На сегодняшний день одни из наиболее крупных систем квотирования и торговли парниковыми газами действуют в Евросоюзе, Китае, США и Канаде. В статье разбираем, как работают эти системы: какие отрасли и компании подлежат регулированию, какие механизмы применяются для стабилизации цен на углерод, как дорого компаниям обходятся выбросы парниковых газов в этих странах, как требуется отчитываться за выбросы и в каких случаях предусматриваются штрафные санкции.

21.06.24

Cодержание статьи

    Михаил Юлкин
    Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    О том, как регулируются выбросы парниковых газов и осуществляется торговля ими, а также какие цели в достижении углеродной нейтральности ставят перед собой разные страны — читайте в статье.

    Оценка выбросов парниковых газов

    Оценка величины выбросов парниковых газов (далее — ПГ) осуществляется на основе ежегодных отчетов организаций, в собственности которых находятся объекты, подлежащие регулированию. Требования к этим отчетам прописаны в соответствующих нормативных правовых актах.

    Процесс оценки выбросов ПГ имеет свои особенности в различных отраслях и странах. К примеру, в Европейской системе торговли выбросами ПГ в оценке выбросов СО2 от авиаперевозок учитываются данные о расходе топлива при выполнении рейсов между аэропортами стран-участниц. В свою очередь, в немецкой национальной системе регулирования выбросов от топливных компаний отслеживаются выбросы СО2 от моторного и котельно-печного топлива, которое эти компании реализуют.

    В системе торговли выбросами цена на углерод, т.е. прямая плата за выбросы парниковых газов, обычно определяется самим рынком. При этом учитывается верхний предел или интервал, установленные нормативными документами. Для стабилизации цен могут использоваться различные механизмы, например:

    • потолок цен — законодательно устанавливаемый максимальный уровень цен на товары и услуги в целях ограничения роста цен и обеспечения доступности этих товаров и услуг;
    • ценовые коридоры — диапазон цен в границах между минимальным и максимальным значениями, который предотвращает необоснованные завышения или занижения стоимости продукции по сравнению с реальными рыночными ценами;
    • резервы квот и разрешений — используются в периоды повышенного спроса.

    Ниже представлены графики, показывающие динамику углеродных цен в различных системах квотирования и торговли выбросами ПГ, а также доходы от размещения квот на выбросы ПГ.

    Динамика углеродных цен в различных системах квотирования и торговли, $ за тонну СО2-экв. (* — первичное размещение квот (разрешений) на выбросы ПГ)

    Источник: International Carbon Action Partnership Status Report, 2023
    Доходы от размещения квот (разрешений) на выбросы ПГ, $

    Источник: International Carbon Action Partnership Status Report, 2023

    Особенности экономического регулирования выбросов ПГ в отдельных странах

    На сегодняшний день к наиболее крупным системам квотирования и торговли ПГ можно отнести следующие:

    • Европейская система торговли выбросами (ЕСТВ);
    • схема квотирования и торговли выбросами Германии (покрывает сектора, которые не покрывает ЕСТВ);
    • федеральная схема квотирования и торговли выбросами Канады;
    • национальная система квотирования и торговли выбросами КНР;
    • схема квотирования и торговли выбросами Калифорнии.

    Рассмотрим некоторые из них подробнее.

    Евросоюз

    Европейская схема торговли выбросами (European Union Emission Trading System, или EU ETS) — главный инструмент регулирования выбросов ПГ в Европейском Союзе.

    Объекты регулирования

    С помощью ЕСТВ регулируются выбросы от наиболее крупных источников, контролируемых коммерческими компаниями в электроэнергетике, промышленности и гражданской авиации (в части авиаперелетов между аэропортами стран, участвующих в ЕСТВ).

    Помимо стран — членов ЕС, в ЕСТВ участвуют три страны, которые не являются членами ЕС:

    1. Исландия;
    2. Лихтенштейн;
    3. Норвегия.

    Под действие ЕСТВ в части выбросов ПГ от авиаперелетов попадают все авиакомпании, выполняющие полеты, регулярные или эпизодические, между аэропортами Европейской экономической зоны (European Economic Area, или EEA), независимо от места их регистрации.

    Как происходит регулирование

    Регулирование выбросов ПГ в рамках ЕСТВ осуществляется с использованием механизма квотирования и торговли разрешениями на выбросы ПГ (European Union Allowances, EUA). Каждое такое разрешение имеет номинал 1 тонна СО2-экв.

    Квота на выбросы ПГ определяется ежегодно в целом по всем источникам выбросов ПГ, регулируемых с помощью ЕСТВ. При этом учитываются поставленные цели по сокращению выбросов ПГ на очередной год, которые служат для достижения конечной цели, определенной в ОНУВ — сократить выбросы ПГ к 2030 году на 55% от уровня 1990 года (эквивалентно сокращению выбросов на 40% от текущего уровня).

    Выпущенные под эту квоту разрешения на выбросы ПГ выставляются на аукцион. Там их приобретают компании-эмитенты, за которыми в реестре числятся подлежащие регулированию источники выбросов ПГ — энергетические, промышленные и другие объекты (installations) определенной мощности, при эксплуатации которых образуются выбросы ПГ.

    Часть разрешений распределяется между промышленными предприятиями бесплатно во избежание т.н. утечек, т.е. переноса объектов, являющихся источниками выбросов ПГ, в страны с более мягким режимом регулирования выбросов. Однако с 2026 года бесплатное распределение разрешений на выбросы будет последовательно ликвидироваться.

    Для выравнивания условий (нагрузки) для внутренних и внешних поставщиков продукции на европейские товарные рынки будет использоваться механизм углеродной корректировки импорта (Carbon Border Adjustment Mechanism, или CBAM), который был запущен в конце 2023 года.

    Смысл этого механизма состоит в том, что европейские компании-импортеры должны приобретать особые сертификаты в зависимости от углеродного следа импортируемой продукции. При этом выплаты за выбросы ПГ, сделанные производителями продукции в процессе ее производства, идут в зачет и подлежат вычету при расчете необходимого количества подлежащих приобретению сертификатов.

    Для начала, в 2024 и 2025 годах, механизм будет применяться в усеченном виде — только в части представления отчетности о выбросах ПГ от импорта. С 2026 года он заработает в полном объеме.

    Под действие СВАМ первоначально подпадут такие товары, как цемент, удобрения, сталь, чугун, прокат, алюминий, электроэнергия и водород. В дальнейшем, по мере отмены бесплатных разрешений на выбросы ПГ в тех или иных отраслях, список регулируемых товаров может быть расширен.

    Отчетность

    По окончании года все компании-эмитенты, подпадающие под действие ЕСТВ, обязаны подать в установленном порядке верифицированные отчеты о выбросах ПГ от имеющихся у них регулируемых источников выбросов за истекший год. Также необходимо передавать в уполномоченный орган для погашения соответствующее количество разрешений на выбросы.

    Штрафы

    Соблюдение правил СТВ обеспечивается системой штрафов. Штраф взимается:

    • за непредоставление (или несвоевременное предоставление) эмитентом верифицированного (т.е. подтвержденного независимой третьей стороной) отчета о выбросах ПГ за период в уполномоченный орган;
    • за выбросы ПГ, не обеспеченные разрешениями.

    При этом уплата штрафа не освобождает компанию-эмитента от необходимости покрыть дефицит разрешений на выбросы в следующем периоде. Для этого часть разрешений на выбросы, приобретенных эмитентом на следующий год, изымается в погашение допущенного превышения выбросов (по принципу «одно разрешение на каждую тонну превышения»). В то же время организации вправе без ограничений накапливать разрешения на выбросы и переносить их на следующие периоды, а также продавать и покупать их на вторичном рынке.

    Меры по сокращению выбросов ПГ

    На долю секторов, покрываемых ЕСТВ, приходится примерно 40% выбросов ПГ стран ЕС. Остальные выбросы от источников на территории этих стран тоже не остаются без внимания и регулируются с применением различных инструментов — от углеродных налогов на топливо и энергию, взимаемых, прямо или косвенно, с потребителей, до технических требований (стандартов), предъявляемых к новой продукции, выпускаемой на рынок производителями.

    Меры по сокращению выбросов ПГ принимаются не только на уровне ЕС, но также реализуются и в государствах-членах ЕС. Для координации этих действий странами-членами ЕС приняты партнерские соглашения и решения о наделении органов ЕС соответствующими обязанностями и полномочиями.

    Первое решение о скоординированных индивидуальных действиях (англ. «Effort Sharing») стран-членов ЕС в климатической сфере было принято в 2009 году (Решение 406/2009/EC). В нем для каждой страны были определены цели по сокращению выбросов ПГ на период до 2020 года. В 2018 году Регламентом ЕС 2018/842 о распределении усилий были установлены новые цели на период с 2021 по 2030 годов. Согласно этому документу странам ЕС надлежит своими силами сократить к 2030 году выбросы ПГ в секторах, не регулируемых ЕСТВ, в среднем на 30% от уровня 2005 года.

    Канада

    В Канаде закон о взимании платы за выбросы ПГ (англ. «Greenhouse Gas Pollution Pricing Act») вступил в силу 21 июня 2018 года. Федеральная система ценообразования на выбросы состоит из двух основных частей:

    1. топливный сбор (англ. «fuel charge»), применяется в Онтарио, Манитобе, Саскачеване, Альберте, Юконе и Нунавуте;
    2. система взимания платы за выбросы в отраслях промышленности (англ. «Output-based Pricing System», или «OBPS»), действует в провинциях Онтарио, Манитоба, Нью-Брансуик, Юкон, Нунавут, на Острове Принца Эдуарда.

    Британская Колумбия, Квебек, Новая Шотландия, Северо-Западные территории, а также Ньюфаундленд и Лабрадор внедрили собственные региональные системы регулирования выбросов ПГ. Они действуют на основе принципа платности и соответствуют федеральным стандартам. В этих провинциях федеральные механизмы регулирования выбросов ПГ не применяются.

    Объекты регулирования

    OBPS регулирует выбросы ПГ во многих секторах, в том числе в таких как добыча и переработка полезных ископаемых, производство электроэнергии, металлургическая, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная промышленности и т.д.

    В зависимости от отрасли под регулирование подпадают выбросы следующих парниковых газов: CO2, CH4, N2O, SF6, PFC, HFC.

    В системе обязаны участвовать предприятия c годовыми выбросами от 50 тыс. тонн СО2-экв. и выше.

    Как происходит регулирование

    Для субъектов регулирования устанавливается предельно допустимая величина выбросов. Она рассчитывается исходя из отраслевого бенчмарка. Бенчмарк, в свою очередь, рассчитывается на основе средних удельных показателей выбросов ПГ в отрасли.

    Если по результатам года фактические выбросы оказались ниже установленной предельно допустимой величины, предприятие получает на свой счет углеродные кредиты. Их сумма определяется как разница между предельной допустимой величиной выбросов и фактическими выбросами. Предприятие может по своему усмотрению продать эти углеродные кредиты или использовать их в течение 5 лет.

    Если фактические выбросы по итогам года превышают установленную предельно допустимую величину, предприятие обязано до 15 декабря выплатить компенсацию за избыточные выбросы по ставке, определяемой исходя из рыночной цены на выбросы ПГ за отчетный период.

    Если компенсация за избыточные выбросы не будет произведена в полном объеме к сроку, предприятие должно предоставить компенсацию по повышенной ставке (в 4 раза больше обычной ставки платы) до 15 февраля следующего календарного года.

    Компенсировать избыточные выбросы можно также с помощью единиц компенсации, полученных в результате проектов по сокращению выбросов ПГ.

    Отчетность

    Субъект регулирования подает годовой отчет об общем количестве выбросов ПГ, который должен быть верифицирован специальным аккредитованным органом.

    Меры по сокращению выбросов ПГ

    Недавно правительство Канады заявило о намерении рассмотреть возможность внедрения системы углеродного регулирования импорта.

    Китай

    Китайская национальная система торговли выбросами («СТВ Китая») была введена в 2021 году. До этого в Китае действовало несколько экспериментальных СТВ на уровне отдельных провинций и городов. Основополагающим документом являются Национальные меры по управлению торговлей выбросами углерода (далее — Национальные меры).

    Объекты регулирования

    На данный момент СТВ Китая охватывает:

    • один сектор — производство электроэнергии;
    • один вид парниковых газов — CO2.

    Действие системы распространяется на генерирующие компании, выбросы которых составляют 26 тыс. тонн СО2 в год и выше.

    В ближайшие несколько лет планируется распространить ее на другие энергоемкие отрасли, в первую очередь, на производство цемента, стали и алюминия.

    Как происходит регулирование

    Для различных предприятий по производству электроэнергии установлены бенчмарки в Плане реализации национального ограничения на выбросы углерода и распределения разрешений на выбросы углерода на 2019-2020 годы.

    Компании, подпадающие под регулирование, обязаны ежегодно получать разрешения на выбросы парниковых газов (англ. «Carbon Emission Allowances», или «CEA») исходя из установленной предельной величины выбросов (квоты на выбросы) СО2 в расчете на год.

    Квота рассчитывается как произведение плановой величины производства (отпуска) электроэнергии за год и нормативного показателя удельных выбросов СО2 на единицу отпущенной энергии. Удельные показатели выбросов СО2 варьируются в зависимости от мощности электростанции и вида применяемого топлива.

    Разрешения выдаются компаниям-эмитентам бесплатно.

    По окончании года эмитенты обязаны сдать соответствующее количество разрешений на выбросы для погашения. При этом возможно 2 варианта развития событий:

    1. Если фактическая величина выбросов СО2 оказалась меньше, чем количество имеющихся у эмитента разрешений на выбросы, то эмитент может продать избыточные разрешения на рынке или перенести их на следующий период.
    2. Если фактические выбросы по итогам года превышают количество выданных эмитенту разрешений на выбросы, эмитент может приобрести недостающие разрешения на рынке либо компенсировать их дефицит. Компенсация (в количестве до 5% от величины годовых выбросов) происходит путем приобретения специальных углеродных единиц (т.н. китайских сертифицированных сокращений выбросов — «CCER»), выпущенных в обращение по результатам реализации добровольных проектов по сокращению выбросов СО 2 в секторах, не регулируемых СТВ.

    Отчетность

    Компаниям необходимо не только сдавать разрешения на выбросы для погашения, но и одновременно представлять в уполномоченный государственный орган верифицированный отчет о выбросах СО2 за год. Общие правила и положения, касающиеся отчетности по выбросам ПГ и верификации отчетности, а также управления, торговли квотами и мониторинга содержатся в Национальных мерах.

    Штрафы

    За выбросы СО2, не обеспеченные разрешениями на выбросы или сертифицированными сокращениями выбросов CCER, с эмитента взимается единовременный штраф в размере от 20 000 до 30 000 юаней (от 223 304 до 334 956 рублей (по курсу ЦБ РФ на 20.06.2024)). При этом квота данного эмитента на выбросы ПГ следующего года уменьшается надзорным органом на величину допущенного в отчетном году превышения квоты. С Административными мерами по торговле выбросами углекислого газа (пробная реализация) в Китае, опубликованными 5 января 2-21 года на Китайском энергетическом портале, можно ознакомиться по ссылке.

    Меры по сокращению выбросов ПГ

    СТВ Китая является важным инструментом достижения климатических целей Китая, которые предусматривают:

    • не позднее 2030 года — прекращение роста выбросов;
    • не позднее 2060 года — выход на углеродную нейтральность.

