На сегодняшний день компании вынуждены все больше и тщательнее учитывать и интегрировать в свои бизнес-стратегии вопросы экологии, социальной сферы и корпоративного управления. Чтобы последовательно реализовывать эти принципы в своей работе, необходимо разработать ESG-стратегию. У создания и следования этой стратегии есть множество преимуществ, например, улучшение отношений с заинтересованными сторонами, повышение долгосрочных финансовых показателей и ценности бренда. Об этих выгодах и о том, какие шаги могут предпринять компании для создания эффективной стратегии в сфере ESG, соответствующей их убеждениям и целям, рассказываем в статье.
Cодержание статьи

Что такое стратегия ESG?
Изменение климата, многообразие и инклюзивность, права человека, трудовое законодательство, оплата труда руководителей и разнообразие состава совета директоров — все это относится к сфере ESG. Приверженность организации принципам устойчивого развития, социальной ответственности и этического управления описывается в стратегии ESG. Для создания успешной стратегии необходимо понимание ключевых проблем и того, как они влияют на компанию.
ESG-стратегия — это корпоративный подход, учитывающий аспекты ESG в процессе принятия решений. Три ключевых элемента, которые оценивают устойчивость и воздействие финансовых инвестиций в бизнес или организацию, подразделяются на:
1. экологические факторы, включающие:- изменение климата;
- загрязнение окружающей среды;
- использование энергии;
- сокращение биоразнообразия;
- права человека;
- трудовые нормы;
- многообразие и инклюзивность;
- влияние на общество;
О том, какие показатели скрываются за буквой S — в статье на сайте.
- разнообразие состава совета директоров;
- вознаграждение руководителей;
- права акционеров.
Что из себя представляет корпоративное управление в ESG-стратегии компании — разбирались в нашем материале.
Смысл стратегии ESG можно определить как набор политик и процедур, которые компания использует для управления и решения соответствующих вопросов. Стратегия ESG направлена на обеспечение долгосрочной отдачи для всех заинтересованных сторон, включая инвесторов, работников, потребителей и общества. Инвесторы, клиенты и другие заинтересованные стороны с большей вероятностью будут иметь положительное мнение о компании, если она уделяет внимание вопросам ESG.
Подробнее о том, как составить ESG-политику, рассказали в статье.
Прежде чем разрабатывать стратегию ESG, компания должна оценить свои риски и возможности, связанные с экологическими, социальными и управленческими аспектами. В ходе такого анализа рассматриваются текущие процессы и деятельность компании, а также будущее влияние этих факторов на ее репутацию и финансовые показатели.
Весь бизнес-план компании должен быть согласован со стратегией по ESG, и оба эти документа должны соответствовать ценностям и целям организации. Для разработки и реализации стратегии в области ESG компании могут использовать различные системы и рекомендации, включая:
- Цели устойчивого развития (ЦУР ООН);
- Глобальную инициативу по отчетности (GRI);
- Совет по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB).
Чем отличается политика по ESG от стратегии — читайте в экспертном материале.
Как разработать стратегию ESG?
При создании стратегии по ESG необходим системный подход. Разработка стратегии может включать следующие шаги:
1. Определение и расстановка приоритетов в вопросах ESG
Важнейшим первым шагом в создании успешной стратегии является выявление и оценка значимых вопросов. Компании могут использовать различные инструменты и системы, такие как Карта существенности SASB, которая определяет наиболее важные вопросы ESG на основе данных отрасли и информации от заинтересованных сторон.
В Карте существенности SASB аспекты ESG классифицируются по пяти направлениям:
- экология;
- социальный капитал;
- кадровый потенциал;
- бизнес-модели и инновации;
- лидерство и управление.
Определенные задачи в рамках каждой категории соотносятся с секторами экономики в зависимости от оказываемого каждым видом промышленности воздействия. Например, изменение климата, нехватка воды и качество воздуха являются значимыми экологическими факторами в нефтегазовом секторе.
После выявления аспектов ESG организация должна определить приоритетные цели и задачи для решения этих проблем.
2. Установление целей и задач
Постановка целей и задач — важный этап разработки стратегии ESG. Цели и задачи определяют направление деятельности компании в области УР, позволяют отслеживать прогресс, оценивать эффективность и информировать заинтересованные стороны о своих действиях.
При разработке целей и задач компаниям следует учитывать следующие их характеристики:
Определенность
Цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и определенными по времени (SMART). Это означает, что они должны иметь дату завершения и быть ясными, практичными и относящимися к деятельности компании, иметь количественное выражение.
Значимость
Наиболее важные вопросы ESG, выявленные в процессе расстановки приоритетов, должны лежать в основе целей и задач. Компании должны сосредоточиться на существенных для заинтересованных сторон, защиты окружающей среды и ведения бизнеса вопросах.
Соответствие ЦУР
Цели и задачи компании должны быть согласованы с соответствующими ЦУР. Это поможет соотнести свои действия с глобальными целями устойчивого развития и донести информацию об инициативах в сфере ESG до заинтересованных сторон более структурированно и понятно.
Участие заинтересованных сторон
При определении целей и задач компании должны консультироваться со всеми заинтересованными сторонами, включая поставщиков, клиентов, сотрудников и инвесторов. Вклад заинтересованных сторон может помочь компаниям определить значимые для заинтересованных сторон аспекты ESG и установить цели и задачи, соответствующие их ожиданиям.
Интеграция с бизнес-стратегией
Общая бизнес-стратегия, ценности и задачи организации должны иметь общие с ESG-стратегией цели и задачи. Благодаря такой интеграции компании могут добиться синергии между своей деятельностью в области ESG и основными бизнес-операциями. Такой подход поможет планировать действия, разумно распределять ресурсы и отслеживать прогресс в достижении целей устойчивого развития, устанавливая цели и задачи в области ESG.
3. Разработка политики и практических мер
Еще одним важнейшим элементом создания успешной стратегии ESG является принятие политики и разработка практических подходов, которые служат руководством к действию.
Например, в компании могут быть внедрены такие политики и практики по ESG:
Экологическая политика и практика
Предприятия могут разрабатывать политику и процедуры, направленные на сокращение потребления воды, образования отходов и загрязнения окружающей среды. Эти правила могут включать установление целей по сокращению выбросов, стимулирование использования возобновляемых источников энергии, внедрение методов устойчивого управления водными ресурсами, а также переход к модели циркулярной экономики.
Социальная политика и практика
Компании могут создавать руководства и процедуры для поддержки инклюзивности и многообразия, улучшения условий труда и соблюдения прав человека. Эти правила включают в себя установление целей в отношении расового и гендерного разнообразия, обеспечение охраны труда и требований безопасности на рабочем месте, а также соблюдение поставщиками этических принципов трудовой деятельности.
Политика и практика управления
Предприятия могут создавать процедуры и правила для повышения прозрачности и этичности ведения бизнеса. К таким мерам относятся разработка кодекса поведения, создание комитета или целевой группы по ESG, совершенствование процедур взаимодействия с заинтересованными сторонами и введение строгой политики конфиденциальности в отношении лиц, сообщающих о нарушениях. Компании также могут разработать дорожную карту своих действий для более структурированной и последовательной реализации ESG-стратегии.
4. Измерение прогресса и отражение достижений в отчетности
Измерение и предоставление отчетов о проделанной работе имеет решающее значение для создания успешной стратегии ESG. Благодаря такой практике компании могут оценить свои результаты в соответствии с поставленными изначально целями и задачами по ESG, определить области для развития и рационально распределить ресурсы. Компании могут продемонстрировать свою приверженность принципам ESG, укрепить свой бренд и привлечь инвестиции, информируя заинтересованные стороны о своем прогрессе.
При оценке прогресса и составлении отчетов компаниям следует учитывать следующие факторы:
Сбор данных
Для оценки достигнутых результатов компаниям следует аккумулировать соответствующие данные о состоянии дел в области ESG. Источниками такой информации могут быть как внутренние (производственная статистика, опросы сотрудников, отчеты по устойчивому развитию и т.д.), так и внешние (отраслевые бенчмарки, независимые оценки и т.д.) данные.
KPI и количественные показатели
Компании должны разработать подходящие KPI и показатели для отслеживания прогресса в достижении целей ESG. Показатели KPI должны быть количественно измеримы во времени, отражать ценности и цели компании, а также соответствовать важным для компании задачам в области ESG.
Требования к отчетности
Следует декларировать показатели ESG, используя признанные стандарты отчетности, такие как Глобальная инициатива по отчетности (GRI) и Совет по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB). Эти стандарты содержат инструкции по предоставлению данных и гарантируют, что информация будет одинаковой для всех предприятий и отраслей.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Прежде чем раскрывать информацию о своих показателях, следует проконсультироваться со всеми заинтересованными сторонами, включая инвесторов, клиентов, сотрудников и поставщиков. Это поможет определить показатели KPI в сфере ESG, которые наиболее актуальны для отчетности, повысить точность данных, а также доверие заинтересованных сторон и прозрачность.
5. Постоянное совершенствование
Важнейшим компонентом создания успешной ESG-стратегии является постоянное совершенствование. Стратегия по ESG должна постоянно актуализироваться, чтобы она оставалась востребованной и конкурентоспособной, поскольку сами аспекты ESG регулярно претерпевают изменения. Лучшая практика — распознавать возникающие вызовы в области ESG, опережать нормативные требования и ожидания заинтересованных сторон, а также обеспечивать долгосрочную отдачу для заинтересованных сторон путем постоянного совершенствования своей практики. Для этого могут быть полезны:
Инновации
Среди примеров того, как компании могут совершенствовать свою стратегию благодаря инновационным технологиям:
- внедрение технологии блокчейн для обеспечения прозрачности цепочки поставок;
- применение принципов циркулярной экономики для сокращения отходов;
- использование возобновляемых источников энергии для снижения выбросов углекислого газа.
Еще больше инновационных решений для снижения углеродного следа — в статье о природных климатических решениях.
Партнерство и сотрудничество
Бизнес может сотрудничать с заинтересованными сторонами, чтобы найти новые возможности для развития. Например, можно сотрудничать с неправительственными организациями для создания устойчивых механизмов выбора поставщиков, привлекать клиентов для поиска инновационных подходов к снижению воздействия на окружающую среду или работать с поставщиками для улучшения соблюдения трудового законодательства.
Интеграция целей по ESG с бизнес-стратегией
Постановка амбициозных целей в сфере ESG, соответствующих долгосрочному стратегическому видению, или включение критериев ESG в инвестиционные решения — это лишь два способа из возможных, с помощью которых компании могут включить принципы ESG в свою общую стратегию ведения бизнеса для построения более устойчивой и стабильной бизнес-модели.
Как внедрить ESG в компании?
Реализация стратегии в сфере ESG подразумевает включение этих вопросов в деятельность компании, процессы принятия решений и отчетные процедуры. Это может оказаться сложной задачей, если необходимо скоординировать работу нескольких отделов и заинтересованных организаций. Однако, следуя представленному алгоритму, удастся упростить процесс и успешно внедрить ESG-стратегию.
Напишите, пожалуйста