Какую форму акта утилизации прикладывать к отчетности по РОП, как заполнять раздел «Источники сброса» в ЛКП, какие действия предпринимать при увеличении объема вывоза отходов на размещение, а также особенности формирования отчета 2-ТП (отходы) и получения лицензии на забор воды для производственных нужд — на эти и многие другие вопросы ответили эксперты нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
У юридического лица № 1 есть объект НВОС I категории; на территории этого объекта имеется источник выбросов. Юридическое лицо № 2 планирует организовать производство и хочет завести свои выбросы в трубу юр. лица № 1 (а не строить свою трубу) на территории объекта НВОС I категории. При этом юрлицо № 2 планирует поставить свой объект НВОС на учет. Каким образом правильно оформить врезку трубы с выбросами от юрлица № 2 в трубу юрлица № 1, и чьи это выбросы будут? Суммарный выброс можно измерить, как и выбросы, отдельно от каждого юрлица. Какие документы необходимо оформить для подобного формата работы?
Предприятие № 1 — это, скорее всего, арендодатель (собственник территории), а предприятие № 2 — арендатор. У каждого из них свои источники выбросов. Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На основании инвентаризации все юридические лица обязаны подавать данные для присвоения категории НВОС.
В данном случае предприятие № 1 имеет I категорию НВОС, проведенную инвентаризацию и разрешительные документы. Предприятие № 2, скорее всего, арендует помещение (часть помещения) для своих производственных нужд, при этом планирует подключить свое оборудование к существующей вентиляционной системе предприятия № 1. В данной ситуации необходимо регулировать обязанность по нормированию выбросов в договоре аренды. Предприятие № 1 (арендодатель) может самостоятельно учитывать выбросы предприятия № 2, а может в договоре аренды указать обязанность отчитываться предприятию № 2 за его выбросы самостоятельно. Второй вариант юридически является более правильным.
Сложность данной ситуации в том, что законодательно однозначно не указано, как действовать в ситуации арендодатель-арендатор. Чтобы предприятию № 1 себя обезопасить, обязательно нужно прописывать все условия в договоре аренды с предприятием № 2 в пункте «Обязанность сторон».
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #2
Необходимо ли включать в отчет 2-ТП (отходы) медицинские отходы класса Г? В соответствии с ФККО данные отходы относятся ко 2 классу опасности. И необходимо ли предприятию передавать эти отходы ФЭО, или есть возможность передать их на обезвреживание другой лицензированной организации? Какие документы должны быть у контрагента, чтобы можно было передать ему медицинские отходы класса Г на обезвреживание?
Для начала нужно определить, данные медицинские отходы являются таковыми по актам или в соответствии с ФККО:
- Если предприятие передает их в качестве медицинских отходов по актам, то включать их в 2-ТП (отходы) не нужно и работать с ФЭО тоже. Но требуется подача отчетности по форме 2-медотходы.
- Если же это отходы в соответствии с ФККО, то кроме ФЭО их никому больше передавать нельзя, и, следовательно, в 2-ТП (отходы) эти отходы нужно отразить.
Определение медицинских отходов дано в статье 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Обращение с медицинскими отходами регламентируется главой Х Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21». ФЭО в письменном виде отказывает организациям, если в ОКВЭД этих организаций указана фармацевтическая и медицинская деятельность. Для передачи медотходов класса Г на обезвреживание контрагенту не предусмотрена определенная документация, лицензия не нужна.
О правилах обращения с медицинскими отходами и отчетности по форме № 2-медотходы подробнее можно прочитать в нашей статье.
Елена НольфинаМенеджер проектов отдела экологического сопровождения
Вопрос #3
Возможно ли сдать отчет 2-ТП (отходы) через «Контур Экстерн» без регистрации юридического лица в ЛКП, т.к. юридическое лицо отчитывается только за ТКО?
Для сдачи отчетности не требуется регистрация через Госуслуги в Личном кабинете природопользователя. Юридическое лицо подает и подписывает отчет через «Контур Экстерн», однако модуль в ЛКП не входит в общий пакет «Контур Экстерн», он оплачивается отдельно.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #4
На подстанции 330 кВт необходимо смонтировать ЛОС для очистки вод и сброса на грунт. Вода замасленная, но планируется установка «Мойдодыра». К какому нормативному документу обратиться, чтобы в ПД обосновать необходимость монтажа такой системы?
Сброс сточных вод на рельеф запрещен в соответствии со статьей 1 и статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также согласно Приказу Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и в соответствии с судебной практикой.
Очистка стоков предусматривается для сброса в водные объекты, согласно статье 44 Водного кодекса Российской Федерации. Если нет водосточной трубы до ближайшего водного объекта, то необходимо монтировать аккумулирующий резервуар с последующей откачкой сточных вод.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #5
Какие документы необходимо оформить для получения лицензии на забор воды для производственных нужд?
Лицензирование скважин регулируется Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Чтобы оформить документацию для получения лицензии на забор воды необходимо следовать следующему алгоритму:
- получить лицензию на геологоразведочные работы в Департаменте по недропользованию в вашем субъекте;
- разработать и согласовать в Федеральном агентстве по недропользованию проект геологического изучения участка недр, провести геологоразведочные работы по проекту;
- устанавливать статус ЗСО (зоны санитарной охраны) не требуется, т.к. вода не для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;
- разработать оценку запасов подземных вод и подать ее на государственную экспертизу в территориальный Росгеолфонд;
- собрать документы на выдачу лицензии в зависимости от объема добычи — либо в Департамент по недропользованию, либо в региональный орган исполнительной власти.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #6
К отчету по РОП за 2023 год необходимо приложить акт утилизации по новой форме, утвержденной приказом Минприроды России от 15.11.2023 № 762, или возможно по старой?
Акт утилизации, утвержденный Приказом Минприроды России от 15.11.2023 № 762 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки», вступает в силу с 1 марта 2024 года. За 2023 год утилизаторы использовали устаревшую форму акта. В данной ситуации можно уточнить у территориального органа Росприроднадзора, какую форму акта утилизации необходимо представлять.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Вопрос #7
Возможно ли определить компонентный состав ТКО путем создания внутренней комиссии, фиксации актами и т.п.? Есть ли действующие нормативно-правовые акты, которыми возможно руководствоваться при взаимодействии с различными организациями и органами власти? Из плюсов данного мероприятия видится: 1) успокоить оператора наличием пищевых отходов; 2) проанализировать возможность раздельного сбора отходов для отказа от услуг РО.
Определить компонентный состав ТКО указанным способом невозможно, потому что на определение состава отхода необходим аттестат аккредитации и область с методиками по компонентам состава отхода. Об этом свидетельствуют следующие НПА:
- Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
- статья 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Существуют единичные успешные кейсы по отказу от услуг регионального оператора (РО) в судебном порядке. Но здесь индивидуально нужно смотреть технологические процессы и возможности каждого объекта. Должно присутствовать массовое раздельное накопление отходов. Однако в таких кейсах средства личной гигиены, которые являются бытовыми отходами, не фигурируют.
В случае, если у вас в регионе РО согласен на способ расчета исходя из количества и объема контейнеров, то, возможно, есть смысл поставить самый маленький контейнер. Организации платят исходя из количества сотрудников, либо объема площадей.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #8
Возможно ли установить СЗЗ, использовав участки по назначению из жилой застройки, изменив их на промышленные? Подскажите, пожалуйста, насколько вероятно это сделать и какие могут возникнуть проблемы.
Для оформления решения для установления границы СЗЗ нужно обязательно переоформить вид разрешенного использования земельного участка. Для этого необходимо обратиться в Роскадастр: подать заявление и полный пакет документов. Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222. Данный процесс может затянуться, в зависимости от региона присутствия.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #9
Как правильно заполнить раздел «Источники сброса» в ЛКП при актуализации объекта, если договор на вывоз стоков из выгребной ямы (в договоре прописано, что отход направляется на утилизацию)? Как в данном случае указывать координаты места сброса? Ведь у нас не выпуск в ЦСВ, а без координат заявление считается не до конца сформированным. Ранее был сброс в водный объект, и место сброса соответственно указывали.
В разделе «Источники сброса» в ЛКП необходимо указать, что сброс осуществляется в накопитель/септик/выгребную яму, и дополнительно указать объем сброса. Также необходимо приложить договор, пояснительное письмо в свободной форме к нему и лицензию контрагента.
Если в первичной документации было указано место сброса, оно там и осталось. Убрать указанное место сброса можно удалив все сведения из раздела со сбросами и заполнив его заново.
Если ранее не указывали место сброса или раздел пустой, то в случае отсутствия сброса в водный объект место выпуска отражать не нужно.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #10
Какие действия необходимо предпринять объекту II категории в случае увеличения объема вывоза отходов на размещение (не ТКО) по сравнению с прошлым годом более, чем на 30%?
Если объект превышает норматив, указанный в Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), то необходимо разработать новый ПНООЛР и подать новую декларацию о воздействии на окружающую среду.
Елена НольфинаМенеджер проектов отдела экологического сопровождения
Напишите, пожалуйста