Цыганов Константин Анатольевич, первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Интервью

Цифровизация все больше проникает во все сферы жизни общества, в том числе и в вопросы охраны окружающей человека среды. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации активно занимается данной повесткой для совершенствования механизмов контроля деятельности природопользователей и коммуникации с гражданами. О приоритетных проектах цифровой трансформации Минприроды России, включая информационную систему экомониторинга, домен «Экология и природопользование» на платформе «ГосТех», механизмы прогнозирования и моделирования экологической обстановки, а также об учете мнения пользователей при разработке цифровых инструментов ведомства, поговорили в интервью с первым заместителем Министра природных ресурсов и экологии Константином Цыгановым.

23.08.23
1K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Константин Анатольевич, в первую очередь хотели бы Вас попросить рассказать о приоритетных направлениях и проектах цифровой трансформации, реализуемых сейчас Министерством природных ресурсов и экологии России.

    Наши приоритетные проекты определены в стратегическом направлении цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования. Этот документ утвержден Правительством Российской Федерации в декабре 2021 года. Мы актуализируем его до конца этого года, дополнив инициативами в сфере цифровизации охотхозяйственных отношений и государственного экологического контроля.

    Среди первоочередных проектов цифровой трансформации отрасли хочу выделить создание федеральной государственной информационной системы мониторинга окружающей среды (ФГИС «Экомониторинг»), которая объединит на одной площадке все виды экологического мониторинга, обеспечит моделирование и прогнозирование экологической обстановки в режиме реального времени, а затем транслирует всё на интуитивно понятную картографическую основу. Это позволит гражданам, организациям, органам власти и местного самоуправления получать максимально оперативную информацию об экологической обстановке, своевременно реагировать на ее изменения и осуществить переход от мониторинга к управлению качеством окружающей среды.

    Кроме того, в рамках стратегического направления мы считаем приоритетным создание новых цифровых сервисов в области гидрометеорологии, лесного комплекса, недр, водопользования, обращения с отходами и экологического туризма, а также развитие применения отечественных технологий на основе «больших данных», технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и применения беспилотных летательных аппаратов.

    Предусмотрена ли верификация данных, заносимых в различные электронные базы цифровых проектов?

    Да, безусловно. В связи с переводом федеральных информационных систем на единую инфраструктуру платформы «ГосТех» к качеству данных, вносимых в информационные системы, стали предъявляться высокие требования. В соответствии с методическими рекомендациями о регламенте управления данными, вносимыми в государственные информационные системы, они должны соответствовать таким критериям как полнота, корректность, актуальность, непротиворечивость и связанность.

    Кроме того, при эксплуатации ФГИС «Экомониторинг» мы должны обеспечить непрерывное методологическое сопровождение системы с точки зрения верификации данных, поступающих из различных источников.

    В чем проявляется положительный результат цифровой трансформации в сфере экологии и природопользования?

    Для людей положительным результатом является сокращение срока предоставления государственных услуг, удобство получения информации, возможность реализовать свои жизненные потребности, например, знать экологические нормы и правила, вести экологический образ жизни, получать актуальную информацию о природных объектах и посещать их, пользоваться природными ресурсами, включая охоту и рыбалку.

    Цифровая трансформация сферы экологии и природопользования положительно сказывается на деятельности организаций. Это, например, сокращение их затрат на предоставление отчетности, контроль выбросов загрязняющих веществ.

    Все это является нашим важнейшим приоритетом при цифровой трансформации сферы, которую мы осуществляем в рамках проектирования домена «Экология и природопользование» на платформе «ГосТех» и при реализации проектов по созданию новых информационных систем и внедрению новых технологий.

    Известно, что в 2022 году началось совместное с Минцифры России проектирование домена «Экология и природопользование» на платформе «ГосТех». Расскажите, пожалуйста, что это за проект, зачем он нужен?

    В соответствии с совместным поручением двух вице-премьеров — Виктории Валериевны Абрамченко и Дмитрия Николаевича Чернышенко — в середине 2022 года был проведен первый этап проектирования домена «Экология и природопользование» на платформе «ГосТех».

    Проектирование сопровождалось коллегами из «ГосТех», «Сбербанка» и Координационного центра Правительства, осуществлялось совместно с Минцифры, ППК «Российский экологический оператор» и АНО «Цифровая экономика». В проектирование было вовлечено 119 экспертов из 42 организаций.

    Важно отметить, что доменный подход позволяет повысить качество оказания госуслуг, упростить и сделать бесшовным взаимодействие граждан и бизнеса с государством. Это достигается за счет трансформации и реинжиниринга существующих процессов с применением современных цифровых технологий. Сразу хочу уточнить, что домен — это набор цифровых сервисов на платформе ГосТех для клиентов. То есть домен — не равно госинформсистема. Кроме того, в домене участвует сразу несколько ведомств.

    В домене мы выдели три клиентские группы: «Гражданин», «Организация», «Государство». На первом этапе проработали две — «Гражданин», «Организация». Проектирование цифровых сервисов осуществлялось на основе анализа потребностей клиентов. В рамках первого этапа проектирования мы сформировали 2 группы по клиентским путям — для гражданина и промышленного предприятия соответственно. В каждую группу вошло по 48 экспертов.

    Для граждан сформировано 12 жизненных ситуаций. Жизненная ситуация — это событие в жизни клиента, в рамках которого возникает потребность или необходимость в получении результата, услуги или сервиса. Например, для гражданина это — решение посетить ООПТ или пойти на рыбалку. В зависимости от жизненной ситуации возникает потребность, которая может быть закрыта сервисом домена. В данном случае сервис может удовлетворить потребность в получении информации о возможностях посещения ООПТ или о сборе грибов или ягод. Таких потребностей гражданина в сфере экологии и природопользования выявлено 96.

    Из этого анализа возникает клиентский путь — это совокупность действий по удовлетворению потребностей, реализуемых с помощью проектируемых сервисов домена. Например, клиентский путь «Посещение ООПТ» складывается из оформления заявки на посещение ООПТ, приобретения билетов, бронирования гостевого домика, выбора туристического маршрута. В группе «Гражданин» определено 20 приоритетных сервисов. Например, «Поиск ООПТ по критериям в туристических целях».

    Для предприятия выявлено 24 жизненных ситуации. Например, утилизация отходов, получение земельного участка. Соответственно потребность — найти подрядчика по вывозу отходов или подать заявку на получение земельного участка. Таких потребностей для предприятия определили 138. После их определения и формирования целевого образа сервисов была проведена работа в группах по ИТ-Ландшафту и нормативным правовым актам.

    Группа по ИТ-Ландшафту проанализировала более 70 информационных систем федерального и регионального уровней, определила их готовность к реинжинирингу процессов под целевое состояние сервисов, выявила более 180 возможных источников информации (справочники отходов, охотничьих ресурсов, реестр негативного воздействия на окружающую среду). Группа по анализу нормативных актов оценила необходимость изменения законодательства под целевое состояние оказания сервисов. Проанализировано более 60 нормативных актов, более 50 нормативных актов требуют изменений, с 20 из них мы уже начали работу. Например, вносим изменения в закон «Об охоте» для создания единой системы в сфере охотхозяйственных отношений.

    Полученные в результате проектирования сервисы позволят повысить удовлетворенность людей, а организациям — эффективность ведения бизнеса. Это достигается за счет создания единого информационного поля с актуальной и достоверной информацией об экологии и природопользовании, многократного ускорения документооборота через единое окно с возможностью автоматизированного сбора отчетности, а также повышения эффективности принимаемых инвестиционных и операционных решений.

    Государство, в свою очередь, сможет повысить эффективность управления территориями и природными ресурсами за счет создания их цифровых двойников, осуществлять риск-ориентированный надзор за состоянием окружающей среды, проводить комплексное прогнозирование и моделирование природных явлений с использованием возможностей автоматизации принятия решений.

    В своем выступлении на НМЭК-2023 Вы говорили, что все цифровые решения строятся на основе запроса пользователей, это действительно так? Расскажите, как Вы видите партнерство государства, общества и бизнеса в вопросах экологии и как уже сегодня учитываете мнение граждан в своей работе?

    Минприроды России в рамках федерального проекта «Государство для людей» активно внедряет в свою деятельность принципы и инструменты клиентоцентричности, в том числе при создании цифровых сервисов и информационных систем. Одним из инструментов построения клиентоцентричности является создание эффективной системы взаимодействия Министерства с гражданами и бизнесом на основе обратной связи от них.

    Задача Минприроды России — сделать взаимодействие с гражданами максимально простым и удобным. Для этого необходимо внедрять инструменты обратной связи, проводить опросы, выявлять потребности в сервисах и способах их получения.

    Например, при проектировании сервисов домена «Экология и природопользование» мы провели опрос, в котором приняли участие более 1000 человек. Результаты этого опроса помогли определить, какие сервисы в сфере экологии и природопользования являются приоритетными и требуют особого внимания разработчиков. Кроме того, запущены опросы по оценке удовлетворенности предоставлением информации, госуслугами, рассмотрением обращений и получением мер господдержки. Мы активно привлекаем экспертные сообщества и гражданские объединения для комплексной проработки различного рода вопросов. Результаты этой работы будут обязательно учитываться при совершенствовании деятельности Министерства.

    Считаю, что именно такой подход позволит создать партнерское взаимодействие государства, общества и бизнеса в вопросах экологии и природопользования. Еще одно важное и полезное нововведение — возможность гражданам и общественным организациям информировать органы власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, а также незаконной вырубке лесов и других правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Для этого будет организована единая экологическая диспетчерская на платформе создаваемой информационной системы «Экомониторинг».

    Могли бы Вы подробнее рассказать об информационной системе «Экомониторинг», когда она будет создана и какие существуют планы по ее дальнейшему развитию?

    Четвертого августа Президентом подписан Федеральный закон № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он определяет правовые основания создания государственной информационной системы состояния окружающей среды — ФГИС «Экомониторинг».

    Система предназначена для информирования людей, органов власти, организаций о состоянии окружающей среды, сбора, обработки и анализа информации, содержащейся в единой системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

    Создание системы позволит получить объективную картину по 16 видам экологического мониторинга, например таким как: атмосферный воздух, водные объекты, земли, животный мир, радиационная обстановка. Кроме того, в системе будет содержаться информация об источниках негативного воздействия на окружающую среду, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, о результатах производственного и государственного экологического контроля.

    Будет создан функционал уведомлений, благодаря которому уполномоченные органы смогут моментально реагировать на изменения экологической обстановки и выявленные нарушения. Организациям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, система позволит контролировать свои сбросы и выбросы загрязняющих веществ, гражданам и природоохранным организациям — осуществлять независимый контроль экологической обстановки и передавать органам собственные измерения, а также в целом получать оперативную информацию о текущей экологической обстановке.

    Подчеркну, что ФГИС не заменяет созданные или создаваемые отраслевые системы, а формирует «озеро данных» всей отрасли, а также предоставляет возможность комплексного анализа и моделирования. Создание системы позволит перейти от ручного сбора и обработки неструктурированных данных к управлению качеством окружающей среды, прогнозированию ее изменений и принятию решений о мерах регулирующего воздействия.

    Вступление в силу ключевых обязательных требований закона о ФГИС «Экомониторинг» — март 2025 года. После запуска системы мы будем ее развивать, в том числе, внедряя функционалы прогнозирования экологической обстановки и распространения загрязнений, моделируя в цифровом виде различные объекты: реки, полигоны захоронения отходов, применяя методы работы искусственного интеллекта.

    Одна из значимых проблем нашей страны в связи с меняющимся климатом и более засушливыми погодными условиями, а порой и просто безответственным поведением отдыхающих — лесные пожары, принимающие характер и масштабы стихийного бедствия. Можно ли защитить природное богатство России от стихии с помощью цифровых технологий?

    Вопрос своевременного выявления лесных пожаров стоит действительно остро. В настоящее время функционирует информационная система дистанционного мониторинга пожаров, которая обеспечивает распознавание вероятных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций с использованием технологий дистанционного зондирования земли, осуществляет оперативное оповещение о них ответственных должностных лиц, а также предоставляет информацию для формирования пожарной сводки. Так, с помощью данной системы с начала 2023 года было зафиксировано 103 вероятных места природных пожаров на территории 21 заповедника и 21 национального парка и обеспечено оперативное реагирование на них.

    Кроме того, в настоящее время проводится проектирование единой цифровой платформы Росгидромета — «Росгидромет 2.0». Одной из ключевых задач платформы является переход на качественно новый уровень краткосрочного прогнозирования погоды и опасных гидрометеорологических явлений. При этом стоит отметить, что вся информация, свидетельствующая о рисках возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, будет собираться во ФГИС «Экомониторинг» и незамедлительно передаваться в МЧС России.

    Не стоит забывать и о качестве собираемых данных — необходимо развитие технологий дистанционного зондирования земли, автоматизация государственной наблюдательной сети Росгидромета, создание региональных сетей экологического мониторинга на принципах «интернета вещей».

    Сегодня возможности технологий искусственного интеллекта стремительно растут и развиваются. ИИ — важная часть большой технологической программы цифровизации. К тому же в России утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В каких проектах вы используете возможности ИИ и какими результатами готовы поделиться?

    Новые технологические решения на базе искусственного интеллекта позволяют улучшить качество жизни людей, обеспечить экологическую безопасность и технологично подойти к вопросу восстановления популяций животного мира. Министерство безусловно уделяет этому вопросу повышенное внимание, современные решения с использованием нейросетей уже используются и планируются к внедрению в сфере экологии.

    Начиная с 2021 года Минприроды России активно участвует в реализации пилотных проектов по распознаванию биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее — ООПТ федерального значения) с применением технологий искусственного интеллекта, в частности, на основе данных фотоловушек и беспилотных летательных аппаратов.

    По итогам 2022 года Минприроды России совместно с подведомственными организациями завершили разработку типовых решений на базе технологий искусственного интеллекта, которые позволяют классифицировать и идентифицировать объекты животного мира. В рамках пилотных проектов разработанные решения были внедрены на 5 ООПТ федерального значения: Саяно-Шушенский, Пасвик, Сихотэ-Алинь, Центрально-лесной, Ненецкий.

    Внедренные решения позволяют на основе технологий искусственного интеллекта определять 33 класса объектов: 30 классов — объекты животного мира; 3 класса — прочие категории объектов (люди, техника, пустой объект) со средней точностью распознавания свыше 91,3%. Помимо верификации объектов животного мира, усовершенствована аналитическая составляющая: автоматизирована подготовка 6 видов отчетных документов.

    Кроме того, создано решение по подсчету моржей по данным аэрофотосъемки, модель распознавания белых медведей по кадрам аэрофотосъемки в Арктике, дорабатывается решение по идентификации конкретной особи гренландского кита.

    Апробированные по итогам 2022 года технологические решения на базе искусственного интеллекта на площадках 5 ООПТ федерального значения показали свою эффективность в использовании и требуют дальнейшего тиражирования. С их помощью удастся накопить опыт в анализе больших данных при работе с объектами животного мира и масштабировать результаты интеллектуальной собственности.

    В этом году на безвозмездной основе планируется передать в десять ООПТ федерального значения апробированное программное обеспечение на базе технологий искусственного интеллекта.

    Можно ли говорить, что в ближайшем будущем возможности ИИ будут интегрированы во все сферы природоохранной деятельности?

    Развитие технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления во многом зависит от нормативного правового регулирования применения таких технологий.

    При условии формирования и совершенствования законодательства, мы видим множество вариантов повсеместного использования ИИ — в области геологоразведки, обращения с отходами, гидрометеорологии, экологического мониторинга и экологического контроля — а это действительно все сферы природоохранной деятельности.

    Расскажите о реализации проекта «Чистый воздух» в целом, и квотировании выбросов загрязняющих веществ, в частности. Какие компенсационные мероприятия по итогу останутся доступны для квотируемых объектов и планируется ли корректировка такой возможности?

    В 2022 году в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» приняты все ключевые решения: утверждены комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в 12 городах с учетом снижения выбросов к концу 2026 года более чем на 20%, на межведомственном совете рассмотрены и согласованы более 160 планов предприятий по достижению квот. Все крупные предприятия подтвердили готовность провести экологическую модернизацию и обеспечить снижение выбросов даже с учетом осложнившейся внешнеполитической обстановки.

    Всем 10 регионам-участникам федерального проекта доведено более 30 млрд рублей на реализацию комплексных планов по снижению выбросов. Это прежде всего масштабные программы по государственной поддержке граждан по переподключению частных домовладений с угольного и дровяного отопления на газовое или централизованное. Такие мероприятия крайне важны для таких городов как Чита, Красноярск, Новокузнецк, Омск и Нижний Тагил. До 2024 года планируется поддержать переподключение 35 тысяч домовладений. Также проводится переподключение потребителей с устаревших угольных котельных с последующим их закрытием. Проложено более 30 километров газопровода для отопления частных домов экологичным топливом.

    Одновременно поддерживаем замену общественного транспорта на экологичный. На маршруты вышло 635 единиц экологичного общественного транспорта (103 трамвая, 183 троллейбуса и 349 автобусов на газомоторном топливе). В текущем году планируется закупить еще 53 единицы. В результате проведенных мероприятий в 12 городах-участниках федерального проекта снижены выбросы на 254,7 тыс. тонн (11,4%).

    Для поддержки предприятий при проведении экологической модернизации запущены льготные займы под 1-3% от Фонда развития промышленности Минпромторга России. В прошлом году выдано 8 таких займов.

    С целью развития и модернизации государственной наблюдательной сети модернизировано 63 стационарных поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, приобретено 12 передвижных экологических лабораторий. Также закуплено 533 единицы оборудования с целью дооснащения подведомственных лабораторий Росприроднадзора необходимым лабораторным оборудованием для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

    Президентом России поставлена задача к 2030 году в два раза снизить выбросы опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

    Правительство Российской Федерации расширило территорию квотирования на города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. В эксперимент по квотированию выбросов с сентября этого года дополнительно включены еще 29 городов с целевым показателем снижения в 2 раза выбросов опасных (приоритетных) загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, к 2030 году. По утвержденным Правительством Российской Федерации срокам основные мероприятия в этих городах будут начаты в 2025 году после утверждения перечня квотируемых объектов, доведения предприятиям квот.

    Однако по ряду городов (Улан-Удэ, Абакан, Черногорск, Минусинск, Искитим) мероприятия уже реализуются в части снижения выбросов от коммунальной инфраструктуры за счет бюджета субъектов Российской Федерации, а также в части реализации мероприятий промышленных предприятий за счет собственных средств.

    Что касается компенсационных мероприятий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на квотируемых объектах, то в настоящий момент, согласно Федеральному закону от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», исключена возможность проведения компенсационных мероприятий в случае невозможности достижения квот выбросов в установленные сроки. Но вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлен срок проведения эксперимента по квотированию выбросов по 31.12.2026. Этого срока достаточно для достижения установленных квот выбросов юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на квотируемых объектах, в установленные сроки.

    При этом Федеральным законом от 28.04.2023 № 177-ФЗ введен механизм взаимозачета достижения квот между промышленными предприятиями посредством реализации на одном из них мероприятий по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества.

    23.08.23
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также