на очередной финансовый год,
- стоимость углеродных единиц.
- по созданию объектов лесной инфраструктуры,
- по созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры,
- по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
- Порядком предоставления в 2022 году региональным бюджетам средств в целях субсидирования развития зарядной инфраструктуры для электромобилей;
- Порядком предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей.
Приказ действует с 5 апреля 2022 года до 1 сентября 2027 года.
Обновлен порядок формирования перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта России
22 апреля вступил в силу Приказ Минприроды России от 19.10.2021 № 765, которым:
Условия проведения подготовительных работ при строительстве объектов
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 502 уточнены условия проведения подготовительных работ, в случае если проектная документация объекта федерального, регионального или местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы.
Подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Исключения предусмотрены в случаях, если проектная документация разработана в целях:
Охрана атмосферного воздуха
Регулирование веществ, разрушающих озоновый слой
Минприроды России утвердило Порядок ежегодного расчета допустимого объема производства в России веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию.
В Порядке приводятся:
В случае, если суммарный объем производства регулируемых веществ списка F превышает допустимый объем, Минприроды России пропорционально уменьшает объем производства регулируемых веществ данного списка для каждого предприятия-производителя этих веществ до тех пор, пока суммарный объем их производства не станет равен допустимому.
Допустимый объем потребления веществ, разрушающих озоновый слой
Для 2022 года Правительство утвердило допустимый объем потребления в стране веществ списка F, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит госрегулированию (Распоряжение от 19.04.2022 № 930-р).
Допустимый объем в чистом виде и смесях составит более 46 млн тонн эквивалента CО2, из которых:
В распоряжении приводится распределение квот между организациями, обеспечивающими поставку указанных веществ для нужд производства фармацевтической продукции, для иных целей, а также между российскими предприятиями-производителями.
Согласование методик расчета выбросов радиоактивных веществ
С 18 апреля начал действовать новый Порядок согласования Ростехнадзором методик расчета выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом от 01.10.2021 № 344.
Порядком определена процедура согласования методик, разработанных юридическими и физическими лицами, в том числе ИП.
Заявитель направляет заказным письмом с уведомлением о вручении или лично представляет в экспедицию Ростехнадзора следующие документы:
В Порядке уточнены основания для отказа в согласовании методики расчета.
Срок рассмотрения представляемых документов не должен превышать 45 календарных дней со дня их регистрации в Ростехнадзоре.
Услуги по проведению операций в реестре углеродных единиц
Правительством установлены Правила определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.
Углеродная единица — единица установленного количества выбросов парниковых газов, единица сокращения выбросов. Измеряется в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне CО2.
Реестр углеродных единиц — информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.
Правила применяются в отношении всех услуг, которые оказывает оператор в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и порядком создания и ведения реестра углеродных единиц.
Плата устанавливается за каждую услугу, за каждую операцию в реестре отдельно. Сведения об установленных размерах платы размещаются на сайте оператора.
Размер платы за услуги оператор определяет самостоятельно. При этом в учет берется:
Расходы на взаимодействие с международными системами учета и торговли углеродными единицами не учитываются.
Максимальные значения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц подлежат пересмотру не реже, чем один раз в 5 лет и (или) при превышении годовой выручки оператора 100 млн рублей.
Развитие инфраструктуры и субсидирование
Продление сроков инвестиционных обязательств в лесопромышленном комплексе
В связи с ограничениями, введенными иностранными государствами, Правительство на 12 месяцев продлило срок выполнения инвестиционных обязательств в лесопромышленном комплексе:
Отсрочка, введенная постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 492, касается обязательств, предусмотренных поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта в период с 1 марта по 1 сентября 2022 года.
Предоставление субсидий на развитие зарядной инфраструктуры
Государственная программа «Развитие энергетики» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 431 дополнена:
Субсидированием возмещается часть затрат юридических лиц и ИП, направленных на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и их технологическое присоединение к электрическим сетям в рамках реализации инвестиционных проектов.
При этом размер предоставляемой субсидии на один объект зарядной инфраструктуры составляет 60% фактически понесенных затрат на закупку оборудования, но не более 1 860 тысяч рублей.
Получателем средств указанные фактические затраты должны быть документально подтверждены и представлены к возмещению.
Напишите, пожалуйста