Игровой формат обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Репортаж EcoStandard.journal

Как мы учимся оказанию первой помощи? Каждый раз «откачиваем» манекена, накладываем друг другу жгуты, перевязываем конечности, но с течением времени все эти знания перемешиваются в голове и в реальной ситуации мы начинаем делать то, чему нас учили, не особо задумываясь над тем, целесообразны ли наши действия. Как подготовиться к реальной опасной ситуации, не растеряться и не сделать хуже? Как научиться оказывать первую помощь так, чтобы алгоритм действий надолго остался в памяти? Ответ – игровой формат обучения первой помощи.

21.12.21
6K

Cодержание статьи

    Нина Гурвич
    Врач-травматолог, преподаватель Института повышения квалификации «ТехноПрогресс»

    Перед началом

    8 октября 2021 года в компании Linxdatacenter (Связь ВСД) прошёл тренинг по первой помощи, организованный в игровом формате. Сотрудников поместили в смоделированные ситуации, в которых требуется оказание первой помощи; при этом роль пострадавшего играла сама преподаватель, и навыки оказания помощи отрабатывались прямо на ней.

    Предшествовал тренингу вебинар о юридических аспектах оказания первой помощи, ответственности работодателя и последовательности действий при ПП, где сотрудники узнали о законодательных актах, регулирующих первую помощь, приёмах оказания первой помощи в конкретных ситуациях, типичных ошибках и реальных примерах из практики врачей (подробнее об этом — в нашем материале). Тренинг и вебинар проводила Нина Гурвич — преподаватель Института повышения квалификации «ТехноПрогресс» и опытный врач-травматолог.

    Перед началом практического занятия Нина выкладывает на стол различные предметы для оказания первой помощи — от медицинского жгута и спиртовых салфеток до женских шарфов и деревянных досок. Здесь предметы, которые должны быть в аптечке, в сочетании с подручными средствами.

    Главный вопрос, который нужно задавать себе на протяжении всего процесса оказания первой помощи — «зачем»? Зачем транспортировать человека, зачем совершать активные действия, зачем использовать то или иное средство из аптечки и так далее. Этот вопрос написан на доске и каждый раз, когда участники будут делать что-то без очевидной мотивации, преподаватель будет обращаться к нему.

    Все присутствующие на обучении разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждой команде выдаётся карточка с описанием ситуации, в которой необходимо оказание первой помощи. За условие берётся, что скорая помощь прибудет через 7 минут, и до этого времени необходимо помочь пострадавшему, не сделав ему хуже.

    Суть игрового обучения в том, чтобы через ошибки запомнить правильные действия. Участников помещают в искусственно созданную стрессовую ситуацию, в которой счёт идёт на минуты. При этом «гуглить» можно, медлить — нельзя.

    Обморок молодой сотрудницы в душном помещении

    Первая ситуация — случай с 23-летней сотрудницей, которая из-за духоты в помещении падает в обморок. Коллеги, желая помочь, усадили её на стул и настойчиво дают нашатырный спирт, пытаясь привести в сознание. Команде необходимо решить, что делать дальше.

    В этот момент сотрудникам стоит вспомнить, что по этому поводу говорили на вебинаре, но в стрессовой ситуации такие воспоминания не сразу приходят на ум; они принимают решение выкатить стул с девушкой из душной комнаты в коридор и поднять ей ноги.

    Преподаватель останавливает команду и начинает разбор ошибок.

    Первая ошибка — переводить человека в положение сидя: такая мера не поможет, а только усугубит положение. Обморок — это рефлекторное падение давления, при котором происходит непродолжительное снижение притока крови к головному мозгу. Чтобы восстановить баланс, тело принимает горизонтальное положение — падает на землю, и, усаживая человека в кресло, мы тормозим этот процесс.

    Если речь идёт о молодой девушке, упавшей в обморок от жары, отсутствия завтрака, сильного потрясения — на восстановление в положении лёжа уйдёт не больше 30 секунд, в положении сидя — 3-4 минуты из-за нарушенного кровотока. Но если это будет человек постарше, с более слабым здоровьем — появляется риск инсульта, поэтому самое правильное решение здесь — оставить человека в горизонтальном положении и поднять ноги, чтобы он самостоятельно пришёл в себя. Для ускорения повышения давления можно надавить на болевые точки под носом и размять мочки ушей.

    Нина поясняет: необходимо также различать обморок женщины и обморок мужчины. Мужчины более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям и инфарктам, поэтому в случае их обморока нужно сразу вызывать скорую. Если речь о женском обмороке, скорую помощь стоит вызвать только в случае повторения инцидента.

    Вторая ошибка — давать пострадавшему нашатырный спирт для обострения рефлексов.

    Нашатырный спирт был убран из аптечек, комплектуемых по Приказу № 1331н, по нескольким причинам:

    • возможная аллергическая реакция;
    • ожоги роговицы и органов дыхания;
    • рефлекторная остановка дыхания.

    Пожилая сотрудница впала в кому

    Вторая ситуация, карточка следующей команды: пожилая сотрудница начинает невнятно говорить и теряет сознание. Лицо красное, дыхание сбивчивое, на внешние раздражители не реагирует, сердцебиение есть. Человек в коме.

    Преподаватель падает на пол, воспроизводя описанный случай. Члены команды вспоминают, что нужно перевернуть тело на бок и решают ещё и приподнять голову с помощью сумок и рюкзаков, но у человека в коме мышцы расслаблены, поэтому тело возвращается в исходное положение.

    Нина останавливает участников и объясняет, почему в такой ситуации человек может не дожить до приезда скорой помощи:

    • при положении головы лицом к потолку западает язык;
    • человек может захлебнуться рвотными массами;
    • в результате удара головой об пол может произойти черепно-мозговая травма или острая кровопотеря.

    Теперь необходимо понять, как же правильно привести человека в положение на боку, чтобы тело оказалось зафиксировано. Преподаватель демонстрирует на сотруднике необходимый алгоритм действий: дальнюю от себя ногу согнуть в колене и поставить на пол, дальняя рука тыльной стороной ладони касается противоположного уха под углом примерно 90°, ближнюю необходимо выпрямить и положить перпендикулярно телу. Приведя тело в описанное положение, нужно, одновременно держа плечо и ногу, перевернуть человека на бок.

    Сотрудники пробуют совершить эти действия и они оказываются эффективны: человек больше не перекатывается на живот, а остаётся в боковом положении. Таким образом, нет риска удушения и человек сможет дожить до приезда скорой помощи.

    Приступ эпилепсии у электрика

    Третья ситуация: электрик совершает обход помещений и проверяет работоспособность лампочек. Внезапно он теряет сознание и у него начинает идти пена изо рта вперемешку с кровью.

    Начинается работа с преподавателем, которая имитирует описанный здесь эпилептический припадок: команда пытается зафиксировать руки и голову, но человек в приступе продолжает биться головой об пол и с силой вырываться. Мужчины пытаются сильно прижать к полу конечности, но при этом есть риск их сломать, так как мышечные сокращения на этом не останавливаются.

    Преподаватель объясняет несколько важных обстоятельств, которые важно знать об эпилептическом припадке, чтобы оказывать помощь:

    • кровь к пене примешивается из-за того, что человек прикусывает язык и он кровоточит;
    • вопреки расхожему мнению язык не западает: приступ эпилепсии заставляет напрячься все мышцы тела, соответственно, язык тоже напряжён, поэтому не стоит пытаться его зафиксировать;
    • пеной человек не может подавиться — это обыкновенная слюна, и если человек не давится ею в обычной жизни, то не подавится и при припадке;
    • препятствовать дыханию могут обломки зубов;
    • чаще всего оказание первой помощи вообще не требуется: человек всю жизнь может жить с эпилептическими припадками и переживать их в одиночестве.

    Правильные действия в такой ситуации: развести руки как можно шире — так ограничиваем двигательную активность, а голову положить на колени, чтобы человек не разбил её об пол.

    В оказании первой помощи нет стандартных ситуаций — нужно, опираясь на полученные знания, действовать по обстоятельствам. Поэтому обучение, заточенное на отработку отдельных навыков, таких как искусственное дыхание или приём Геймлиха, неэффективно, так как в нём нет ситуационного контекста. Прорабатывая реальные — стандартные и не слишком — случаи, человек учится строить логические цепочки и думать, прежде чем делать. Именно это является залогом того, что мы поможем человеку выжить, а не приобрести новые травмы.

    21.12.21
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста