Сергей Коротков, советник руководителя ЮНИДО в России: «Мы предоставляем уникальную возможность для международного взаимодействия компаний в условиях кризиса»

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — специализированное учреждение в системе ООН, работа которого направлена на содействие и ускорение промышленного развития. Всеобщее устойчивое промышленное развитие в контексте его деятельности опирается на три основных приоритета: достижение всеобщего процветания, развитие экономической конкурентоспособности, защита окружающей среды. В интервью с советником руководителя ЮНИДО в России Сергеем Коротковым обсудили основные направления деятельности организации в нашей стране, энергопереход, развитие ВИЭ и промышленности в целом в условиях санкций, реализацию ESG-концепции отечественными компаниями и гармонизацию ее принципов на международном уровне и многое другое. Подробнее о ключевых вопросах — в статье.

27.10.23
518

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    О деятельности ЮНИДО

    Сергей Анатольевич, центру международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России уже более 30 лет — это значительный срок. Можете подвести основные итоги деятельности за этот период? Чего организации удалось достигнуть и какие цели ставите перед собой на ближайшие годы?

    За этот период Центр ЮНИДО в России адаптировал свою деятельность под цели и задачи, которые ставило перед нами Правительство России как ведомство, курирующее деятельность Центра. Эти цели и задачи менялись в соответствии с текущей политической и экономической ситуацией. Вместе с тем, Центр ЮНИДО осуществлял свою работу в тесной координации с Секретариатом ЮНИДО (штаб-квартирой ЮНИДО), расположенным в Вене.

    Основными направлениями работы Центра ЮНИДО в РФ являлись проекты по развитию регионов страны: Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Воронежская область, Астраханская область, Челябинская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Свердловская область и ряд других регионов. Эти проекты способствуют устойчивому развитию регионов, повышению благосостояния населения и обеспечению социальной стабильности, поэтому в этих регионах знают, что такое ЮНИДО и чем занимается эта международная организация.

    Проводился проект по сотрудничеству со странами евроазиатского сообщества, были открыты проектные офисы Центра в Армении, Республике Беларусь, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Осуществлен большой проект по технологическому и производственному сотрудничеству России с такими странами, как Бразилия и Сьерра-Леоне.

    Несколько проектов было осуществлено в области экологии и охраны окружающей среды: был осуществлен проект по сохранению и очистке водных ресурсов совместно с Федеральным агентством водных ресурсов в среднем течении реки Волга. Другие проекты проводились в координации с Минприроды России и Росприроднадзором по содействию в выполнении международных обязательств РФ в рамках положений:

    • Монреальского Протокола по защите озонового слоя Земли;
    • Стокгольмской Конвенции по обращению со стойкими органическими загрязнителями.

    Сейчас происходит своего рода «перезагрузка» деятельности Центра ЮНИДО в России, проводится инвентаризация проведенных проектов, оценивается потенциал осуществления новых проектов, в том числе и новых направлений деятельности, например, в области агробизнеса. Рассматриваются предложения по реализации экологических проектов в рамках стран СНГ, для которых актуальная цель — улучшение экологической ситуации и, как следствие, условий жизни населения. Так, летом этого года Исполнительный комитет СНГ принял постановление о реализации совместного проекта в области сбора и утилизации отходов электронной и электротехнической промышленности с участием Центра ЮНИДО в России.

    Какими направлениями занимается офис ЮНИДО в России, в каких проектах участвуете и как строится взаимодействие с промышленными предприятиями?

    ЮНИДО работает с партнерами на проектной основе. Другими словами, создается трастовый фонд за счет компании-донора и под этот фонд разрабатывается проектный документ, в котором указываются направления деятельности по проекту, какие результаты должны быть получены, кто является бенефициаром проекта и прочие необходимые детали.

    Подробную информацию о проектной деятельности офиса ЮНИДО в России можно найти на официальном сайте.

    Одной из задач Центра является содействие в установлении контактов между представителями бизнеса из развитых и развивающихся стран и российскими государственными учреждениями, местными органами власти, Торгово-промышленной палатой и специализированными консалтинговыми компаниями. Расскажите, как сейчас осуществляется этот процесс? Как сильно повлиял геополитический кризис на обмен технологиями и информацией между представителями других государств и российскими ведомствами? Возможно ли в условиях частичной изоляции наверстывать темпы технологического развития?

    Офис ЮНИДО в России входит в систему офисов ITPO (англ. Investment Technology Promotion Office), то есть офисов ЮНИДО по содействию продвижению технологий и инвестиций. Такие офисы работают во многих странах:

    • Японии (Токио);
    • Южной Корее (Сеул);
    • КНР (два офиса — Пекин, Шанхай);
    • России (Москва — это наш офис);
    • Бахрейне (Манама);
    • Нигерии (Лагос);
    • Италии (Рим);
    • Германии (два офиса — Бонн, Берлин).

    Контакты между нашими офисами продолжаются, идет обмен информацией по проектам, форумам, конференциям. Компании из этих стран направляют свои предложения по сотрудничеству, осуществляется подбор потенциальных партнеров.

    Здесь офисы ЮНИДО представляют собой уникальную возможность для взаимодействия между компаниями стран в условиях искусственно созданных ограничений. Наш офис оказывает содействие госучреждениям, региональным органам, системе ТПП России в налаживании контактов и их развитии.

    Геополитический кризис, конечно же, повлиял и создал ограничения, но он же открыл новые уникальные возможности по налаживанию бизнес-контактов и обмену информацией в области производства и технологий с новыми партнерами. Прежде всего это страны БРИКС+, ЕЭК, ШОС, Африканского Союза, Арабские страны. Сейчас приходит понимание, как можно наверстать темпы технологического сотрудничества на площадках этих стран, учитывая, что западные компании там тоже представлены.

    На сайте ЮНИДО говорится, что организация пропагандирует устойчивые структуры промышленного потребления и производства с целью отделения друг от друга процессов экономического роста и ухудшения состояния окружающей среды. Какие механизмы и инструменты помогут этого достичь?

    ЮНИДО уделяет значительное внимание сбору и анализу передового опыта, методологий и технологий, направленных на снижение негативного воздействия промышленности на окружающую среду. Так, ЮНИДО совместно с Международной организацией по стандартизации (англ. International Organization for Standardization, ISO) был разработан и внедряется в промышленность стандарт по энергоэффективности ISO 50001. Такой проект выполнялся Центром в России

    ЮНИДО также разрабатывает программы по созданию альянса передовых предприятий четвертой промышленной революции, развитию водородной энергетики, продвигает инициативы НИЦ «Курчатовский институт» по внедрению в промышленность природоподобных технологий, а также других инициатив и программ, нацеленных на достижение целей устойчивого развития (далее — ЦУР) и постепенного перехода к экономике замкнутого цикла.

    Энергопереход и технологическое развитие российской промышленности

    ЮНИДО является ведущим поставщиком услуг по повышению энергоэффективности в промышленности и поощрению использования возобновляемых источников энергии. В России доля ВИЭ составляет менее 1% в структуре выработки электроэнергии, а к 2030 составит лишь 2%. Как вам кажется, что является главным препятствием к переходу на ВИЭ и возможно ли полностью перейти на такие источники, отказавшись от ископаемого топлива?

    Для достижения этих целей в России требуется методичный и целенаправленный подход. За последнее время было создано несколько ветропарков, генерирующих электроэнергию, развиваются технологии и производственные мощности по выпуску солнечных батарей, появились очень интересные результаты НИОКРов в области водородной энергетики. Что очень важно, Правительство РФ приняло ряд законодательных инициатив, поощряющих развитие ВИЭ. Все это совпадает с направлениями деятельности ЮНИДО в данной области, поэтому мы активно включаемся в эти вопросы.

    Сегодня Китай, один из главных партнеров России, инвестирует в «чистые» технологии сотни миллиардов, являясь лидером на рынке солнечной и ветряной энергетики. Как вы считаете, почему в России «зеленые» инновации получают недостаточную господдержку и инвестиции, несмотря на востребованность таких разработок со стороны ближайших партнеров? Может ли это измениться в краткосрочной перспективе?

    Действительно, КНР уделяет значительное внимание развитию «зеленой энергетики». В России, как и в любой другой стране, своя специфика развития энергетических мощностей для промышленности. Прежде всего, в условиях рыночной экономики и заботы Правительства о сохранности окружающей среды необходимо соблюдать баланс между выгодой для бизнеса и сокращением негативного воздействия на природу. Это достигается принятием комплекса законодательных инициатив, контроля за их исполнением.

    Само развитие человеческого общества предопределяет направления, выгодные для бизнеса, но необходимо помнить о формировании комфортных условий для населения страны, где будут сохраняться природные ресурсы и благоприятная окружающая среда.

    Наша обязанность — оказывать содействие правительству и представителям промышленного сектора России в передаче и адаптации наилучших технологий и практик для выполнения этих целей.

    За последнее время на территории нашей страны многое меняется в лучшую сторону. Усилия защитников природы, правительственных органов начинают приносить свои плоды. Появляется интерес у бизнеса по утилизации промышленных, коммунальных, в том числе электронных и электротехнических отходов. При крупных промышленных компаниях создаются малые предприятия, которые занимаются решением таких вопросов и при этом зарабатываются деньги.

    Что обуславливает «зеленый» энергопереход в нашей стране? Кто сегодня является основным производителем оборудования для ВИЭ в мире и сможет ли Россия получить эти технологии в условиях санкций?

    «Зеленый» энергопереход так или иначе предопределяется основными тенденциями развития промышленности передовых стран. Считаю, что в России идет сбалансированное строительство энергетических мощностей с учетом атомной энергетики, большой и малой гидроэнергетики и прочих возобновляемых источников. Даже в угольной, нефтяной и газовой промышленности все больше внедряется технологий, направленных на повышение производительности и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

    Относительно санкций могу прокомментировать, что с позиции ООН санкции, введенные без одобрения Совета Безопасности ООН, не носят легитимный характер и не признаются со стороны Организации. Западные технологии и оборудование могут быть поставлены для конкретных программ в области сохранения экологического благополучия. Также могут быть найдены альтернативы для его замены как в России, так и в других странах, заинтересованных в реализации такой продукции, а ЮНИДО, в свою очередь, готово оказывать содействие в решении этих вопросов.

    Поэтому решение производителей оборудования для ВИЭ о прекращении поставок продукции в РФ является их политическим риском и зависит от решения конкретного руководства. Но практика показывает, что существует множество путей и способов преодоления таких препятствий. Также могу сказать, что страны, которые имеют развитые мощности по производству подобного оборудования, например, Китай, Индия, Бразилия и ряд других, не присоединились к ограничениям и могут свободно поставлять такое оборудование в Россию.

    Гармонизация концепции ESG и вопросов устойчивого развития

    В 2022 году вы выступили модератором сессии «ESG покидает Россию?», которая состоялась в ТПП РФ. На ваш взгляд, как геополитический кризис отразился на ESG-повестке внутри страны и действительно ли ESG покидает Россию?

    Каждая из организаций, занимающихся повесткой ESG, вкладывает в это понятие то, что ей наиболее близко и понятно, стараясь усовершенствовать достигнутые результаты. Некоторые пытаются получить коммерческую выгоду, используя модный тренд.

    На самом деле в любой компании занимаются вопросами экологии, социального обеспечения своих работников и членов их семей, развития социальных программ с участием своей компании, а также совершенствованием процессов управления производством и персоналом. Так что ESG присутствует везде и всегда, в том числе и на российских предприятиях, а получение наилучшего мирового опыта и практик — это вопрос промышленного сотрудничества, и ЮНИДО оказывает содействие в данной области.

    В продолжение предыдущего вопроса хочу узнать, как вам кажется, должна ли повестка устойчивого развития, ESG-повестка уйти от международных критериев в сторону создания собственных, адаптированных под национальные потребности и стратегии развития? Или, напротив, мы движемся в сторону объединения с Востоком и Азией, поэтому необходимо разрабатывать соответствующие этому рынку документы?

    Считаю, что неправильно разделять повестку ESG на международную, национальную и т.п. Это невозможно также, как разделить людей, которые имеют разные национальности, разные языки, но все созданы и живут по критериям, определяющим смысл существования человека и человечества. Также и ESG в промышленности направлена на улучшение промышленных процессов, социальных условий, сохранение природы.

    Конечно же, разрабатывать и принимать документы, которые направлены на систематизацию и структурирование данных процессов — важно и полезно, особенно под эгидой организации системы ООН, такой как ЮНИДО. Но эти процессы требуют всеобщего обсуждения и консенсуса при принятии решений, и в ЮНИДО как раз входят страны со всех регионов мира. Поэтому говорить об отдельном азиатском, европейском или африканском ESG полагаю неправомерным.

    Многие эксперты считают, что бедственное положение, в котором оказался мир в результате военных конфликтов, климатических изменений, последствий глобальной пандемии и других трудностей является причиной недостатка средств для финансирования устойчивого развития. Действительно ли это так и устойчивая повестка теряет свою актуальность в новых условиях?

    Полагаю, что у человечества недостатка средств на развитие устойчивой повестки не наблюдается. Просто необходимо рациональное распределение имеющихся средств. Сейчас много ресурсов тратится на производство оружия и его применение. Остановить эти процессы очень сложно, хотя есть понимание, что ни к чему хорошему это не приведет, а в худшем случае будет запущен необратимый процесс самоуничтожения человечества. Поэтому устойчивая повестка всегда останется актуальной, если мы хотим комфортно существовать и улучшать условия нашей жизни.

    Сергей Анатольевич, говоря о ЦУР 4 «Качественное образование», вы упоминали, что ООН разработала концепцию образования в интересах устойчивого развития, которая реализовалась в Дорожную карту до 2023 года. Что это за проект и как именно он был осуществлен? Насколько сегодня востребовано образование молодежи в вопросах устойчивого развития и какую роль здесь выполняет государство?

    Термин «качественное образование» подразумевает под собой донесение знаний, направленных на их использование во благо развития общества до представителей этого общества. Специализированные агентства ООН, такие как ЮНЕСКО, ЮНЕП, ЮНИДО занимаются вопросами образования практически во всех направлениях развития. Концепция образования, разработанная ООН обозначает направления, в которых нужно обеспечить соответствующими знаниями производственные кадры в интересах устойчивого и экологичного развития.

    Образование молодежи играет ключевую роль в развитии любого общества и любого государства. При этом полученные знания должны применяться осознанно и правильно, а государство в данном случае осуществляет контролирующую и поощрительную функции.

    Подробнее про образование в сфере устойчивого развития писали в статье на сайте.

    Прошлая конференция сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата, на наш взгляд, оставила разочарованной как экспертное сообщество, так и широкую общественность, поскольку страны вновь декларировали удержание глобального потепления в пределах 1,5 градусов Цельсия, но не договорились о конкретных инструментах и шагах по ее достижению. Кажется, что многие вопросы, требующие единства между государствами, не воспринимаются достаточно серьезно или подвергаются негативному влиянию событий политического характера. Так ли это, на ваш взгляд, и чего можно ждать от следующей конференции?

    Согласен с вашей точкой зрения. Результаты Конференции по климату вылились в ни к чему не обязывающую декларацию.

    Главное — договориться о конкретных шагах и неукоснительном следовании им.

    Политические факторы, к сожалению, и вправду имеют свое отрицательное воздействие в этих вопросах. На следующей конференции хотелось бы услышать конкретные решения и, самое главное, обязательство выполнять определенные меры, направленные на их исполнение.

    Знаю, что ЮНИДО готовилась к реализации экологических проектов в Арктике. На каком этапе сейчас находится этот вопрос и удалось ли реализовать проекты? Почему Арктика — важный регион, требующий всесторонней поддержки и развития?

    Проекты ЮНИДО с Россией для Арктики пока находятся в стадии формирования. Регион Арктики очень важен для устойчивого развития всей планеты, поэтому соблюдение экологических стандартов, ликвидация накопленного экологического ущерба представляется весьма важным вкладом в развитие этого региона. Арктика, как и любой другой регион планеты Земля, должна быть тщательно оберегаема от последствий негативного воздействия, связанного с установкой и применением промышленных объектов.

    Как вы оцениваете эффект от продления правительством России моратория на проведение большинства плановых контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок до 2030 года? Не повлечет ли это рост нарушений экологического законодательства?

    Здесь, как и везде, все зависит от сознательности руководства предприятий и их подчиненных. Сейчас, с развитием цифровизации и возможностей дистанционного мониторинга, сокращается количество злоупотреблений отсутствием прямого контроля и нарушений экологического законодательства. Большая роль принадлежит и средствам массовой информации, освещающим экологические инциденты и рассказывающим о лучших природоохранных практиках, законодательных требованиях.

    Важно отражать и показывать последствия нарушений экологического законодательства и доносить это до широкой общественности.

    27.10.23
    518
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также