Образование в сфере ESG: возможности развития для сотрудников и бизнеса

Экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG) играют все более важную роль в экономических и общественных дискуссиях, а потребители все чаще избегают компаний с плохими показателями ESG. Это обуславливает запрос компаний на профильных специалистов по ESG, изменение функционала привычных профессий, следовательно, студенты и специалисты должны постоянно пополнять свои знания и переобучаться. В связи с этим ключевым трендом последнего года считается появление образовательных программ в сфере ESG на уровне университетов, бизнес-школ и корпоративного сектора. О том, почему ESG-образование набирает популярность, какие навыки требуются работникам уже сейчас в связи с внедрением концепции устойчивого развития в компаниях, а также где и на каких условиях можно пройти обучение и стать востребованным специалистом — в нашей статье.

24.08.23
3K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Актуальность образования в сфере ESG и устойчивого развития

    Экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG) играют все более важную роль в экономических и общественных дискуссиях, а потребители все чаще избегают компаний с плохими показателями ESG. Поскольку инвесторы стремятся не избежать рисков, поддерживая компании, которые не воспринимают эти риски всерьез, многие руководители осознали, что активное улучшение вопросов ESG повышает результаты бизнеса за счет удовлетворения социальных потребностей и дополнительных инвестиций. Последние, в свою очередь, уже рассматриваются как драйвер роста в банковском секторе, например, где банки с очень хорошим рейтингом ESG имеют более высокий чистый процентный доход и чистый комиссионный доход, чем их аналоги.

    В условиях стремительной трансформации экономической и геополитической ситуации в России повестка устойчивого развития также претерпевает серьезные изменения: пересматриваются приоритеты бизнеса и государства, меняются драйверы, возникают новые вызовы, перестраивается ландшафт национальной ESG-инфраструктуры. Очевидно, что адаптация повестки устойчивого развития требует адекватного ответа и со стороны системы образования.

    ESG-центр Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ и Национальный ESG Альянс провели исследование «Образование в области устойчивого развития и ESG», в ходе которого установили: ключевой мировой тренд — активное появление образовательных программ как на уровне университетов и бизнес-школ (бакалавриат, магистратура, дополнительное профессиональное образование), так и корпоративного сектора. При этом наблюдается повышение роли локальных игроков, что связано со смещением фокуса на развитие локальных ESG-подходов, стандартов и практик, как ответ на внешние ограничения. Данные тренды стимулируют развитие международной и национальной дискуссии относительно подходов к созданию образовательных программ, методов и дидактических инструментов, позволяющих наиболее эффективно формировать востребованные работодателями компетенции выпускников.

    Вместе с тем, стоит отметить, что запрос рынка труда на специалистов в области устойчивого развития не всегда находит своевременный и надлежащий ответ со стороны системы высшего или корпоративного образования. Несоответствие данного ответа связано не только с недостаточной численностью обученных специалистов в области устойчивого развития, но и с качеством их подготовки. Особая сложность образования в области устойчивого развития состоит в том, что устойчивое развитие затрагивает множество дисциплин и требует междисциплинарного подхода. Он усиливает способности специалистов решать сложные проблемы, выходящие за рамки знаний и навыков одной области знаний.

    Отдельное место в образовании в области устойчивого развития играют практико-ориентированное обучение и высокая плотность коммуникации с заинтересованными сторонами. Несмотря на критически важное значение реального сектора в подготовке специалистов по устойчивому развитию, восприятие корпорациями и работодателями требований и особенностей образования в области устойчивого развития в российском контексте пока крайне мало изучено, и эта задача имеет высокую актуальность и значимость.

    Зеленые навыки и профессии будущего

    Зеленые навыки необходимы всем представителям общества для снижения воздействия на окружающую среду и поддержки справедливого экономического перехода с целью достижения более чистой, климатически и экологически устойчивой и эффективной экономики, обеспечивающей достойные условия труда. Мир труда играет важнейшую роль в переходе к низкоуглеродной экономике, однако этот переход зависит от наших возможностей и способности выявлять, оценивать и развивать зеленые навыки.

    Их принято разделять на:

    • общие (основные) компетенции;
    • специфические (ориентированные на выполнение задач) компетенции, необходимые для конкретных профессий.

    Оба типа компетенций используются в определенных условиях и требуют знаний, навыков и установок (или убеждений, склонностей и ценностей).

    Роль образования и обучения в повышении осведомленности людей и развитии их способности жить и работать так, чтобы поддерживать устойчивое развитие, является общепризнанной. Как в российском, так и в азиатском контексте развитие экономики сопровождается выбросами углекислого газа, загрязнением окружающей среды, массовым потреблением энергии и неконтролируемым использованием ограниченных сырьевых ресурсов. Поэтому технические и профессиональные программы, обусловленные переходом к низкоуглеродной и безотходной экономике, должны обеспечивать навыки, позволяющие людям действовать экологично, чтобы ускорить общий процесс экологизации промышленности.

    Система высшего образования заметно отстает от запросов рынка труда. Функционал профессий меняется все быстрее, а следовательно, студенты и специалисты должны постоянно пополнять свои знания и переобучаться. Руководствам вузов следует создавать учебные программы по новым специальностям, которые будут востребованы в будущем, адаптировать уже существующие под потребности рынка. О том, какие профессии будут востребованы и могут появиться в ближайшем будущем можно узнать из «Атласа новых профессий», который основан на прогнозах и планах практиков рынка. Например, в сфере ESG приведены такие специальности, как «Консультант по устойчивому развитию», «Специалист по страхованию климатических рисков» и многие другие.

    Образовательные программы

    Согласно данным исследования Центра устойчивого развития МГИМО «Тенденции развития ESG-образования в России (сентябрь 2022)» в рамках реализации проекта «Приоритет 2030», за период с 2018 по 2022 год количество программ подготовки магистров по направлению ESG увеличилось в 37 раз.

    Среди 25 вузов, участвовавших в исследовании, наибольшее количество ESG-программ представлено в следующих:

    • МГИМО — 4;
    • НИУ ВШЭ — 3;
    • СПБГЭУ — 3;
    • ПНИПУ — 3.

    При этом 22 программы из 37 предлагают высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. Стоимость обучения по программам магистратур вырьирует от 104 000 до 452 000 рублей в год. Только на 18 программах магистратуры предусмотрены бюджетные места.

    Также намечается тенденция реализации программ в области устойчивого развития не только на базе общеобразовательных программ по экономике, менеджменту и экологии, но и в рамках специализированной подготовки в области нефтехимической промышленности, градостроительства и архитектуры. Возможно создание специальных программ магистратур в сфере ESG с уклоном в агропромышленное производство, строительство, текстильную промышленность и финансовый сектор.

    Ожидается, что в 2024 году экономика страны получит 550 дипломированных специалистов-выпускников магистратуры в сфере устойчивого развития. В течение ближайших 5 лет спрос на таких специалистов будет удовлетворен преимущественно благодаря программам дополнительного профессионального образования. Наиболее востребованы специалисты в области корпоративной нефинансовой отчетности, корпоративных стратегий ESG, due-diligence и верификации состояния компаний в процессе ESG-трансформации. Также растет спрос на руководителей высшего звена, курирующих в компаниях проекты устойчивого развития и ESG-повестку.

    Бакалавриат

    Программы обучения по ESG для бакалавров начали появляться сравнительно позже, чем для магистрантов. При этом у абитуриентов есть возможность поступить на бюджетную форму обучения в наиболее престижные вузы страны.

    Программа Описание Университет Количество мест Стоимость обучения
    Государственное управление устойчивым развитием Подготовка специалистов, экспертов и аналитиков в области управления устойчивым развитием РАНХиГС 10 мест бюджет

    20 мест платно
    От 340 000 рублей/год
    Международные программы устойчивого развития Подготовка международников, способных обеспечивать достижение целей устойчивого развития с учетом социальных и экологических рисков РАНХиГС 7 мест бюджет

    20 мест платно
    От 340 000 рублей/год
    Экотехнологии и устойчивое развитие Подготовка специалистов в области исследований и проектирования в сфере экологии, экологической экспертизы, устойчивого развития РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Университет ИТМО 60 мест бюджет

    11 мест платно
    От 289 000 рублей/год
    Экономика корпорации и ESG-инвестирование Подготовка специалистов со всесторонними знаниями и компетенциями международного уровня в области экономики и инвестирования Финансовый университет 17 мест бюджет

    33 места платно
    От 410 000 рублей/год
    Глобальное устойчивое развитие Подготовка специалистов в области устойчивого развития, ESG-трансформации и международных отношений РЭУ им. Г.В. Плеханова 10мест бюджет

    30 мест платно
    От 370 000 рублей/год

    Магистратура

    В России магистерские программы по устойчивому развитию представлены одними из лучших университетов страны: МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и другими. Обучение в магистратуре в России стоит от 190 000 до 450 000 рублей в год, бюджетные места есть не на всех программах.

    Программа Описание Университет Количество мест Стоимость обучения
    Финансы и стратегии устойчивого развития Подготовка экономистов с компетенциями подготовки корпоративной отчетности отвечающей требованиям устойчивого развития и сертификации ACCA РАНХиГС, Финансовый университет, СПбГЭУ 12 мест бюджет

    76 мест платно
    от 301 400 рублей/год
    Зеленая экономика и управление ресурсами Подготовка специалистов по изучению взаимосвязи между экономической деятельностью, экологией, управлением для минимизации вреда окружающей среде МБИ им. А. Собчака, РЭУ им. Г.В. Плеханова 8 мест бюджет

    13 мест платно
    От 310 000 рублей/год
    ESG-трансформация предприятий Подготовка специалистов в области устойчивого развития, экологической безопасности и ESG-трансформации предприятий РЭУ им. Г.В. Плеханова нет бюджетных мест

    10 мест платно
    От 190 000 рублей/год
    Устойчивое развитие бизнеса: управление и современный маркетинг Подготовка управленцев современной организации с компетенциями и знаниями для анализа характера, уровня и направлений развития бизнеса РГУ им. А.Н. Косыгина нет бюджетных мест

    7 мест платно
    От 292 800 рублей/год
    Управление устойчивым развитием компании Подготовка к профессиональной карьере в департаментах устойчивого развития крупнейших российских и международных компаний, ESG-консалтинге, собственном устойчивом бизнесе и исследовательской деятельности по актуальным проблемам развития бизнеса, общества и природных экосистем ВШЭ нет бюджетных мест

    30 мест платно

    5 мест платно для иностранцев
    От 480 000 рублей/год

    Программы повышения квалификации

    Среди российских программ можно выделить бизнес-интенсив «Устойчивое развитие в неустойчивых условиях: интенсив для ESG-лидеров», организованный Сколково, а также программу повышения квалификации в РЭУ им. Г.В. Плеханова «Бизнес-трансформация на принципах ESG (Environmental, Social, Governance)».

    Образовательные курсы организаций

    Внушительный список образовательных программ программ со ссылками подготовила компания You Social. В нем отражены как программы высшего образования, так и краткосрочные онлайн- и оффлайн-курсы и программы повышения квалификации, которые можно пройти бесплатно или на коммерческой основе.

    Бесплатно получить знания по теме устойчивого развития и ESG от ведущих мировых университетов можно на платформе Coursera, где размещено 195 и 13 специализированных курсов соответственно. Крупнейший создатель курсов по данным темам — США. Сертификат о прохождении программы можно получить за дополнительную плату, которая составляет от 2000 рублей.

    Отдельно можно выделить запущенный Сбером и СберУниверситетом открытый онлайн-курс «ESG: введение». Курс разбит на 5 блоков, поэтапно вводящих слушателя в повестку и главные вопросы ESG в приложении к деятельности компании. Завершающий раздел практикоориентированный, так как включает в себя поведенческий опрос о деятельности компании слушателя.

    Еще один пример нестандартного образовательного контента — курс ППК РЭО, на котором слушатели узнают, как законодательно регулируется сфера обращения с ТКО и экономики замкнутого цикла, какие перспективы у расширенной ответственности производителей (РОП), как работать с различными отходами, как финансируется отрасль обращения с ТКО и как привлечь в нее инвестиции, как протекает процесс цифровизации отрасли обращения с ТКО, каким образом рассчитываются нормативы в отрасли и многое другое. Уроки представлены в формате видеороликов длительностью по 20-30 минут.

    Вызовы и возможности сферы образования в устойчивом развитии

    В развитии образования в сфере устойчивого развития (далее — ОУР) существуют национальные вызовы, которые обусловлены не только высоким спросом на трансформацию образовательной модели в сторону устойчивости, но и спецификой российского контекста, низкой осведомленностью об УР.

    Центр управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса выделил следующие вызовы:

    1. определение стратегии и методологий интеграции ОУР в образовательных учреждениях;
    2. поиск баланса между спросом на специалистов (бизнесом, государством) по устойчивому развитию и процессом их подготовки (образованием) — профессия остается нишевой;
    3. тенденция к рассмотрению ОУР в качестве надстройки к основному образованию (профессии);
    4. обоснование практической применимости и экономической полезности УР;
    5. стихийность и скорость формирования рынка УР, при которых образовательная система не успевает реагировать;
    6. бизнес чаще готовит кадры внутри компании, что требует больше времени и финансовых ресурсов;
    7. нет единых стандартов к обучению специалистов;
    8. сложность адаптации существующих норм и стандартов образования к принципам устойчивого развития и необходимость обоснования прикладной эффективности знаний и компетенций ОУР;
    9. необходимость новых подходов к образованию в УР;
    10. нехватка квалифицированных преподавателей по устойчивому развитию и ESG.

    Среди возможностей и потенциала для ОУР выделяется:

    1. открытость и партнерство;
    2. призма экосистемного подхода;
    3. междисциплинарность и трансдисциплинарность, практикоориентированность;
    4. развитие с нуля новых стандартов;
    5. развитие коротких программ дополнительного профессионального образования;
    6. развитие экспертного сообщества и создание сертификации образовательных программ в области УР.

    При этом решение проблемы образования в устойчивом развитии наиболее осуществимо через интеграционную роль вузов и бизнес-школ в исследованиях и научных разработках, применении бизнес-практик, проектной работе, студенческом волонтерстве и формировании среды развития сообщества.

    Одновременно с этим респонденты исследования (в большей степени институты развития и региональные органы власти) «Развитие ESG в секторе МСП: результаты опроса в российских регионах», проведенного НИФИ Минфина России и АНО Институт развития Предпринимательства и Экономики, высказались за развитие образования в сфере ESG. Респонденты в программах дополнительного образования и повышения квалификации для МСП отметили необходимость предоставлять данные о концепции ESG, возможных преимуществах и рисках, связанных с ее внедрением в предпринимательскую деятельность. Отдельно стоит рассмотреть наиболее распространенные требования в данной сфере, которые могут предъявляться к субъектам МСП со стороны государства и крупного бизнеса. В образовательных программах можно сделать акцент на успешном международном опыте и положительных российских практиках, внедренных в отдельных субъектах Российской Федерации.

    Профиль эксперта по УР

    Поскольку сегодня на рынке труда специалисты подобного профиля становятся все более востребованными, в крупных корпорациях России уже появилась должность «Директор по устойчивому развитию», «Специалист по ESG», «Специалист по устойчивому развитию». Управленцы, совмещающие знания сразу в нескольких сферах: защита окружающей среды, безопасность труда, устойчивость цепочки поставок, соответствие международным стандартам и т.д. обладают значительными преимуществами перед узкопрофильными кандидатами. Интеграция экологических, социальных и управленческих факторов в стратегию компании может повысить ценность и производительность бизнеса.

    Менеджеры по устойчивому развитию в организациях отвечают за бережное использование всех ресурсов организации — природы, кадров и финансов. Специалист по устойчивому развитию разрабатывает концепцию устойчивого развития, определяет ключевые индикаторы устойчивого развития, по которым будет осуществляться мониторинг для конкретной организации или региона.

    В задачи специалиста по устойчивому развитию также входит:

    • сбор и анализ данных для подготовки и обновления инструментов устойчивого развития;
    • сбор и анализ базы данных ESG показателей компании;
    • подготовка ответов на запросы ESG аналитиков, рейтинговых агентств (MSCI, Sustainalytics и другие), сбор и анализ информации для таких проектов как CDP и прочее;
    • подготовка отчетных документов по запросу холдинга и в рамках страны;
    • контроль за внедрением принципов устойчивого развития в различных бизнес-процессах компании;
    • подготовка заявок для участия в профильных конкурсах и рейтингах;
    • подготовка материалов для внутренних (сотрудники компании) и внешних (подрядчики, представители местного сообщества) тренингов в области устойчивого развития;
    • подготовка материалов для отдельных проектов в области устойчивого развития, реализуемых совместно с другими подразделениями организации.

    Востребованность специалистов по устойчивому развитию и ESG

    В России, несмотря на внешние и внутренние факторы турбулентности, продолжает расти интерес компаний к ESG-повестке. При этом модель устойчивого развития рассматривается управляющим звеном как неотъемлемая часть долгосрочного процветания компании. Однако недостаток необходимых навыков у сотрудников, низкий уровень развития ESG-культуры или отсутствие координирующего инициативы лица тормозит ESG-трансформацию компании.

    В таких условиях профессия специалиста и особенно директора по устойчивому развитию как никогда актуальна и востребована. Консультанты по вопросам устойчивого развития пользуются рекордным спросом, поскольку экологические и социальные проблемы заставляют предприятия пересматривать свои бизнес-модели. Однако на рынке фиксируется дефицит подобных специалистов, отсутствуют четко определенные критерии отбора кандидатов.

    При анализе вакансий платформы онлайн-рекрутинга hh.ru за сентябрь и октябрь 2022 года было выделено более 800 вакансий, связанных с устойчивым развитием. Большая часть из них — в крупных городах: Москве и Санкт-Петербурге.

    Чаще остальных вакансии в сфере устойчивого развития и ESG открывали:

    • крупные российские банковские группы (СБЕР и ВТБ);
    • компании, вовлеченные в добычу, переработку и транспортировки природных ресурсов (Холдинг «Селигдар», ССК ГАЗРЕГИОН);
    • компании, оказывающие консультационные и другие поддерживающие услуги («Экостандарт», Региональный аналитический центр, ANCOR).

    Экспертное мнение

    Наши приоритеты всегда неизменны: сохранение экологии, природного наследия нашей страны для всех поколений, сохранение здоровья нации в целом. Развитие экологического сознания в обществе происходит постоянно, потому что людям важно качество воды и воздуха рядом со своим домом. У молодежи есть запрос не только на то, как сортировать отходы, но и на профориентацию в сфере экологии. В этом году в планах создание дополнительных мероприятий, экоклубов в вузах. В качестве партнеров коллеги хотят привлечь крупные компании, нацеленные на экономику замкнутого цикла, будем проводить ярмарки вакансий.

    Дмитрий Тетенькин
    Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    Концепции устойчивого развития надо учить всех: не забывать ни про один уровень управления. Есть специалисты: CSO (chief sustainability officer — директор по устойчивому развитию — прим. ред.) и его команда, и они, как правило, уже глубоко разбираются в теме, приобрели практические навыки. А вот тем, кто над ними, топ-менеджменту, членам советов директоров, нужно доносить тему больше на стратегическом, чем на прикладном уровне. Необходимо понимать, что тему просто так не отложить, потому что она и есть про стратегию, которой все занимаются. То есть и спрос меняется, нужны кейсы, конкретные решения, и предложение должно меняться.

    Елена Дубовицкая
    Директор Центра устойчивого развития СКОЛКОВО

    Подробнее об образовании в сфере ESG и деятельности Центра устойчивого развития Сколково можно прочитать в нашем интервью.

    С точки зрения организационного обучения, компетенции в сфере устойчивого развития должны иметь все. Другое дело, что это компетенции разных уровней, при отсутствии которых на определенном этапе компания не может развиваться, если она не будет балансировать все усилия на уровне корпоративного управления, потому что между функциями возникает дисбаланс.

    Чтобы перейти на практические рельсы, сейчас обсуждается проект профессионального стандарта под названием «Специалист в сфере устойчивого развития». Работа над этим документом четко показывает две основные тенденции, которые необходимо четко обозначить: первая — определение функционала специалиста в сфере УР, вторая — определение места такого специалиста в иерархии компании.

    С одной стороны, в России появилось большое количество малых программ в области УР на уровне программ дополнительного образования, причем здесь имеются в виду как традиционные программы, которые подразумевают соответствующий сертификат о дополнительном образовании, так и совсем небольшие: вебинары, видео-курсы, которые не имеют решающего значения для понимания фундаментальных основ вопроса.

    Сейчас формируются и готовятся к выпуску образовательные стандарты четвертого поколения, которые будут включать в себя не перечень обязательных дисциплин, а некие перечни компетенций, которые в процессе обучения должны развиваться, проходя через несколько уровней дисциплин на разных курсах и программах.

    Если посмотреть на мировую практику, есть достаточно устоявшийся набор универсальных или общекультурных компетенций, которые обязательны для понимания проблематики УР и готовности специалиста к участию в этих программах, интерпретации любой управленческой функции как устойчивой. А именно, если отталкиваться от сбалансированного мирового опыта, то выделяют:

    • системное мышление, под которым уже давно подразумевается универсальная компетенция;
    • опережающее мышление, то есть такое мышление, которое подразумевает ориентацию на перспективное развитие, в том числе на углубление комплексов всех этих проблем;
    • мышление, основанное на ценностях, когда УР — это ценностная основа для принятия решений;
    • готовность к сотрудничеству, соответствующая цели устойчивого развития № 17 и являющаяся важнейшим инструментом для достижения всех предыдущих целей.

    То есть такой набор компетенций — это то, что должно быть у всех. А дальше как раз стоит основной вопрос: каким образом эти компетенции вшивать в образовательные дисциплины, чтобы они работали, и на каком этапе эти компетенции все-таки содержательно наполнять тем, что необходимо для управления организацией.

    Юрий Благов
    Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, директор Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ
    24.08.23
    3K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста