Обучение профессии или раскрытие потенциала человека? Как работать с талантами в регионах

04.09.24
65

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    На Восточном экономическом форуме состоялась сессия «Обучение профессии или раскрытие потенциала человека?», в ходе которой эксперты обсудили вопросы привлечения и сохранения талантливой молодежи для развития регионов.

    Модератором сессии выступил Гасан Гасанбалаев, исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». В дискуссии приняли участие представители Сбербанка, Правительства Камчатского края, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и других организаций.

    О работе с молодыми талантами в Сбербанке рассказала Татьяна Корнева, старший управляющий директор, директор департамента развития потенциала человека блока «Люди и культура». Она отметила, что «талант — это инструментальное проявление потенциала человека».

    Самое важное в таланте — это внутренняя мотивация человека что-то делать. Если есть желание и интерес, тогда и талант будет развиваться. Поэтому одной из основных задач в работе с талантами мы считаем развитие мотивации. Индикатором успешности личности можно назвать пассионарность — желание занимать активную позицию, быть автором своей жизни, оставлять след и вносить вклад в развитие компании, общества и страны.

    Татьяна Корнеева
    Старший управляющий директор, директор департамента развития потенциала человека блока «Люди и культура», ПАО Сбербанк

    СБЕР провел исследование особенности работы с молодежью, в ходе которого молодые люди из разных городов вели видеодневники, рассказывая о своей жизни, хобби и беспокойствах.

    Краткие выводы:

    • Люди в возрасте 18-35 лет устали от тревожности, связанной с навязанными в социальных сетях идеалами «успешного успеха». Многие хотят реализовать себя, но не знают, как это сделать, испытывают страх, который мешает им в выборе профессии и достижении стабильного заработка.
    • Молодежь демонстрирует склонность к эгоцентризму, концентрируется на личных вопросах, но при этом старается осознать свои сильные и слабые стороны, лучше отдают себе отчет в том, что умеют, а что нет.
    • Молодые люди часто замкнуты и испытывают недоверие к окружающим.
    • Среди основных потребностей на первом месте стоит безопасность, чтобы чувствовать себя уверенно в собственном будущем.

    В Сбере действуют многочисленные программы наставничества и делается упор на формирование сообществ. В компании их более 60: профессиональные, по интересам и волонтерские. У сотрудников, входящих в сообщества, адаптация проходит быстрее.

    О работе с талантами на Камчатке рассказала заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева. В регионе разработана система выявления и поддержки талантливой молодежи, которая включает несколько ключевых направлений:

    • Региональный центр «Сириус»: В регионе был открыт центр, где школьники обучаются по научным направлениям, включая физику, химию, математику, биологию и экологию, а также занимаются спортом и искусством. В ближайшее время планируется расширение центра для круглогодичной работы.
    • Профориентация: Камчатка активно работает над созданием системной профориентации для школьников. В школах совместно с Высшей школой экономики внедряется пилотный проект, который нацелен на подготовку специалистов в востребованных на Камчатке профессиях.
    • Удержание талантов в регионе: В настоящее время 60% выпускников камчатских школ поступают в вузы на материке. Перед регионом стоит задача мотивировать вернуться уехавших после обучения и обеспечить высокий уровень и доступность образования для тех, кто остается.

    О проблемах и решениях в сфере профориентации в российских регионах рассказал Виталий Алтухов, сооснователь и директор по исследованиям и разработке ООО «Профилум». Компания занимается разработкой и реализацией программ профориентации, которые помогают школьникам ориентироваться на региональные потребности рынка труда.

    Основные проблемы региональных рынков труда:

    • Отток молодежи из регионов;
    • Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда;
    • Недостаточное понимание населением карьерных возможностей.

    Решение — внедрение программ профориентации, направленных на информирование школьников о востребованных в регионе профессиях.

    Результаты:

    • В регионах, где реализуются системные программы профориентации, уровень поступления на ключевые для региона специальности вырастает до 40%, по сравнению с 6-7% в регионах без таких программ.
    • Процент школьников, планирующих остаться в регионе для учебы и дальнейшего построения карьеры, увеличивается на 10-15% за год после внедрения программы.

    О работе с талантами и молодежью на Дальнем Востоке рассказал Григорий Смоляк, директор департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Он подчеркнул важность создания комфортных условий для жизни в регионе, чтобы удерживать и возвращать молодые кадры.

    Основные инициативы:

    • Программы «Дальний Восток 2030», «Приоритет 2030», «Ближе к Дальнему» и олимпиады: направлены на привлечение внимания молодежи к региону, включая возможность получения дополнительных баллов к ЕГЭ и стипендии.
    • Стипендии для абитуриентов и образовательные программы, которые помогают молодым людям оставаться на Дальнем Востоке.
    • Инвестиции в социальную инфраструктуру и программы благоустройства.

    Эксперт отметил, что в этом году около 20% выпускников школ региона планируют уехать на учебу в другие регионы. Он подчеркнул, что главная задача — создать такие условия, чтобы молодые люди хотели вернуться после учебы:

    Мы не против того, чтобы молодежь уезжала учиться в другие регионы. Важно, чтобы они возвращались, и для этого необходимо создавать условия — оплачиваемая работа, комфортная среда, удобные условия для жизни, возможности для самореализации.

    Григорий Смоляк
    Директор департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

    Статья подготовлена с использованием фотобанка и материалов Росконгресса.

    04.09.24
    65
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста