Оборудование стационарных источников выбросов ГОУ: законодательные нестыковки

Зачастую природопользователи думают, что при отсутствии превышения гигиенических нормативов нет необходимости оборудовать источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установками очистки газа. Но в законодательстве однозначно сказано, как действовать при наличии стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В статье разбираемся в нормативной базе и основных понятиях, определении нормативов качества воздуха, разнице санитарных и природоохранных нормативов, обязанностях установления ГОУ на стационарных источниках, а также судебной практике в таких вопросах.

21.03.24
896

Cодержание статьи

    Никита Бондаренко
    Начальник Управления государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Нормативная база и основные понятия

    В России, начиная с первой половины XX века, вопросами охраны окружающей среды в целом и охраной атмосферного воздуха в частности занималась санитарно-эпидемиологическая служба, одной из основных задач которой является охрана здоровья населения.

    Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом среда обитания человека (далее — среда обитания) — это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

    Тем же федеральным законом предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

    В силу статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ атмосферный воздух не должен оказывать вредное воздействие на человека:

    • в городских и сельских поселениях;
    • на территориях промышленных организаций;
    • в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях.

    Критерии безопасности и (или) безвредности атмосферного воздуха для человека в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, в свою очередь, устанавливаются санитарными правилами.

    В целях определения безопасности и (или) безвредности воздействия загрязняющих веществ и физических факторов на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются:

    • гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха;
    • нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха;
    • предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух (статья 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

    Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ установлено, что в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду вводятся следующие нормативы допустимого воздействия на ОС для атмосферного воздуха:

    • предельно допустимые выбросы (ПДВ);
    • предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух;
    • технологические нормативы выбросов;
    • технические нормативы выбросов.

    Определение нормативов качества атмосферного воздуха

    Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) их совокупности расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения.

    При определении ПДВ (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (Минприроды России). Методики разработки и установления нормативов ПДВ радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (Ростехнадзор).

    Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273. В соответствии с Методами рассчитываются максимальные приземные разовые концентрации загрязняющих веществ в мг/м3, которые должны соответствовать (не превышать) установленные гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, обеспечивающие их безопасность для здоровья человека.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду в результате выбросов вредных веществ в атмосферный воздух применяется государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, которое включает:

    • установленные гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений;
    • расчет ПДВ с применением методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

    Следовательно, рассмотренный механизм охраны атмосферного воздуха является самостоятельным и регулируется соответствующими правовыми нормами.

    Обязанность установления ГОУ природопользователями

    В то же время, абзацем 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

    Указанная правовая норма не содержит каких-либо оговорок о случаях соблюдения гигиенических нормативов (когда не превышаются предельно допустимые концентрации при эксплуатации стационарного источника выбросов) и последующей возможности не проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию, сокращению или исключению таких выбросов. Наоборот, указанная правовая норма носит императивный и обязывающий характер проведения таких мероприятия.

    С данной правовой нормой соответствуют положения статьи 1 и статьи 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, в соответствии с которыми установками очистки газа являются сооружения, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эксплуатация таких установок осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Кроме того, согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее — Правила № 498). Пунктами 8, 9 Правил № 498 запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Таким образом, вопросы о необходимости разработки и выполнения мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов путем оборудования стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух установками очистки газа регулируются соответствующими правовыми нормами, которые никаким образом не связаны с вопросами санитарно-эпидемиологического нормирования и (или) с вопросами разработки предельно допустимых выбросов.

    Следовательно, действующим законодательством установлено, что все стационарные источники выбросов хозяйствующего субъекта обязаны быть оборудованы установками очистки газа в целях улавливания, утилизации, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения или исключения таких выбросов, т.к. в данном случае стоит вопрос охраны не здоровья человека, а атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Такой вывод подтверждается и имеющейся в последнее время судебной практикой.

    Судебная практика по вопросам оснащения стационарных источников выбросов ГОУ

    Например, из определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2023 № 88-14741/2023 по делу № 2-275/2022 следует, что тепловая компания обязана оборудовать котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Основанием для иска послужили результаты проверки по обращению гражданина в рамках надзора за соблюдением прав граждан в коммунальной сфере. В результате проверки установлено, что котельные осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, пожарной безопасности котельные не оборудованы установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    В ходе рассмотрения дела было установлено, что все котельные, находящиеся на балансе тепловой компании, не оборудованы установками очистки газов, а также средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Доводы тепловой компании о том, что безусловная обязанность оборудования котельных ГОУ действующим законодательством не установлена, поскольку выбросы котельных не превышают расчетных нормативов с учетом выданных санитарно-эпидемиологических заключений, судами были отклонены.

    Суды пришли к выводу, что обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники выбросов загрязняющих веществ, оборудовать указанные источники установками очистки газа законодательством установлена.

    Очевидно, что реализация мероприятий по оборудованию всех стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух будет сопровождаться для хозяйствующих субъектов значительными финансовыми затратами. Но в то же время, если исходить из посыла, что низкое качество атмосферного воздуха одинаково негативно влияет на все живые организмы, то можно оценить, какие интересы находятся на чаше весов между общественными и частными интересами.

    21.03.24
    896
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста