ESG-повестка в России: основные итоги 2023 года

В 2023 году произошло множество событий и приняты значимые решения, которые повлияли на развитие ESG-повестки как в мировом масштабе, так и в разрезе нашей страны. О главных нововведениях в таких сферах, как зеленое финансирование, углеродное регулирование, а также о меняющихся требованиях к нефинансовой отчетности, новых рекомендациях для бизнеса от ведущих регуляторов, региональных рейтингах устойчивого развития, цифровизации ESG-практик — в нашем обзоре.

27.12.23
930

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Климатическая повестка

    Налоговые льготы по операциям с углеродными единицами от климатических проектов

    На данный момент рынок углеродных единиц в России только начинает свое становление. По оценкам Оксаны Гогунской, генерального директора оператора реестра углеродных единиц АО «Контур», рынок углеродных единиц в России имеет значительный потенциал, однако для его развития важны эффективные регуляторные меры. Для гармонизации этой сферы Минэкономразвития подготовило поправки в Налоговый кодекс об отмене НДС для операций с углеродными единицами, которые:

    • выпущены при реализации климатических проектов;
    • сэкономлены при выполнении квот на выбросы ПГ.

    Этот шаг оценивается достаточно значимым на пути реализации стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года.

    Проспект о деятельности карбоновых полигонов

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подготовило пилотный проект карбоновых полигонов. Он создан, чтобы оценить баланс потоков парниковых газов для различных экосистем России. Помимо этого, его задача — выяснить уровень развития технологий секвестрации парниковых газов.

    Так, на конец 2023 года на территории Российской Федерации функционирует 18 карбоновых полигонов общей площадью 39157,3 га. Для каждого полигона разработана уникальная программа, призванная решить общие цели проекта. Функционирование и особенности деятельности каждого полигона описаны в специальном проспекте экспертного центра по научно-методическому сопровождению создания и функционирования карбоновых полигонов на территории РФ.

    Зеленое финансирование

    Программа льготного кредитования для предприятий в регионах проведения проекта «Чистый воздух»

    Постановление Правительства от 06.05.2023 № 709 о правилах субсидирования программы «Чистый воздух» позволяет предприятиям топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта по квотированию выбросов загрязняющих веществ получить льготные кредиты со ставкой 3% на мероприятия по снижению объемов выбросов в атмосферу.

    Подробнее об эксперименте по квотированию выбросов читайте в статье.

    Льготное финансирование можно получить на:

    • модернизацию объектов электрогенерации и теплоснабжения;
    • внедрение специального оборудования по улавливанию и утилизации вредных веществ;
    • термическую обработку и очистку газов перед их выбросом в атмосферу.

    Разница в ставке для таких кредитов будет субсидироваться государством до конца 2024 года. Общий объем субсидирования льготных кредитов в 2023-2024 году может дойти до 3,4 млрд рублей.

    Национальная система финансирования зеленых проектов и инициатив в сфере устойчивого развития готова

    Правительством утверждены критерии «зеленых» и адаптационных проектов, а также требования к системе их верификации. В документе прописаны конкретные параметры, которым необходимо соответствовать для привлечения льготного финансирования через специальные облигации или займы.

    Сферы, в которых могут быть реализованы «зеленые» проекты:

    • обращение с отходами;
    • энергетика;
    • строительство;
    • промышленность;
    • транспорт;
    • водоснабжение;
    • сельское хозяйство;
    • сохранение биоразнообразия и окружающей среды.

    Направления адаптационных проектов:

    • инфраструктура;
    • энергетика;
    • промышленность;
    • транспорт;
    • сельское хозяйство.

    Среди обязательных критериев обозначены ограничения выбросов CO₂ при добыче газа, применение технологий улавливания и хранения парниковых газов и т.д.

    Помимо этого, претендовать на льготное финансирование смогут проекты, связанные с:

    • возведением энергоэффективного жилья;
    • расчисткой и восстановлением водных объектов;
    • созданием и модернизацией инфраструктуры по прямому улавливанию из окружающей среды парниковых газов;
    • улавливанием и утилизацией свалочного газа с последующим получением энергии.

    Для проектов в сфере энергетики добавлены направления по модернизации и ремонту инфраструктуры для транспортировки водорода, по производству аккумуляторных батарей, их утилизации и повторному использованию.

    Кроме того, получить льготное финансирование смогут проекты, при реализации которых используется технология электрических тепловых насосов. Такая технология позволяет теплу, накопленному в грунте и водоемах, преобразовываться в тепловую энергию для отопления здания.

    Требования к отчетности

    Первые стандарты раскрытия ESG-информации от Совета по международным стандартам отчетности в области УР (ISSB)

    Стандарты S1 и S2 являются первыми шагами на пути формирования единых глобальных подходов к раскрытию общей и климатической информации. Ожидается, что они будут со временем закреплены в обязательном порядке на уровне отдельных стран.

    Указанные стандарты вступят в силу с января 2024 года, однако внедрение будет происходить поэтапно:

    • в первый год компании могут ограничиться полным и качественным раскрытием информации о климатических рисках;
    • со второго года бизнес должен будет публиковать полные данные по всем требованиям.

    В данный момент в России ведомствами обсуждаются собственные методические рекомендации по нефинансовой отчетности, но одновременно возможно использование и стандартов Фонда МСФО.

    Между тем, ISSB определил следующие 4 проекта в сфере стандартизации устойчивого развития:

    • биоразнообразие;
    • экосистемы и экосистемные услуги;
    • человеческий капитал;
    • права человека и интеграция данных в отчетность.

    Рекомендации по устойчивому развитию для бизнеса

    Рекомендации РСПП по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития

    РСПП сформулировал рекомендации для бизнеса в части корпоративного управления и долгосрочной стратегии ответственного ведения бизнеса, а также предложения для органов власти и направления совместной работы бизнеса и государства, выделив два направления: объединение усилий и отечественные подходы и практики устойчивого развития.

    Согласно позиции РСПП, организации сохраняют долгосрочный горизонт планирования в вопросах устойчивого развития. Ключевые направления устойчивого развития бизнеса разделены по соответствующим блокам: «E», «S» и «G». Среди приоритетных вопросов для объединения усилий делового, экспертного и профессионального сообщества остаются вопросы:

    • ресурсосбережения;
    • переработки отходов;
    • охраны окружающей среды;
    • климатической повестки;
    • развития трудового потенциала;
    • поддержки персонала;
    • формирования новых устойчивых цепочек поставок;
    • взаимодействия с местными сообществами
    • и развития содействующей им системы корпоративного управления.

    Гид по лучшим ESG-практикам для эмитентов Мосбиржи

    Московская биржа обновила гид по ESG-практикам «Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития». Документ составлен для компаний, стремящихся следовать принципам устойчивого развития и предоставлять прозрачные данные заинтересованных сторон, включая клиентов, контрагентов и инвесторов.

    Задача руководства — способствовать повышению прозрачности рынка, улучшению качества раскрываемой информации. Гид вводит в тематику ESG в первой главе, три следующие главы посвящены экологическому, социальному и управленческому аспектам, а завершается — заключением о роли Московской биржи в продвижении устойчивого развития.

    Руководство для инвесторов по оценке рисков и возможностей экосистем и биоразнообразия

    Американская компания MSCI Inc., предоставляющая индексы акций, инструменты анализа портфеля нескольких активов, ESG и климатических продуктов, выпустила руководство для инвесторов. Оно направлено на оценку рисков и воздействия на природу и биоразнообразие.

    Руководство включает в себя контрольный список и систему показателей природы и биоразнообразия, которые помогут инвесторам определить вопросы, которые необходимо задавать, и какие показатели учитывать, когда они начинают включать биоразнообразие в свой инвестиционный процесс.

    В число показателей входят:

    • физические риски;
    • переходные риски;
    • углеродный след;
    • воздействия на окружающие биосистемы;
    • возможности роста и развития;
    • возможности компании для смягчения последствий своей деятельности и перехода.

    ESG-рейтинги

    Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития) Банка России

    Банк России доработал предложенную весной «Модельную методологию ESG-рейтингов» и выпустил «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)». Документ принят в целях гармонизации методологий и практики присвоения ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития), включая обеспечение их наглядности, прозрачности и сопоставимости между собой.

    Субъектом методологии выступают юридические лица как наиболее массовый сегмент ESG-рейтингов. Настоящие рекомендации не предназначены для оценки органов государственной власти, органов местного самоуправления или финансовых инструментов, несмотря на то, что общие принципы, изложенные в документе, могут быть полезны и для составления ESG-рейтингов других субъектов.

    Повестка устойчивого развития в регионах

    Бюллетень Счетной палаты: результаты регионов на пути к достижению ЦУР

    Счетная палата провела анализ достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в 85 регионах России и отметила положительную динамику по большинству показателей. Между тем восприятие ЦУР в регионах, так же как и осведомленность населения, пока очень поверхностное.

