Как управляют безопасностью транспорта в блоке логистики, переработки и сбыта в ПАО «Газпром нефть». Эксклюзивное интервью EcoStandard.journal

Уже несколько лет в блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» успешно работает система мониторинга автотранспорта (далее – СМА). Это надежный барьер безопасности, действующий круглосуточно, 365 дней в году. Подробнее о системе нам рассказал Евгений Мирошниченко, руководитель программы «Промышленная и экологическая безопасность» блока логистики, переработки и сбыта ПАО «Газпром нефть».

14.09.21
9K

Cодержание статьи

    Денис Рамзаев
    Журналист EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Главный герой — водитель

    Евгений, аналогичные системы мониторинга используют и другие компании. В чем уникальность вашего решения?

    Все гениальное уже кем-то когда-то изобретено. Конечно, перед началом работы над системой мы изучали опыт использования похожих решений другими промышленными предприятиями в России и за рубежом. Анализировали и собственные системы мониторинга, уже существовавшие на тот момент в некоторых дочерних обществах, которые занимаются перевозками нефтепродуктов и других грузов.

    Проект СМА стартовал в 2019 году. Сегодня к СМА подключены все предприятия Блок логистики, переработки и сбыта, занимающиеся переработкой и реализацией нефтепродуктов. Среди них НПЗ, операторы авиатопливного, битумного, бункеровочного бизнеса и бизнеса масел, а также транспорт подрядчиков — всего 2,5 тысячи единиц транспорта.

    Подход к безопасности в нашей компании основан на принципе постановки барьеров: важно, чтобы потенциальные риски не превращались в происшествие. Для этого нужно действовать проактивно и держать под контролем передвижение большого числа техники в режиме реального времени. Изначально СМА задумывалась как некий ситуационный центр, который следит за всем автопарком, автономно анализирует поступающие от транспортных средств данные и выявляет отклонения от установленных параметров. Эти события сортируются по степени критичности и выдаются в виде ленты уведомлений независимым диспетчерам, которые анализируют отклонения и пресекают нарушения.

    При создании системы был учтен опыт пилотного проекта в 2019 году. Результат эксперимента превзошел ожидания: рейтинг безопасности вождения повысился с 78% до 98%. При этом рост случился за короткие сроки — всего за 5 недель. В пилотном проекте принимали участие водители бензовозов, нефтевозов и аэродромных топливозаправщиков.

    На какие именно параметры сейчас обращает внимание система, что анализирует?

    СМА анализирует четыре важные составляющие, которые влияют на ситуацию на дороге:

    • водитель;
    • автомобиль;
    • дорога;
    • особенности среды.

    Это те области контроля, внутри которых и содержатся все факторы риска. Очевидно, что очень многое зависит от водителя. Он — главный герой нашей истории. Поэтому система проверяет его стиль вождения, включая соблюдение скоростного режима, квалификацию, наличие разрешительных документов (например, водительское удостоверение или разрешение на перевозку опасных грузов). Вся информация о водителе загружается с его личной карточки по считывающему бортовому устройству.

    Бортовые устройства в автомобилях передают данные в систему, а та самостоятельно оценивает риски, фиксирует отклонения от нормы. Уже сейчас СМА выявляет и запускает механизмы реагирования по таким событиям как превышения скорости, агрессивный стиль вождения, подозрения на ДТП, нахождение за рулем неидентифицированного водителя, остановка в несанкционированных локациях, отсутствие обучения по корпоративной программе «Защитное вождение» и многое другое. Система служит не только интересам производственной безопасности, она помогает в решении бизнес-задач: контролирует пробег, помогает сокращать расход топлива и увеличивать ресурс автомобиля благодаря спокойному и аккуратному стилю вождения.

    Помимо перечисленного, система мониторинга позволяет накапливать и анализировать данные с учетом внешних факторов: погодных условий в месте нахождения автомобиля, уровня аварийности в данном регионе и других. Эту информацию учитывает диспетчер, реагируя на нарушения.

    Системный подход к безопасности

    Есть ли уже понимание, в каком направлении будет развиваться система? Какие обновления ждут ее в будущем?

    В будущем СМА станет полностью автономной: автоматические речевые модули будут оповещать водителей прямо в кабине.