    Углеродные рыночные цены формируются отдельно на CEA и CCER.

    Спотовая цена разрешения на выбросы ПГ на Шанхайской бирже в ноябре 2022 года составила 58 юаней (около 487 рублей) со спредом от 57,7 до 58,2 юаней. При этом ожидается рост средней цены CEA:

    • к 2025 году — до 87 юаней (971 рубль);
    • к 2030 году — до 139 юаней (1 552 рубля).

    Спотовая цена — цена, по которой в данное время и в данном месте продается реальный товар на условиях немедленной поставки покупателю.

    Спред — разница между лучшими ценами покупки и продажи торгового актива в один и тот же момент времени.

    Рис. 6. Прогноз цен на CEA до 2030 года, юаней за 1 тонну СО2.

    Источник: China Carbon Pricing Survey, December 2021, ICF, Beijing

    По данным Refinitiv Carbon Research, в период с 2012 по 2017 годы в Китае было выпущено в обращение 80 млн CCER, из них только 32 млн было продано. Избыток предложения удерживал углеродные цены на низком уровне. В указанный период углеродные цены на региональных рынках Китая колебались в диапазоне от 10 до 40 юаней за тонну СО2-экв., преимущественно в районе 20 юаней за тонну СО2-экв. Кроме того, в ряде проектов были выявлены нарушения. С учетом этого в марте 2017 года национальный регулятор ввел мораторий на утверждение и регистрацию новых проектов, но сохранил возможность выпускать в обращение CCER по ранее утвержденным проектам.

    В сентябре 2021 года китайское руководство приняло решение ограничить спектр проектов CCER тремя сферами:

    1. лесное хозяйство;
    2. возобновляемые источники энергии;
    3. утилизация метана.

    Цель реформы состояла в том, чтобы повысить качество проектов и избежать переизбытка предложения CCER на рынке. При этом указанные три области являются ключевыми для Китая с точки зрения решения задач декарбонизации:

    1. увеличение запасов леса — одна из стратегических целей национальной программы смягчения климатических изменений наряду с ограничением и сокращением выбросов ПГ;
    2. возобновляемая энергия — это основа современной системы электроснабжения страны;
    3. утилизация метана — это важная составная часть экологизации сельского хозяйства и газовой промышленности.

    На укрепление статуса CCER как многоцелевого финансового актива работают и решения Народного банка Китая. В июле 2021 года вступил в силу стандарт JR/T 0228-2021 для «зеленых» финансовых инструментов, поддерживающий рыночную торговлю CCER и другими экологическими активами. А в апреле 2022 года Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая выпустила документ JR/T 0244-2022 по продуктам углеродного финансирования. В нем изложены подходы к внедрению инструментов углеродного финансирования и связанных с ними производных финансовых продуктов. Эти стандарты являются частью подготовки финансового сектора к возвращению схемы CCER.

    К началу 2022 года CCER торговались примерно по 45 юаней. В течение первого периода реализации национального углеродного рынка компании, подпадающие под его действие, использовали 33 млн CCER для покрытия своих выбросов.

    На данный момент сведений о планах Китая по введению углеродного регулирования импорта нет. Однако нельзя исключать, что такие планы появятся после распространения СТВ Китая на выбросы ПГ в отраслях промышленности и на транспорте.

    Калифорния

    В Калифорнии (самый населенный штат США и третий по площади) схема торговли выбросами (СТВ) действует с 2013 года.

    Объекты регулирования

    СТВ охватывает около 500 объектов:

    • в различных отраслях промышленности: производство цемента, стекла, водорода, чугуна и стали, свинца, извести, азотной кислоты, добыча нефти и газа, нефтепереработка, производство целлюлозы и бумаги;
    • в электроэнергетике: производство и импорт электроэнергии;
    • в других секторах, включая такие виды деятельности, как поставка потребителям углекислого и природного газа, бензиновой смеси, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа, сжиженного природного газа, а также стационарное сжигание топлива, не связанное с производством электроэнергии.

    На долю этих объектов приходится 74% учитываемых выбросов ПГ штата, включая выбросы от производства импортируемой электроэнергии.

    Регулированию в рамках СТВ подлежат объекты, выбросы от которых составляют 25 тыс. тонн СО2-экв. в год и выше. При этом организации-эмитенты могут добровольно, по своему усмотрению, включить в СТВ объекты, выбросы от которых меньше 25 тыс. тонн СО2-экв.

    Как происходит регулирование

    Эмитенты, подлежащие регулированию в рамках СТВ, обязаны приобретать (за плату или безвозмездно) разрешения на выбросы парниковых газов (англ. «allowances»). Общее количество таких разрешений устанавливается ежегодно исходя из поставленной цели по сокращению выбросов.

    Первоначально, в 2013 году, предельная величина выбросов ПГ для всех объектов, включенных в СТВ, была установлена на уровне 162,8 млн тонн CO2-экв., а заданный темп снижения выбросов составлял 2% в год. В 2015 году, в связи с включением в СТВ дополнительных объектов, предельная величина выбросов возросла до 394,5 млн тонн CO2-экв. При этом коэффициент снижения выбросов также был увеличен до 3,1% в среднем в год. В результате этого предельная совокупная величина выбросов в целом для всех объектов СТВ сократилась к 2017 году до 370,4 млн тонн CO2-экв.

    В 2018 году новый предел был установлен на уровне 358,3 млн тонн CO2-экв., а темп его снижения — на уровне 3,3% в год. Таким образом к 2020 году установленная предельная величина выбросов в целом по всем объектам СТВ уменьшилась до 334,2 млн тонн CO2-экв.

    В четвертом периоде (2021-2023 годы) и в последующие периоды вплоть до 2030 года предельная величина выбросов будет каждый год сокращаться на 13,4 млн тонн CO2-экв. К 2030 году она достигнет 200,5 млн тонн CO2-экв. В дальнейшем установленная предельная величина выбросов будет сокращаться по заданной формуле исходя из поставленной цели достичь углеродной нейтральности (чистый ноль выбросов) к 2045 году.

    Более 60% разрешений на выбросы размещается среди организаций-эмитентов через аукционы, которые проводятся ежеквартально. В 2021 году средняя аукционная цена разрешений составила 22,43 $ (около 1 655 рублей) за тонну CO2-экв.

    Эмитенты имеют право без ограничений продавать и покупать разрешения на выбросы, а также накапливать их и переносить на будущее.

    По окончании каждого 3-летнего бюджетного периода эмитенты обязаны представить регулятору для погашения разрешения на выбросы или иные инструменты, принимаемые в обеспечение выбросов. В случае если обеспечения оказалось недостаточно, эмитент будет обязан в следующем бюджетном периоде компенсировать допущенное превышение выбросов в четырехкратном размере.

    Отчетность

    Требование обязательной отчетности о выбросах парниковых газов распространяется, за некоторым исключением, на эмитентов, чьи выбросы составляют 10 тыс. тонн СО2-экв. в год или больше.

    Меры по сокращению выбросов ПГ

    Кроме разрешений на выбросы, организации-эмитенты могут (в определенных пределах) для обеспечения своих выбросов использовать офсеты (англ. «offsets»), т.е. углеродные единицы, выпускаемые в обращение по результатам реализации климатических проектов. В Калифорнийскую СТВ допускаются следующие типы проектов:

    • лесные проекты США,
    • городские лесные проекты,
    • проекты по сокращению выбросов метана в животноводстве,
    • проекты по сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ,
    • проекты по улавливанию шахтного метана;
    • проекты по сокращению выбросов метана от выращивания риса.

    При этом заявители проектов должны доказать, что заявленный ими проект приносит выгоду Калифорнии, даже если он реализуется за пределами штата.

    21.06.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста