Вопросы устойчивого развития сегодня включены в повестку многих стран и организаций. Они также находятся в зоне внимания Банка России. О зеленом финансировании в России, преимуществах для компаний, следующих принципам устойчивого развития, об уже реализованных проектах и планах Банка России поговорили в интервью с Екатериной Абашеевой, директором Департамента корпоративных отношений Банка России.

08.08.24

Cодержание статьи

    Дария Фехретдинова
    Редактор EcoStandard.journal
    Энеша Атаева
    Младший редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Как бы вы охарактеризовали существующие в России условия для финансирования устойчивого развития? Каковы риски для финансового сектора, связанные с реализацией повестки устойчивого развития, и чем чревато ее игнорирование?

    Еще в 2015 году были сформулированы международные цели, призванные стать образцом для построения лучшего и более устойчивого будущего для всех жителей нашей планеты. С момента, когда Россия включилась в повестку устойчивого развития, тема не утратила для нас своей актуальности. Мы понимаем, что от нас зависит, в каком мире будут жить наши дети и внуки.

    Сейчас во многих странах происходит перераспределение потоков капитала в пользу финансирования рынков, которые способствуют декарбонизации, отвечают высоким стандартам экологической безопасности и социальной ответственности. Большинство торговых партнеров России, в том числе потенциальных, уделяют большое внимание повестке устойчивого развития. Отказ от ее реализации может повлечь за собой снижение конкурентных преимуществ и потерю рынков сбыта.

    В России создана необходимая инфраструктура для финансирования устойчивого развития. Утверждена национальная таксономия — набор критериев, по которым проект может быть признан зеленым, социальным или адаптационным.

    Мы разработали Стандарты эмиссии ценных бумаг, определяющие требования для широкого пула инструментов финансирования устойчивого развития: это зеленые, социальные, адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, облигации климатического перехода и облигации, связанные с целями устойчивого развития. Чтобы выпускать такие инструменты, эмитентам необходимо пройти обязательную независимую верификацию и подтвердить, что привлеченные средства будут направлены именно на достижение целей устойчивого развития. Это механизм, который позволяет защитить инвесторов от введения в заблуждение, так называемого гринвошинга.

    Насколько компаниям выгодно использовать инструменты финансирования устойчивого развития для реализации соответствующих проектов?

    Такие облигации дают возможность компаниям привлечь дополнительное финансирование на реализацию своих проектов за счет инвесторов, уделяющих внимание вопросам устойчивого развития. Проекты могут быть направлены на повышение экологических стандартов производства, сокращение выбросов парниковых газов, реализацию социально значимых инициатив.

    Кроме того, мы также рассматриваем возможность внедрения специальных мер поддержки для инструментов финансирования устойчивого развития, в частности возможность устанавливать пониженные риск-веса, что позволит банкам предоставлять более дешевое финансирование под такие проекты.

    Если в рамках выпущенных зеленых облигаций компания не добивается запланированных результатов по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусматриваются ли какие-то экономические санкции для нее?

    Хотелось бы напомнить, что зеленые облигации являются целевыми, средства от их размещения должны расходоваться на заявленный проект, который соответствует зеленой таксономии. Для подтверждения этого эмитент обязан до выпуска, а также уже после выпуска облигаций предоставить всю необходимую документацию верификатору. Он примет решение о соответствии или несоответствии финансового инструмента всем законодательным требованиям. Кроме того, эмитент обязан раскрывать информацию о целевом расходовании привлеченных денежных средств.

    Если окажется так, что заявленные в проспекте эмиссии результаты не были достигнуты, то облигация теряет свою зеленую маркировку. Также компании, выпускающие зеленые облигации, должны в проспекте эмиссии указать, какие последствия наступают в случае нецелевого использования денежных средств. Например, это может быть увеличение процентной ставки (купона) по облигации или право держателей предъявить их ценные бумаги к досрочному погашению.

    С 2022 года была расширена линейка инструментов финансирования устойчивого развития путем введения адаптационных облигаций, облигаций, связанных с целями устойчивого развития, и облигаций климатического перехода. Каковы особенности данных облигаций?

    Облигации, связанные с целями устойчивого развития, и облигации климатического перехода не являются проектными инструментами, то есть привлеченные средства не направляются на конкретный проект. Они идут на финансирование трансформации бизнеса в соответствии с заявленными целями. Чтобы выпускать такие облигации, компания должна иметь стратегию климатического перехода или стратегические ориентиры, связанные с целями устойчивого развития.

    В этом году мы выпустили рекомендации по разработке подобных документов. Эти рекомендации могут быть востребованы компаниями и при последующем выпуске самих облигаций.

    Какая работа сейчас ведется по вопросу развития «зеленой» ипотеки в России и ее государственной поддержки?

    В международной практике ипотека получает зеленую маркировку, если денежные средства идут на строительство экологичного и энергоэффективного жилья. В России есть свой национальный стандарт «зеленого» строительства для многоквартирных жилых домов: он был принят в ноябре 2022 года. В стандарте учтены в том числе международные практики в области зеленого строительства.

    О стандартах «зеленого» строительства можно прочитать в нашей статье.

    Следующим шагом будет развитие инструмента «зеленой» ипотеки как объекта банковского регулирования. Недвижимость, на приобретение которой будет выдаваться кредит, должна соответствовать этому национальному стандарту.

    Будут ли предусмотрены для банков регуляторные послабления? Говорить об этом пока преждевременно. Для того чтобы принять взвешенное решение, нам предстоит еще проанализировать информацию о наличии такого продукта в портфелях кредитных организаций и уровне его дефолтности.

    Банком России выпущен ряд писем и рекомендаций по устойчивому развитию. Насколько компании руководствуются этими документами? На ваш взгляд, является ли необходимым установление обязательных требований для компаний в этом направлении?

    Для того чтобы понимать, насколько компании руководствуются нашими рекомендациями, мы на регулярной основе проводим опросы. Например, мы спросили у ПАО и финансовых организаций, придерживаются ли они рекомендаций Банка России по учету ESG-факторов и вопросов устойчивого развития в корпоративном управлении. Выяснилось, что 76% компаний уже учитывают наши рекомендации, а еще 11% собираются начать это делать в следующем году. Среди финансовых организаций наиболее активны в этом плане банки и страховые компании.

    Мы также изучили, как компании раскрывают информацию в области устойчивого развития. Оказалось, что 38% компаний, акции которых допущены к организованным торгам ПАО «Московская Биржа», пользовались рекомендациями при подготовке отчетов за 2022 год.

    Мы пока не хотим вводить обязательные требования, потому что это может привести к дополнительным расходам для компаний. Кроме того, им понадобится дополнительное время на подготовку и обучение сотрудников. В дальнейшем мы рассмотрим возможность использования подхода «Соблюдай или объясняй», который мы применяем в отношении Кодекса корпоративного управления: когда компании либо следуют нашим рекомендациям, либо рассказывают, почему они этого не делают.

    С учетом вышедших в прошлом году международных стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития как вы думаете, насколько целесообразно имплементировать данные стандарты в нормативно-правовое поле в Российской Федерации?

    В наших рекомендациях по раскрытию информации об устойчивом развитии как для публичных компаний, так и для финансовых организаций мы постарались учесть основные международные подходы, в том числе недавно опубликованные стандарты МСФО С1 и С2. Они на глобальном уровне задают базовый подход к раскрытию финансовой информации в области устойчивого развития.

    Сейчас с Минфином России, который отвечает за внедрение МСФО, мы обсуждаем вопрос имплементации этих стандартов. Сложно сказать, когда это может произойти. Прежде необходимо оценить готовность компаний к обязательному раскрытию информации.

    Расскажите, пожалуйста, о планах Банка России на ближайшие годы по дальнейшему развитию системы финансирования устойчивого развития и реализации повестки.

    Мы планируем продолжить работу по совершенствованию инфраструктуры и инструментов устойчивого развития. В настоящее время мы готовим доклад для обсуждения с участниками рынка по маркировке финансовых продуктов устойчивого развития.

    Другое важное направление — синхронизация регулирования в сфере финансирования устойчивого развития, корпоративного управления и раскрытия информации с нашими странами-партнерами. В этом году совместно с центральными банками стран БРИКС мы планируем разработать доклад, в котором будут предложены подходы к гармонизации стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития для стран-участниц.

    Какие принципы устойчивого развития уже интегрированы в операционную деятельность самого Банка России?

    Мы начали внедрять повестку устойчивого развития в свою работу в 2021 году. Из всех целей устойчивого развития мы выделили те, которые наиболее применимы к деятельности Банка России.

    Это, например, ответственное потребление. Разработан план мероприятий, направленных на снижение энергопотребления и повышение энергоэффективности объектов Банка России. В прошлом году на нескольких наших зданиях мы начали устанавливать солнечные батареи, которые позволят сэкономить дневное потребление электрической энергии.

    Мы последовательно сокращаем использование бумаги — за последние годы в центральном аппарате Банка России удалось снизить этот показатель более чем в два раза. В 2023 году мы уменьшили объем отходов от уничтожения ветхих банкнот до 43,7% от их общей массы.

    Экологические и социальные требования («зеленые» стандарты) также были встроены в наши закупочные процедуры. В 2023 году доля закупок товаров и работ, осуществленных Банком России с применением таких процедур, составила 54%.

    Банк России также уделяет большое внимание социальным вопросам как работодатель. Так, мы внедрили Программу поддержки молодых родителей, которая получила большой отклик от сотрудников. Она предусматривает меры материальной и нематериальной поддержки. В частности, молодым родителям предоставлено дополнительное медицинское страхование, а также гибкий график, позволяющий сочетать работу и воспитание детей.

    Надо признать, что в вопросах внедрения повестки устойчивого развития мы как Банк России, да и общество в целом, находимся еще в самом начале пути. Но дорогу осилит идущий. Охрана окружающей среды, экология, социальная сфера — это те вопросы, которые влияют на жизнь и здоровье каждого. Усилия Банка России направлены в том числе на то, чтобы привлечь внимание финансовых организаций и компаний реального сектора экономики к важности решения этих вопросов.

    08.08.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также