    Идея роботизировать функцию диспетчера возникла после пилотных испытаний системы. Мы увидели, что применение СМА дисциплинирует водителей и улучшает показатели безопасности вождения, измеряемые в условных баллах, на 30%. Подключенный к системе водитель уже через месяц-два не нуждается в пристальном надзоре из ситуационного центра и начинает ездить более аккуратно. Количество событий, на которые нужно реагировать, снижается на порядок.

    Также мы работаем над обновлением бортовых блоков. В наших планах — добавление функционала, связанного с видеоаналитикой. Нейросети самостоятельно распознают опасные действия и условия по изображению с салонных видеокамер. Речевой модуль оповестит об этом водителя. Сейчас мы занимаемся подключением тестовых образцов обновленных бортовых блоков мониторинга к нашей СМА.

    А чем СМА в этом случае будет отличаться от продуктов, которые уже есть на рынке?

    Я бы сказал так: на рынке есть устройства, которые решают каждую из вышеописанных задач по отдельности. Можно купить и специальную программу-ассистента, которая будет контролировать дистанцию, и системы, которые подскажут водителю, что ему необходим отдых, и разбудят, если водитель начал засыпать. Но наша задача — не обвешивать салон автомобиля устройствами, а разработать единый функционал, который будет фиксировать все интересующие нас опасные действия и условия. Важно, что он будет связан с системой и передавать в нее всю необходимую информацию. Само по себе наличие цифрового помощника в машине ничего не гарантирует. Здесь можно привести простой пример: перед глазами каждого автомобилиста находится спидометр. Водитель всегда понимает, с какой скоростью едет, и в случае превышения он делает осознанный выбор в пользу небезопасного стиля вождения. Другое дело, когда цифровой помощник сочетается с системой, которая контролирует скоростной режим и все данные по перемещению. Информация накапливается, формируется отчет, который анализируют специалисты по БДД, руководители. Водителю присваивается определенный рейтинг, и он знает об этом.

    Цепные реакции положительного поведения

    В чем выражается важность системы для компании?

    Для бизнеса система ценна тем, что она обеспечивает управляемость ключевыми рисками, позволяя оценивать состояние защищенности. Этой оценке можно доверять, так как она строится на объективных показаниях датчиков, приборов и оборудования.

    Безусловно, на вероятность ДТП (в отличие от других видов происшествий) имеют влияние внешние факторы, например, действия других участников дорожного движения. Поэтому понятно, что СМА здесь не может обеспечить стопроцентных гарантий. Но при этом система мониторинга обеспечивает управляемость теми опасными факторами, которые находятся в зоне нашего контроля.

    Вспомнив об остальных участниках дорожного движения, нельзя не сказать еще о двух важных моментах. Первое — это репутация и имидж компании. Брендированный корпоративный автомобиль — это наше лицо. Второе — это культурная составляющая. Согласитесь, поведение других водителей имеет на нас мощное эмоциональное влияние, если мы находимся за рулем. Грубость и неуважение порождают соответствующую реакцию. И наоборот, если наши автомобили ездят аккуратно, плавно, спокойно, то это хороший пример, который невольно заражает других, запуская цепочку ответных положительных эмоций и проявлений вежливости. Это и есть культура. Если бы СМА не существовало, то ее стоило бы создать только ради этого!

    И все же: позволяют ли полученные за последнее время результаты говорить о доказанной эффективности проекта для бизнеса?

    Если рассматривать коэффициент аварийности, то после внедрения СМА в блоке он снизился. В частности, аварийность по крупным происшествиям сократилась в 10 раз. Система снижает удельное количество нарушений правил дорожного движения в 3-4 раза в течение месяца после подключения.

    Опять-таки: мы не можем сказать, как развивалась бы ситуация с ДТП в блоке, если бы СМА не работала. Система держит риски под контролем — это факт. В этом нет какого-то необъяснимого чуда, СМА не совершает героических подвигов и спасений. Только постоянный, своевременный мониторинг и системная работа. Позволю себе тут провести аналогии между работой системы и удалением аппендицита. Хирург делает эту работу ежедневно. Она не воспринимается нами как что-то геройское и выглядит, на первый взгляд, как будничная операция.

    Но задумайтесь: что будет, если аппендицит вовремя не удалить?

    14.09.21
    9K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также