Зеленая повестка в России: главные итоги 2022 года

В 2022 году в связи с непростыми экономическими и геополитически условиями существовало опасение, что зеленая повестка в России потеряет актуальность: под сомнение ставилось достижение основных целей экологической политики и продолжение реализации компаниями экологических проектов, обсуждались отказ России от взятых обязательств по снижению выбросов парниковых газов, обнуление экологической повестки и смещение фокуса устойчивого развития для бизнеса.

О том, какие главные изменения произошли в этом году в национальной экологической повестке и к чему они приведут — в авторской колонке для EcoStandard.journal рассуждает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества, председатель Общественно-экспертного совета по Национальному проекту «Экология».

28.12.22
8K

Cодержание статьи

    Рашид Исмаилов
    Председатель Российского экологического общества

    Климатическая повестка и достижение углеродной нейтральности

    В 2022 году неоднократно звучало мнение, что России нужно выйти из международных соглашений по вопросам изменения климата. Тем не менее, наша страна продолжает быть частью глобальной климатической повестки и делает успешные шаги для достижения целей Парижского соглашения и реализации Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года. Это подтверждает ряд принятых в текущем году нормативных правовых актов, систематизирующих отношения по снижению выбросов парниковых газов.

    1. Установлены критерии, по которым предприятия будут относить к регулируемым организациям, а с 2023 года для таких организаций вводится обязательная отчетность о выбросах парниковых газов.
    2. С 1 сентября 2022 года в Сахалинской области был запущен эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Целью эксперимента является достижение углеродной нейтральности региона, причем за превышение установленных квот выбросов со следующего года будет взиматься плата.

      Опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы, что впоследствии позволит сформировать национальную систему обращения углеродных единиц.

    3. В России начинает выстраиваться прозрачная система для добровольной реализации бизнесом мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газом. Это подтверждают принятые критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также правила их реализации.
    4. Результаты реализации климатических проектов должны проходить оценку аккредитованных верификаторов, которые проверяют и подтверждают сведения о сокращении выбросов парниковых газов или об увеличении их поглощения. И только после получения положительного заключения верификаторов о проекте для его реализаторов открывается вход в реестр углеродных единиц.

      Сам реестр углеродных единиц заработал в России с 1 сентября. Для чего он нужен? Его участники могут регистрировать свои климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки. В конце сентября на Московской бирже состоялись первые в России торги углеродными единицами, на практике подтверждающие работоспособность реестра.

    5. В целях повышения эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021-2030 годы.

    Перечисленные изменения в отечественном законодательстве свидетельствуют, что Россия продолжает следовать мировой климатической повестке и подтверждает свое намерение достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

    Обращение с отходами и переход к экономике замкнутого цикла

    Достижением в решении проблемы большого количества отходов стал старт в 2022 году федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Его главная задача — создание необходимой инфраструктуры и условий для вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Поставленная цель к 2030 году — добиться использования вторичных ресурсов:

    • 40% — в строительстве,
    • 50% — в сельском хозяйстве,
    • 34% — в промышленности.

    Для достижения поставленных целей необходима регулирующая нормативная база, которая в нашей стране полностью сформирована, в том числе приняты нормативные акты, направленные на урегулирование деятельности со вторичными ресурсами.

    Для того, чтобы вторичные материальные ресурсы более эффективно вовлекались в экономику, законодательно введены понятия:

    • вторичные ресурсы;
    • вторичное сырье;
    • побочные продукты.

    В целях ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшения доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах, утверждены направления расходования поступивших в федеральный бюджет средств от экологического сбора.

    Средства направляются на:

    • обеспечение утилизации отходов (с 1 января 2023 года),
    • строительство и реконструкцию объектов, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами,
    • обустройство мест (площадок) накопления отходов, закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО;
    • создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения ТКО.

    Также с 2023 года часть средств из федерального бюджета, поступивших от экологического сбора, будет направляться на оказание финансовой поддержки компаниям и ИП, которые выпускают изделия из переработанных отходов. Размер господдержки будет зависеть от количества переработанного мусора.

    Помимо перечисленных законодательных нововведений, в 2022 году появилась Электронная торговая площадка для купли-продажи вторичного сырья (ЭТП).

    ЭТП была разработана ППК РЭО в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». На начало декабря к бирже вторичных материальных ресурсов присоединилось уже более 500 участников, а сумма размещенных лотов достигла 327,7 миллиона рублей.

    Созданная площадка позволит отсеивать недобросовестных игроков отрасли обращения с отходами, а также будет способствовать формированию более прозрачной отрасли и эффективному исполнению РОП.

    Цифровая трансформация в экологии

    1. В 2022 году в национальном проекте «Экология» появился новый федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды». Он направлен на создание к 2030 году единого информационного ресурса, содержащего информации о состоянии окружающей среды по всей стране.
    2. Получает развитие информационная система по учету ТКО (ФГИС УТКО). Она направлена на автоматизацию учета отходов и усиление контроля за состоянием полигонов, сортировочных центров и мусороперерабатывающих заводов.
    3. Для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и обеспечения доступа к данной информации, создана единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).
    4. С 1 марта 2022 года в России начали действовать новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с такими отходами осуществляется на площадке единой цифровой платформы — федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

      Система позволяет обеспечить прозрачный учет и контроль за обращением с отходами I и II классов, в том числе на собственных мощностях отходообразователей. К тому же ФГИС ОПВК на 99 % состоит из отечественных разработок, поэтому не подвержена влиянию санкций.

    5. В целях обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утверждены Правила создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов. Эта система позволит производить учет партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении, проводить анализ и обработка представленных в систему сведений и информации, а также осуществлять контроль за достоверностью представленной информации.
    6. О влиянии пестицидов на окружающую среду и на безопасность человека — в спецпроекте EcoStandard.journal.

    7. Продолжается цифровизация лесного хозяйства. В декабре текущего года с опережением сроков стартовала тестовая эксплуатация федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). Эксперимент начался в четырех регионах России — Московской и Ульяновской областях, Пермском и Красноярском краях. При этом в процессе разработки системы принимают участие как региональные власти, так и представители бизнеса.

      ФГИС ЛК позволит фиксировать все лесохозяйственные мероприятия, получать достоверную информацию о лесах, сделать лесное хозяйство максимально прозрачным и тем самым снизить ущерб от незаконных рубок.

    8. Одним из примеров цифровизации контрольно-надзорной деятельности, а также и эффективного сотрудничества госструктур с бизнесом, можно назвать проект Росприроднадзора и «Газпром нефти» по запуску дистанционного мониторинга с применением технологии дополненной реальности ((AR), дополненная реальность). Такая цифровизация повышает скорость инспекций на 80%, снижает расходы на организацию проверок, экономит время и обеспечивает прозрачность.

    Государство и бизнес. Регулирование и контроль

    В 2022 году с целью поддержания устойчивости российской экономики в условиях санкционного давления и снижения нагрузки на предпринимателей правительством принят ряд мер.

    1. Введены ограничения на проведение плановых контрольных мероприятий и выездных проверок, которые продлены и на 2023 год.
    2. Предусмотрены меры поддержки российских организаций и ИП, в наибольшей степени пострадавших от иностранных санкций. Такие компании имеют право продлить до 1 года сроки исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, заключенным в рамках ряда госпрограмм.
    3. Перенесены сроки введения ряда обязательных требований, наиболее обременительных для юридических лиц и ИП. В том числе продлились сроки создания системы автоматического контроля и подачи заявки на получение КЭР.

    Данные шаги обусловлены необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформированием контрольно-надзорной системы, основным принципом которой является риск-ориентированный подход. В то же время принятые меры ослабления для бизнеса являются избыточными, ведь если компания является действительно ответственной и соблюдает требования законодательства, она будет придерживаться этой позиции вне зависимости от проведения государственных проверок.

    Совершенствуются механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Так, 1 мая был запущен пилотный проект по экологическому консультированию бизнеса Росприроднадзором. Ожидается, что данный эксперимент повысит открытость предприятий, улучшит их способность проводить самоанализ, экологический аудит, а вследствие позволит снизить риски внедрения неэкологичных решений и предотвратить экологические нарушения.

    Значимым событием 2022 года в России стал запуск с 1 сентября долгожданного механизма окрашивания экологических платежей. Это значит, что теперь административные штрафы, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и по искам о возмещении вреда будут направляться на природоохранные мероприятия региона. То есть эко-платежи можно теперь транить только на зеленую повестку.

    Прогнозы и задачи на 2023 год

    В России продолжает укореняться тренд на усиление запросов общества на качество жизни и экологическую безопасность. При этом население требует от компаний не высокие позиции в рейтингах и красивые презентации, а реальные действия и открытость экологических данных. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование корпоративного управления и повышение информационной прозрачности, чтобы людям было понятно, насколько соблюдаются их интересы и конституционное право на благоприятную окружающую среду.

    В настоящее время сохраняется проблема взаимодействия чиновников и топ-менеджмента с населением. И поскольку от правильного донесения информации зависит очень многое, в том числе понимание направлений экологической политики государства и стратегий компаний, формирование общественного мнения и настроя, важная задача для государства и бизнеса — упростить объяснительный язык, наладить контакт с населением и быть ближе к людям. Цифровизация экологической сферы будет продолжаться, и одно из направлений в этой области — сокращение дистанции в цепочках взаимодействия «государство — бизнес», «государство — человек».

    2022 год особенно проиллюстрировал роль СМИ в экологической повестке. Большое количество фейковых новостей и распространение ложных сведений о происходящих событиях формируют у человека искаженное представление о действительности, поэтому крайне важно ответственно подходить к выбору источников информации и ориентироваться на подтвержденные факты.

    Важным условием укрепления экологической повестки в России является повышение экологической культуры в молодежной среде и укрепление экологической осознанности. Все отчетливее у молодежи появляется запрос не просто на благоприятную окружающую среду, но и прямое участие в ее формировании не только посредством физической вовлеченности, но и интеллектуальной.

    В 2022 году у молодых людей появилась такая возможность для самореализации в природоохранной политике страны — на базе Российского экологического общества запущен проект ЭКОМОЛОДЕЖКА.РФ.

    Ключевыми задачами проекта являются:

    • Вовлечение молодежи в формирование и реализацию природоохранной политики через создание и эффективное функционирование молодежной площадки;
    • Реализация интеллектуального потенциала и вовлечение в природоохранную повестку экологически ориентированных молодых людей, имеющих потребность влиять на экологическую политику.

    Что дает Экомолодежка:

    • Принять личное участие в работе интересующего тематического трека;
    • Формализовать свои идеи и инициативы в конкретные предложения для органов власти и бизнеса;
    • Получить наставническую, информационную и медиа-поддержку при реализации своих инициатив и проектов;
    • Сформировать навыки и получить профессиональный опыт в природоохранной повестке для реализации собственного потенциала в политической жизни страны;
    • Стать лидером мнений федерального уровня благодаря нетворкингу и коммуникациям с органами власти федерального и регионального значения, бизнесом и госкорпорациями;
    • Заявить о себе, использовать возможности Экомолодежки для продвижения своего личного бренда, проекта, команды;
    • Получить практический опыт для структурирования и продвижения своих проектов в партнерстве и взаимодействии с коллегами со всей страны;
    • Ощутить причастность к общему делу, полнее реализовать свою социальную роль: найти единомышленников, коллег и партнеров для реализации экологических инициатив.
    28.12.22
    8K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста