Следуя объявленным климатическим обязательствам, Россия планирует выйти на углеродную нейтральность к 2060 году. Для реализации этой цели в стране формируется система регулирования выбросов парниковых газов. О том, как развивается национальное углеродное регулирование, какие меры приняты на законодательном уровне для функционирования углеродного рынка и какую роль в климатической повестке играет банковский сектор – рассказываем в статье.

02.07.24

Cодержание статьи

    Михаил Юлкин
    Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Об углеродном регулировании и торговле выбросами парниковых газов в мировой практике рассказывали в наших предыдущих статьях.

    Формирование национального углеродного регулирования

    Правовые основы национального углеродного регулирования заложены Федеральным законом от 02.07.2021 № 296‐ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296‐ФЗ). Закон предусматривает:

    • установление и оценку достижения целевых показателей сокращения выбросов ПГ как для экономики в целом, так и для отдельных секторов;
    • обязательную отчетность крупнейших предприятий-эмитентов о своих выбросах ПГ, в том числе в региональном разрезе;
    • проверку уполномоченным органом предоставленных эмитентами данных о выбросах ПГ;
    • включение этих данных в единый углеродный реестр и обеспечение неограниченного доступа к ним всех заинтересованных лиц.

    Кроме того, Законом № 296‐ФЗ предусмотрена возможность добровольной реализации компаниями и частными лицами мер по сокращению выбросов и увеличению абсорбции (поглощения) ПГ на территории России. Они осуществляются в форме т.н. климатических проектов с выпуском в обращение углеродных единиц (УЕ). С целью стимулирования таких проектов для них установлена возможность получения государственной поддержки.

    В целом, систему углеродного регулирования, формируемую на основе Закона № 296‐ФЗ, нельзя назвать жесткой или амбициозной. По сути, она регулирует не выбросы ПГ, а отчетность о выбросах и порядок реализации на территории Российской Федерации климатических проектов, направленных на сокращение выбросов.

    Подробно отчетность по парниковым газам разбирали в статье.

    В то же время Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее — Закон № 34-ФЗ) определен порядок квотирования выбросов ПГ отдельных региональных предприятий-эмитентов. За превышение установленной квоты с с них взимается платы. Первым и пока единственным российским регионом, на территории которого проводится эксперимент, является Сахалинская область. Эксперимент проводится с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года. Он предусматривает достижение углеродной нейтральности Сахалинской области к 31 декабря 2025 года и последующее социально-экономическое развитие области с отрицательными нетто-выбросами ПГ.

    В свою очередь правительством Сахалинской области:

    • утверждена программа проведения эксперимента;
    • определены региональные регулируемые организации, которые должны получать квоты на выбросы ПГ и нести ответственность за их соблюдение;
    • разработан комплекс мер по сокращению выбросов и увеличению поглощения ПГ в нерегулируемых секторах.

    В список региональных регулируемых организаций, подлежащих квотированию, были включены местные предприятия с годовыми выбросами ПГ от 20 тыс. тонн СО2-экв. и выше. Всего в этом списке 50 компаний. В течение срока проведения эксперимента число компаний в списке может возрасти, но не может быть уменьшено.

    Роль банковского сектора

    Большое внимание климатической повестке уделяет Банк России, фокусируясь:

    1. во-первых, на рисках глобального перехода к низкоуглеродной модели экономического развития с целью смягчения климатических изменений;
    2. во-вторых, на физических рисках, связанных с собственно изменением климата, на их возможном негативном влиянии на деятельность российских компаний и состояние российской финансовой системы.

    На 2023 год Банком России запланировано стресс-тестирование банков с целью оценки их чувствительности по отношению к рискам низкоуглеродного перехода, для чего в настоящее время ведется разработка соответствующего сценария.

    Наряду с этим Банк России планирует проводить мониторинг деятельности компаний из наиболее углеродоемких отраслей (т.н. «коричневых» компаний). Он будет осуществляться с помощью анализа и оценки их бизнес-стратегий, а также раскрываемой ими информации об устойчивом развитии, включая информацию о климатических рисках, о предпринимаемых мерах по снижению выбросов ПГ и адаптации к изменению климата.

    Учитывая ключевую роль банковского сектора в развитии российской экономики, Банк России рассматривает различные варианты и способы включения климатических рисков в банковское регулирование. Прежде всего, речь идет о стимулах для финансирования банками «зеленых» низкоуглеродных проектов и проектов климатической адаптации. Однако в дальнейшем повышение рисков «коричневых» компаний по мере глобального перехода к низкоуглеродной экономике может потребовать введения ограничительных мер. В их число входят специальные надбавки к коэффициентам риска, которые применяются при расчете нормативов достаточности капитала по операциям финансирования «коричневых» заемщиков, чтобы уменьшить системные риски. В идеале эти меры банковского регулирования должны быть поддержаны достаточно серьезными мерами углеродного регулирования деятельности самих «коричневых» компаний, призванными, наряду с «зелеными» мерами государственной поддержки, побудить их к решительному сокращению выбросов ПГ и к переходу на путь низкоуглеродного развития.

    Роль углеродного рынка

    Значительная роль в реализации мер по сокращению выбросов ПГ отводится углеродному рынку. Во исполнение положений Закона № 296‐ФЗ нормативными актами Правительства РФ урегулированы вопросы:

    • создания и ведения реестра углеродных единиц;
    • выпуска в обращение УЕ по результатам климатических проектов и единиц выполнения квоты на выбросы ПГ (в рамках сахалинского эксперимента);
    • тарификации оказываемых оператором реестра услуг по открытию углеродных счетов и проведению операций с УЕ и с единицами выполнения квоты.

    Оператором реестра углеродных единиц определено АО «Контур», с которым заключено концессионное соглашение.

    Открыть клиентский счет в реестре углеродных единиц, зарегистрировать климатический проект и осуществлять операции с УЕ и единицами выполнения квоты можно уже сейчас через Единый портал государственных услуг.

    Осенью 2022 года на АО «Национальная товарная биржа» были заключены первые сделки купли-продажи УЕ всего на сумму 20 тыс. рублей. Однако ничто не мешает организовать и внебиржевой оборот УЕ и единиц выполнения квоты на выбросы ПГ. В ряде случаев это может оказаться даже более предпочтительно для участников углеродного рынка.

    О том, как функционирует углеродный рынок в России и как работать с реестром углеродных единиц, подробно рассказывали в статье.

    02.07.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста