В интервью EcoStandard.journal с Александром Германом, председателем Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, обсудили наиболее актуальные вопросы экологической повестки. Среди главных тем — адаптация Санкт-Петербурга к изменениям климата, планы по разработке программы субсидирования предприятий, дискуссии о нормировании запаха воздуха, создание новых пунктов приема опасных отходов, а также оздоровление системы водных объектов и многое другое.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Хочется начать интервью с глобальной темы — изменение климата. Для Санкт-Петербурга климатические изменения несут особенно большие риски. Только за последние 40 лет произошло около 60 наводнений. Комплекс защитных сооружений остановил часть из них, но при дальнейшем повышении уровня моря явно необходима будет модернизация системы. Есть ли у Комитета сформированная позиция и стратегия на этот счет?
Необходимость разработки плана по адаптации к изменению климата сегодня обсуждается на федеральном уровне, поэтому, конечно, мы работаем в этом направлении.
Наша концепция адаптации утверждена на заседании Экологического совета при Губернаторе Санкт‑Петербурга в феврале. Конечно, были замечания от других отраслевых органов, которые согласны не со всеми мероприятиями. Допустим, Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга сложно выводить промышленные предприятия из «серой зоны». Одним из предложений экспертов было выносить предприятия за пределы города, но в этом безусловно есть риск потери трудового ресурса, не говоря уже об экономической составляющей. И это только один из примеров. Шероховатости, хотя и небольшие, есть.
Главное, что тревожные прогнозы, о которых вы говорите, — правда. Ученые говорят, что в ближайшие десятилетия уровень Балтийского моря может подняться на 60 сантиметров.
Насколько это критично именно для Санкт-Петербурга?
По нашим расчетам, если уровень Балтийского моря поднимется на 60 сантиметров, у нас затопит около 136 гектаров. Но изменения мы можем видеть уже сейчас: яркий пример — муниципальный парк в поселке Смолячково. Несколько лет назад там обустроили хороший пляж с лежаками и площадками, но сегодня все смыто в воду, а из земли торчат трубы. Осенние штормы сильно размывают берег. Последствия этого точно видели те, кто ездит в Курортный район, — у деревьев торчат корни.
К сожалению, эти проблемы будут усугубляться, и нам к этому надо будет готовиться. Вопрос адаптации к изменениям климата заботит не только Санкт-Петербург, не только Россию, но и весь мир. Сейчас из-за политической ситуации мы чуть менее плотно взаимодействуем с зарубежными коллегами, но самостоятельную работу продолжаем однозначно, геополитическая ситуация не сильно повлияла на наши устремления к разработке этих планов.
Если говорить подробнее про планы адаптации к изменениям климата, то какие мероприятия проводятся в рамках сокращения выбросов парниковых газов? Планируется ли внедрение таких мероприятий для промышленного сектора?
В прошлом году мы выходили с предложением по этому вопросу к нашему Комитету по промышленной политике. У них есть программы, направленные на поддержку предприятий, они субсидируют часть затрат, связанных с сертификацией продукции, возмещают затраты на приобретение основных средств, например, компенсируют какую-то долю при покупке станков. Мы выдвинули предложение о возмещении затрат для предприятий, которые либо строят для себя, либо реконструируют очистные сооружения. Это особенно важно, потому что зачастую предприятия используют очистные сооружения, которые были построены еще в 70-е годы. Мы обсуждали это с Соловейчиком (Соловейчик Кирилл Александрович, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга — прим. ред.), и он эту идею поддержал.
Предполагаю, мы все-таки к этому придем и будем разрабатывать программу по субсидированию наших промышленных предприятий. Понятно, сейчас они более заняты выпуском продукции, связанной с военно-промышленным комплексом, и мощности наращиваются. Если раньше количество выбросов сокращалось, воздух становился чище, потому что промышленные предприятия закрывались, то сейчас в связи с внешнеполитической ситуацией предприятия, особенно ВПК, заработали еще мощнее, и не обращать пристальное внимание на вопросы выбросов нельзя.
Вы как раз затронули тему выбросов. Хотелось бы поговорить подробнее о мониторинге выбросов загрязняющих веществ. Сейчас горожане все чаще жалуются на плохое качество воздуха, подразумевая под этим именно неприятный запах. В Санкт-Петербурге нет установок, которые бы фиксировали сами запахи, а не только ПДК вредных веществ. В 2019 году Законодательное Собрание Санкт-Петербурга выступило с проектом законодательной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» с предложением о нормировании запахов воздуха. Как Вы считаете, действительно ли необходимо ввести такие нормативы?
В Санкт-Петербурге установлено 25 автоматических станций, которые делают забор воздуха каждые 20 минут, исследуют показатели и ежечасно отправляют эту информацию в ГБУ «Минерал», где эти сведения анализируются. Может быть так, что всплеск какого-то показателя — результат засора канала газоанализатора, поэтому результаты перепроверяются в ручном режиме. Все данные мы размещаем на Экологическом портале Санкт-Петербурга.
Что касается запахов: запахи, действительно, не нормируются. Жалобы граждан мы прекрасно понимаем, особенно жителей южных районов. Если помните, осенью прошлого года на одном из полигонов в Ленобласти произошел обвал, из строя вышли станции дегазации, которые фильтруют свалочный газ, из-за этого, конечно, появился запах. Возмущение жителей было понятно, нам поступило много жалоб. В декабре на совместном совещании с прокуратурой в Росприроднадзоре руководство полигона представило план по устранению всех недостатков в течение месяца. Насколько мне известно, сейчас там установлены две дегазационные станции, привезенные из Китая, решение проблемы находится под постоянным контролем руководства полигона и надзорных органов.
Но запахи, действительно, не нормируются, Законодательное собрание Санкт-Петербурга совершенно справедливо это отметило. На Х Невском международном экологическом конгрессе Глеб Никитин, губернатор Нижнего Новгорода, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы» как раз обратил внимание, что население жалуется, а мы прячемся за отсутствием регулирования этого критерия. «Субъективно, вам показалось!» Лично я согласен, запах есть и решать этот вопрос нужно.
X Невский международный экологический конгресс: «Экология: право, а не привилегия». Репортаж EcoStandard.journal.
Ощутили ли вы влияние событий, происходящих в геополитике, на свою работу? Есть ли сейчас международное сотрудничество по экологическим направлениям, или все проекты приостановлены? Ощущается ли дефицит в поставках импортного оборудования для работы с мониторингом экологической обстановки в городе?
У комитета есть план по полной замене всех автоматических станций в течение 3-х лет. Мы докупали новое оборудование, меняли какие-то газоанализаторы, хроматографы, но наши станции работают с 2015 года и не могли не устареть — и физически, и «морально». На обновление всех 25 станций выделено 800 млн рублей.
У кого вы закупали оборудование?
Мы объявляем конкурс в соответствии с Федеральным законом № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — прим. ред.). В прошлом году победителем стала российская компания «Невалайн». Все устанавливаемое компанией оборудование производится за рубежом, поэтому в прошлом году «Невалайн» не смог поставить нам 4 станции, не хватало как раз хроматографов. Работу мы не приняли и расторгли договор, но компания вновь вышла на конкурс в этом году и стала победителем конкурса. Новым станциям быть! Более того, одна из станций будет представлять собой павильон со стеклянными стенами, который мы установим на Елагином острове. На мониторе можно будет увидеть как измеряется качества воздуха, а результаты сразу же увидеть на табло «бегущая строка», где будут отображаться измеренные концентрации в режиме реального времени.
Действительно, геополитическая ситуация повлияла на поставку оборудования, причем связанного не только с мониторингом. Например, у нас есть установка по перерабатыванию ртутных ламп, она эксплуатируется уже несколько лет, и ей были нужны запчасти. Сама установка импортная и запчасти к ней тоже импортные, что затруднило ремонт установки. Долгое время нам не могли поставить шнек. В настоящее время вопрос уже решен, но мы потратили на эту работу почти год. Установка уникальная для Северо-Запада и обеспечение ее работы является важной задачей.
Мы продолжаем взаимодействие с дружественными странами и продолжаем диалог в части обмена технологиями. Кроме того, рассматриваем и отечественных производителей по разным направлениям. Например, если машины для кошения водорослей были исключительно импортные, сейчас нашли отечественный вариант благодаря обмену опытом с нашими российскими коллегами.
Расскажите про работу ГУП «Экострой», подведомственной Комитету службы, которая занимается опасными отходами в городе — их сбором у населения, хранением, сортировкой, передачей на переработку, а также оперативным реагированием на существующие экологические опасности, такие как нефтеразливы. Наш журнал посещал площадку ГУП «Экострой» на экскурсии, и это было действительно интересно! Планируется ли в городе дополнительное открытие пунктов приема опасных отходов у населения в каждом районе? Какие итоги работы за прошлый год вы можете подвести?
Как раз недавно мы открыли 8 новых пунктов. 4 пункта были открыты в 2021 году, еще 6 — в 2022, в 2023 году мы, соответственно, добили до 18 пунктов — в каждом районе города уже стоит по одному. В 2024 году планируем еще увеличить количество станций. Мы также увеличили количество экобоксов, в которых собираются либо батарейки, либо ртутные лампы.
За прошлый год было собрано примерно 170 тонн опасных отходов. Больше всего, порядка 50 тонн — батареек, 28 тонн автопокрышек, 3 тонны просроченных лекарств. Опыт Санкт-Петербурга уникален для России, больше нигде такого сбора опасных отходов нет. Все регионы отдали этот вопрос на откуп Федеральному экологическому оператору. Однако, ФГУП ФЭО принимают отходы только у юридических лиц, интересы населения при таком подходе не учитываются. А ведь у населения много и термометров, и батареек, красок, химии, лекарств. Вообще, обязанность по сбору опасных отходов лежит на управляющей компании, которая обычно занимает позицию: «есть ТКО, население платит по нормативу за их вывоз, и этого достаточно». Но ТКО и опасные отходы — это два разных вида отходов. Понятно, что управляющей компании не хочется заморачиваться: опасные отходы нужно собирать, поставлять, сдавать в ФЭО, где за утилизацию попросят денег, в конечном итоге это все — дополнительные расходы для проживающих. Поэтому опыт Петербурга и система, которая работает у нас, уникальна. Наши наработки высоко оценивают коллеги из ФЭО, а многие другие регионы стремятся перенять этот положительный опыт и внедрить у себя.
Сейчас активно ведутся разговоры о цифровизации всех сфер, в том числе и экологической. Какая работа в этом направлении ведется в Комитете?
Цифровизация очень для нас важна: это и вопросы экомониторинга, наблюдения, контроль выбросов, наш экологический портал. Мы постоянно ведем работу по усовершенствованию нашей системы и перенимаем опыт коллег. Например, недавно приезжали коллеги из Челябинска, показывали, как работают их автоматические станции, и их программа лучше, чем наша. Будем работать над этим, чтобы проще было и нам, и нашим потребителям — тем, кто пользуется нашей информацией.
Цифровизируется ли еще что-то в области обращения с отходами, помимо экостанций?
Недавно совместно с командой Казарина (Казарин Станислав Валериевич, вице-губернатор Санкт-Петербурга, непосредственно координирует и контролирует деятельность комитета по информатизации и связи — прим. ред.) сделали чат-бот в Telegram «Пункты приема опасных отходов». В сервисе отображены график движения экомобилей, адреса экопунктов, а также информация о принимаемых категориях отходов. Мы постоянно его дорабатываем, коллеги буквально сегодня докладывали, что скоро появится раздел «Отзывы».
Вы говорили в одном из интервью, что планируется объединение Онежского, Ладожского озера, Невы и Финского залива под крылом одного проекта. Как это отразится на водопользователях? Будут ли новые тарифы, новые требования?
Объединение всех регионов гидросистемы напрямую связано с экологической ситуацией на наших водных артериях. Основная для Санкт-Петербурга река — Нева — находится в конце цепи водосбора. Карелия, Ленинградская область и Санкт-Петербург в конце. Вся вода, которая идет по Неве, собирается со всех этих областей, попадает в водозабор, а ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ее чистит.
Загрязненность этой воды очень высокая из-за большой протяженности водной артерии Невы и множества населенных пунктов, где очистных сооружений нет. Получается, что мы собираем всю воду, чистим, отправляем нашим горожанам, потом собираем у горожан, опять чистим и выпускаем в Финский залив. Мы как губка, которая чистит все, что поступает от наших соседей.
О необходимости серьезно заняться оздоровлением наших водных объектов говорила и В. В. Абрамченко, и В. В. Путин в послании Федеральному собранию. Мы очень хотим включиться в проект, аналогичный «Оздоровлению Волги». Я был в командировке в Волгограде, посмотрел, что они делают в рамках этого нацпроекта, и могу сказать, что нам есть, чему поучиться.
Поэтому Петербург стал инициатором федерального проекта, объединяющего прионежские, приладожские регионы, Калининградскую область. Мы приняли решение объединяться, заниматься оздоровлением системы водных объектов вместе. На форуме «Экология большого города» по инициативе Петербурга 7 регионов подписали соглашение о взаимодействии.
Проект должен носить системный характер, предусматривать не только строительство и реконструкцию очистных сооружений, но и расчистку, восстановление и реабилитацию водных объектов, мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов, сокращению поступления загрязняющих веществ с диффузионным стоком, необходимые наблюдения и исследования.
Сейчас совместно с коллегами мы формируем предложения по конкретным мероприятиям, которые непосредственно войдут в проект. Все наши мероприятия будут взаимоувязаны с деятельностью наших соседей. Это позволит нам совместно получить помощь федерального центра.
Может, не только в части охраны водных объектов, но и в прочих сферах проводятся мероприятия по взаимодействию с другими регионами?
Комитет находится в плотном сотрудничестве с Ленинградской областью, Вологдой, много с кем ведется совместная работа не только по водопользованию, но и по вопросам того же экомониторинга. Я рассказывал про пример Челябинска, но мы черпаем опыт и других регионов. Мы далеко продвинулись в совершенствовании нашей системы, но всегда есть на кого равняться и у кого перенимать опыт. Опыт Карелии интересен с точки зрения управления особо охраняемыми природными территориями, в Челябинск мы ездили знакомиться с системой мониторинга атмосферного воздуха.
В целом, взаимодействие показывает, что и Петербургу есть, чем поделиться. Мы с удовольствием знакомим опытом коллег с нашим опытом. Например, другие регионы перенимают наработки в организации системы сбора опасных отходов, водохозяйственных мероприятиях и иных направлениях.
Еще, конечно, комитет активно взаимодействует с Советом Федерации РФ и Государственной думой. Например, изменения в Водный Кодекс, касающиеся договора о водопользовании, которые мы продвигали 3 года, сейчас вышли на второе чтение.
А насчет опыта Сахалинского эксперимента, планируется ли перенимать практики или, возможно, присоединиться к нему?
Сначала необходимо посмотреть, чем закончится этот эксперимент. Как только положительные подвижки будут очевидны, мы, конечно, обратим внимание на опыт Сахалина.
У нас есть и свои задумки. Например, для Санкт-Петербурга очень актуальна проблема сине-зеленых водорослей. Один из депутатов, который обеспокоен состоянием Суздальских озер, предложил Комитету проект: вырастить в Воронеже и запустить в эти водные объекты водоросль хлореллу, которая, как считается, нейтрализует сине-зеленые водоросли. Я пояснил, что пока этого делать не стоит, потому что мнения в научном сообществе неоднозначны. Кто-то говорит, что этот метод работает, а кто-то — наоборот, поэтому эффект пока неясен.
Стоит иметь в виду, что цветение воды — это не эксклюзивное явление, свойственное только Петербургу. Сине-зеленые водоросли — старейшие обитатели Земли. Они обитают практически во всех водных объектах как в других регионах Российской Федерации, так и в других странах. Уникальных способов борьбы с сине-зелеными водорослями в настоящее время не существует.
Мы приняли решение, что напишем план эксперимента: возьмем 4 водных объекта и будем в течение 2-х лет тестировать на них разные методы борьбы с сине-зелеными водорослями (один водоем — фоновый, на остальных будут протестированы разные технологии). Верное решение всегда требует предварительного анализа. Цветение водных объектов — явление, требующее комплексного подхода. Такая работа невозможна без привлечения специалистов, поэтому при Комитете по природопользованию создан специальный научно-технический совет, где мы собрали экспертов, представителей науки. По итогам эксперимента мы надеемся получить эффективный и уникальный метод, который будет применим не только в Петербурге, но и в других регионах.
Напишите, пожалуйста