    Среди основных результатов выделяется:

    1. Непосредственная реализация положений повестки устойчивого развития в субъектах, как правило, не предусмотрена. Реализация ЦУР в субъектах осуществляется через региональные программы и проекты, соотносящиеся с ЦУР. Большая часть ЦУР, относящихся к полномочиями субъектов, отражена в целях и целевых индикаторах анализируемых региональных стратегий, региональных проектов и государственных программ, действующих на территории субъектов.
    2. По большинству показателей ЦУР ООН в 85 субъектах наблюдалась позитивная динамика — от 45,2 до 72,6% от общего числа показателей, дезагрегированных (детализированных) на уровень субъекта.
    3. Некоторые мероприятия из Единого плана по достижению национальных целей развития до 2024 года отнесены не совсем объективно к определенным целям. Так, например, цели, направленные на развитие сельской и железнодорожной инфраструктуры, отнесены к цели «Достойный труд и успешное предпринимательство», в то время, как они в большей степени подходят к цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».
    4. При отсутствии государственных механизмов популяризации повестки устойчивого развития отмечаются низкий уровень осведомленности и фрагментарная вовлеченность бизнеса, населения и экспертного сообщества в реализацию устойчивого развития в субъектах.

    По итогам проведенного анализа Счетная палата также подготовила ряд рекомендаций:

    • внести изменения в государственные программы, связанные с достижением ЦУР ООН, в связи с необходимостью их актуализации;
    • предложить Росстату совместно с заинтересованными федеральными органами разработать план поэтапного расширения национального перечня показателей ЦУР, в том числе детализированных на уровнях субъектов;
    • направить в Министерство экономического развития РФ предложения по созданию проектов по повышению осведомленности общественности о повестке устойчивого развития, а также о разработке и распространения реестра лучших региональных практик реализации положений повестки устойчивого развития.

    Цифровизация ESG

    Цифровой сервис ESG-отчетности

    В России представили первый цифровой сервис ESG-отчетности: можно будет сравнить компании по разным нефинансовым метрикам, выявить лидеров и отстающих, отраслевые и общие тенденции.

    Это большая новость для всех, кто по долгу службы изучает ESG-отчеты: сейчас все они публикуются по одиночке на сайтах компаний и соответствующем регистре РСПП, однако сравнить их друг с другом можно только вручную.

    В Национальном Регистре содержатся:

    • нефинансовые отчеты 253 компаний;
    • всего зарегистрировано отчетов — 1 461, которые выпущены в период, начиная с 2001 года, в том числе:

      — экологические отчеты (ЭО) — 111;

      — социальные отчеты (СО) — 388;

      — отчеты в области устойчивого развития (ОУР) — 573;

    • интегрированные отчеты — 389.

    Открытая NLP-модель для оценки ESG-рисков компаний

    На конференции по искусственному интеллекту AIJ «Сбер» представил новую разработку — ESGify. Это модель на основе технологии NLP (Natural Language Processing), которая позволяет обрабатывать и структурировать текстовую информацию.

    «Сбер» давно и результативно развивает различные аспекты ESG-повестки:

    • формирование зеленого кредитного и инвестиционного портфеля (крупнейшего в отечественном банковском секторе);
    • включение требований по оценке ESG-рисков в кредитный процесс;
    • внедрение зеленых и энергоэффективных офисов
    • и многие другие.

    В разработке NLP-модели ESGify главным достоинством является ее открытость широкой публике: пользователи смогут самостоятельно оценить подверженность того или иного бизнеса ESG-рискам.

    Атлас экосистемы ESG

    Национальный ESG Альянс представил цифровую версию Атласа экосистемы ESG с постоянно обновляемыми данными по основным участникам и инфраструктуре устойчивого развития. Атлас экосистемы ESG — это интерактивная платформа Национального ESG Альянса об участниках пространства устойчивого развития, их деятельности и релевантности для реализации задач экологического, социального и корпоративного управления в интересах человека. Атлас включает в себя более 30 разделов, которые описывают роли в ESG-экосистеме:

    • регуляторов;
    • разработчиков стандартов и таксономий;
    • агрегаторов и профессиональных пользователей нефинансовых данных;
    • создателей сервисов и авторов различных проектов в этой сфере.

    Благодаря сотрудничеству с вузами Атлас получит возможность внедряться в образовательные программы для обеспечения студентов профильных специальностей наиболее актуальными знаниями, которые верифицированы ведущими экспертами сферы устойчивого развития.

    В течение 2023 года реализован переход на исключительно цифровой формат Атласа и существенно расширено количество участников пространства устойчивого развития, для которых ведущими российскими профессионалами были подготовлены описание их деятельности, тенденции развития и состав организаций, представляющих ту или иную сферу.

    27.12.23
    930
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста