Взрыв «Гранкана»: как пароход превратился в разрушительное оружие

77 лет назад в порту города Техас-Сити американского штата Техас произошла одна из крупнейший техногенных аварий в истории США — взрыв корабля «Гранкан», который уничтожил город и унес жизни сотен человек. Об истории трагедии, ее причинах и о том, как нарушения мер безопасности могут привести к катастрофическим последствиям — в нашем материале.

16.04.24
443

Cодержание статьи

    Валерия Хахилева
    Младший редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Предпосылки к аварии

    Техас-Сити в середине 1940-х годов являлся одним из центров химической и нефтехимической промышленности юга США, занимая 4 место в рейтинге техасских портов по объему груза, уступая только Хьюстону, Бомонту и Порт-Артуру.

    12 апреля 1947 года под погрузку в порту встало судно «Гранкан» под флагом Франции. Корабль типа «Либерти» был построен в 1942 году в Калифорнии. Его длина составляла 135 метров, ширина — 17,6 метров, валовая вместимость — 7176 регистровых тонн.

    «Гранкан» в порту Техас-Сити

    Капитан Шарль де Гийбон отдал приказ заполнить трюмы грузом — аммиачной селитрой, расфасованной в 100-фунтовые бумажные мешки. В течение нескольких дней портовые грузчики заполняли судно удобрением общей массой 2300 тонн.

    Аммиачная селитра — это высокоэффективное минеральное удобрение, которое содержит азот, необходимый для роста и развития растений. Под воздействием высоких температур аммиачная селитра может воспламениться или взорваться.

    История трагедии

    Около 8 часов утра 16 апреля команда обратила внимание на дым в трюме «Гранкана». Моряки и прибывшие по сигналу городские пожарные начали тушить возгорание подачей пара, так как помощник капитана запретил использовать воду во избежание порчи груза.

    Экипаж «Гранкана» и пожарные, занятые тушением пожара на борту

    В 09:12 утра прогремел взрыв. На месте, где был пришвартован «Гранкан», мгновенно испарилась вода, а ударной волной сбило 2 самолета, находившихся в воздухе в районе катастрофы.

    Видео с места событий в Техас-Сити

    Смотреть

    Взрыв был настолько силен, что двухтонную деталь от ходовой машины судна впоследствии нашли в 2 км от порта, а в домах, расположенных в 40 км от инцидента, вылетели стекла.

    Пылающие обломки падали на город. Техас-Сити оказался охвачен огнем, который некому было тушить, так как большая часть личного состава пожарной охраны города погибла при взрыве.

    В 01:10 ночи следующего дня раздался новый взрыв, а за ним последовал второй. Взорвались суда «Хай Флайер» и «Уилсон Б. Кин», повторно засыпав пылающими обломками город и еще больше разрушив порт и предприятия города.

    «Уилсон Б. Кин» после второго взрыва

    Аварийно-спасательные работы и нанесенный ущерб

    В Техас-Сити сложилась чрезвычайная ситуация, усугубленная большими потерями среди пожарных служб, что потребовало прибытия в город солдат из расположенного поблизости военного форта.

    В результате взрыва были выброшены огромные объемы аммиака, который является ядовитым газом. Это привело к серьезному загрязнению воздуха в районе аварии, также над городом висел густой дым от горящих химикатов с уничтоженных заводов. Только на тушение пожаров потребовалось 3 суток. После понадобилась еще неделя для нейтрализации выбросов в атмосферу химически опасных соединений, которые также являлись причиной постоянных спонтанных возгораний.

    Вид на горящий химический завод

    В итоге было разрушено 2/3 всех городских строений и более 75% объектов химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Взрывы и последующие им пожары уничтожили свыше 1100 автомашин и более 360 грузовых вагонов.

    Более 5 тысяч человек получили ранения, больше сотни пропали без вести, точное число жертв остается неизвестным — в различных источниках упоминается от 500 до 1500 человек.

    Основные причины взрыва судна

    Недостаточный контроль за процессами производства и хранения опасных веществ, а также недостаточная обученность персонала правилам безопасности и халатность ответственных лиц послужили основной причиной трагедии.

    Аммиачная селитра находилась в порту на протяжении нескольких лет, но ответственные лица не были осведомлены о потенциальной опасности, которую она представляет.

    Во-первых, рабочим не было запрещено курить на погрузке аммиачной селитры, что и привело к последующему возгоранию.

    Во-вторых, пожарная служба города также не была знакома с правилами тушения такого опасного вещества, как аммиачная селитра.

    Когда в трюме началось задымление от брошенного окурка, горящие мешки с селитрой стали тушить не водой, а особым способом — подачей в трюм пара под высоким давлением (данный метод применялся на флоте, чтобы уменьшить повреждения груза от воздействия воды при пожаротушении). Именно такое решение привело к взрыву и последующему распространению пожара по всему городу.

    Аммиачная селитра или нитрат аммония является окислителем. Таким образом, химикат нейтрализовал гасящее действие пара, и, взаимодействуя между собой, они образовали закись азота, что еще больше увеличило температуру в трюме.

    В-третьих, завод по изготовлению удобрений нарушил правила при упаковке опасного груза. Вместо загрузки нитрата аммония в герметичные емкости фабрика выбрала более дешевую и простую тару — бумажные мешки.

    Аммиачная селитра крайне зависима от условий транспортировки и хранения, и при нарушении мер безопасности вещество становится взрывоопасным. В истории достаточно случаев, когда именно халатность при обращении с нитратом аммония приводила к тяжелейшим последствиям.

    Как можно было избежать аварии

    Одним из ключевых моментов, который мог бы предотвратить взрыв на судне, является строгий мониторинг и контроль за соблюдением требований охраны труда на объекте.

    Основные шаги, которые могли бы быть предприняты для минимизации рисков возникновения ЧС:

    • обучение персонала правилам пожарной безопасности при перевозке опасных грузов;
    • контроль за соблюдением всех требований при погрузке и выгрузке опасного груза, его хранении и транспортировке;
    • организация тренировок по эвакуации персонала при пожаре и иных ЧС;
    • установка пожарных датчиков.

    До и во время Второй мировой войны аммиачную селитру использовали в основном для производства взрывчатых веществ. Огнеопасность и взрывоопасность химиката осложняет его производство (категория Б и В пожарной и взрывопожарной опасности помещения) и применение в качестве удобрения.

    Для безопасной транспортировки селитры требуется ее смешивание с суперфосфатами (минеральное фосфорное удобрение), карбонатом кальция (мел) или известью, что посчитали необязательным на заводе-производителе.

    Хранить нитрат аммония следует таким образом, чтобы исключить вероятность проникновения в него кислот и масел. Кроме того, важно не допустить повышения температуры и образования искр в помещении.

    Если возгорание аммиачной селитры не удалось предотвратить, то потушить пожар можно только с помощью воды, используя распыленные струи.

    Город после трагедии

    Пострадавшие и родственники погибших в Техас-Сити подали первый в истории США коллективный иск «Элизабет Дейлхайт и др. против Соединенных Штатов». Рассмотрение дела проходило во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда.

    Судебное разбирательство длилось около 7 лет, по итогам которых правительство не признало себя виновным в случившемся. Тем не менее Конгресс США предоставил компенсаций жертвам и пострадавших в Техас-Сити. Было выплачено 1394 компенсации на общую сумму около 17 млн долларов.

    Несмотря на колоссальные разрушения, город был довольно быстро отстроен заново. Также были восстановлены заводы химической промышленности, что повлекло приток новой рабочей силы, и уже в 1960 году население Техас-Сити увеличилось вдвое.

    16.04.24
    443
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста