В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за апрель 2023 года: о правилах повышения экологической эффективности и предоставления геологической информации, оснащении источников выбросов на некоторых объектах НВОС системами автоматизированного контроля, новом порядке предоставления недр в пользование для геологического изучения, а также разъяснениях Минприроды России по вопросам водопользования и многом другом.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Экологическая документация предприятия
Опубликованы новые правила разработки программы повышения экологической эффективности
4 апреля 2023 года опубликован приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» (далее — приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907).
Разработка данной программы обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если они:
- ведут деятельность на объектах НВОС I и II категории;
- готовят заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
- не имеют возможности соблюдать технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных, а также канцерогенных и мутагенных веществ.
Новыми правилами уточнена информация, необходимая для включения в программу, а также содержание обосновывающих материалов к ней. Например, теперь в программе станет необходимо указывать:
- срок ее реализации;
- объем и источники финансирования;
- области применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) и применяемые информационно-технические справочники по НДТ;
- номера внедряемых НДТ и (или) перспективных технологий.
Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 года, а предыдущая редакция, утвержденная приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности», — утратит силу.
Владельцам объектов НВОС I и II категории, планирующим получать КЭР, рекомендуется ознакомиться с приказом Минприроды России от 23 декабря 2022 года № 907 и учитывать его положения при разработке программы и согласовании ее с надзорными органами.
Недропользование
Изменен порядок предоставления недр в пользование для геологического изучения
7 апреля 2023 года опубликован совместный приказ Минприроды России и Роснедр от 21.12.2022 № 901/09, который вносит изменения в Порядок предоставления права пользования участками недр для их геологического изучения (далее — Порядок, утвержден приказом Минприроды России и Роснедр от 28 октября 2021 года № 802/20).
Согласно новому документу, вводится заявительный порядок выдачи поисковых лицензий: теперь они выдаются без проведения конкурса или аукциона на участки недр, по которым отсутствуют сведения о запасах полезных ископаемых. Изменения коснутся всего Сибирского федерального округа, кроме участков, содержащих россыпное золото и общераспространенные полезные ископаемые.
С 2019 года поисковые лицензии на твердые полезные ископаемые в Арктике, на Дальнем Востоке и в Иркутской области можно получить на участки с высокими категориями прогнозных ресурсов — Р1 и Р2. Со дня вступления в силу приказа возможность изучать такие прогнозные ресурсы появляется у недропользователей всех регионов Сибири.
Кроме того, в соответствии с действующей редакцией Порядка не предусмотрена возможность оформлять поисковые лицензии в границах ранее предоставленных нефтегазовых месторождений для изучения промышленных подземных вод на предмет извлечения из них дефицитных полезных ископаемых (например, лития, йода, брома и других видов). Эта проблема также разрешается приказом Минприроды России и Роснедр от 21.12.2022 № 901/09. В нем определяется порядок предоставления для геологического изучения промышленных вод участков недр, соответствующих следующим критериям:
- участок недр ранее был предоставлен заявителю (1) по лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья или (2) по совмещенной лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья или (3) иному лицу при наличии согласия пользователя недр в соответствии с частью 4 статьи 7 Закона РФ «О недрах»;
- в отношении участка недр в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов промышленных подземных вод;
- испрашиваемый участок недр не превышает размер участка недр, предоставленного по лицензии на пользование недрами для разведки и добычи углеводородного сырья или по совмещенной лицензии;
- в границах участка недр отсутствуют участки недр, предполагаемые для предоставления в пользование по различным основаниям, на день регистрации заявки;
- в границах участка недр отсутствуют извлекаемые запасы углеводородного сырья.
Изменения вступили в силу 18 апреля 2023 года.
Действующим и потенциальным пользователям недр рекомендуется ознакомится с новой редакцией Порядка и учитывать его положения в своей деятельности.
Утверждены новые правила предоставления геологической информации
Новый порядок, а также требования по предоставлению геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также аналогичные фонды регионов утверждается следующими опубликованными документами:
- Приказ Минприроды России № 547, Роснедр № 04 от 23.08.2022 «Об утверждении Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации»;
- Приказ Минприроды России № 548, Роснедр № 05 от 23.08.2022 «Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых».
Приказы определяют состав и уточняют требования к содержанию и оформлению представляемой документации, а также устанавливают круг лиц, ответственных за представление геологической информации. Одновременно урегулирована процедура принятия и проверки представляемой геологической информации от недропользователей, порядок ее доработки и устранения замечаний.
Геологическая информация должна предоставляться через единый сервис, доступный из личного кабинета недропользователя. В бумажном виде геологическую информацию можно будет предоставить только после завершения проверки электронных документов.
Теперь геологическая информация не относится к статистической отчетности. Ранее двойственный правовой режим ограничивал использование данных и их предоставление органам власти и заинтересованным лицам, а также делал невозможным привлечение подведомственных учреждений Роснедр для их обработки.
Приказы вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Действующий порядок предоставления геологической информации (утвержден приказом Минприроды России от 04.05.2017 № 216), и перечни первичной геологической информации (утверждены приказом Минприроды России от 24.10.2016 № 555), вероятно, утратят силу с указанной даты.
Глава Минприроды России Александр Козлов отметил, что по поручению президента страны создается единая система хранения геологической информации, стоит задача максимально наполнить ее данными: выверенными и точными. В этом смысле новый порядок предоставления этой информации — часть большой работы министерства в этом направлении.
Учитывая относительно скорое вступление в силу указанных нормативных правовых актов, а также масштабы регулирования, недропользователям рекомендуется ознакомится с новым порядком предоставления геологической информации.
Законопроект об охране объектов растительного и животного мира при пользовании недрами принят Госдумой
Подготовленный по поручению Президента РФ законопроект о внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает обязанность недропользователей выполнять мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания на основании утвержденной проектной документации в сфере пользования недрами. Однако конкретного перечня принимаемых недропользователями мер законопроект не содержит. Документом предусматривается разработка и утверждение соответствующего переченя Минприроды России.
В случае одобрения законопроекта Советом Федерации и подписания Президентом РФ, закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
Учитывая высокую вероятность принятия законопроекта, на данный момент остается ждать утверждения и опубликования «Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания при пользовании недрами», который должен быть подготовлен Минприроды России в развитие положений будущего закона.
Водопользование
Даны разъяснения по вопросу расчета нормативов допустимых сбросов
В письме Минприроды России от 05.12.2022 № 12-47/47512 «О расчете нормативов допустимых сбросов» сообщается, что нормативы допустимых сбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на объектах I и III категорий, в отношении содержащихся в сбросах загрязняющих веществ водопользователя, вне зависимости от вида водного объекта, в который осуществляется сброс:
- высокотоксичных веществ;
- веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 утверждена Методика разработки НДС загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.
Даны разъяснения о порядке проведения измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод в рамках осуществления производственного экологического контроля
В письме Минприроды России от 28.03.2023 № 12-47/11062 «Об осуществлении производственного экологического контроля» сообщается информация о порядке проведения измерения качества сточных вод при проведении ПЭК. Так, согласно пункту 9.2.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109:
- периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении их сброса устанавливается не менее одного раза в месяц;
- по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод, в том числе и по показателю токсичности, для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал.
При осуществлении производственного экологического контроля измерения сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества). При этом действующее законодательство не содержит ограничений для включения в программу производственного экологического контроля иных показателей, присутствующих в сбросах.
Определен порядок ведения журнала учета информации о размерах вычетов по уплате сборов за пользование объектами водных биоресурсов
Приказом Минсельхоза России от 21.02.2023 № 104 «Об утверждении Порядка учета информации о размерах вычетов, предусмотренных статьей 333.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованность применения которых подтверждена и которые были использованы» утвержден соответствующий Порядок учета информации. Плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов имеют право уменьшить сумму сбора на сумму вычета, установленного статьей 333.4-1 НК РФ.
Учет информации о размерах вычетов по уплате сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, обоснованность применения которых подтверждена и которые были использованы плательщиками сбора, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами).
Определены состав информации и сроки ее внесения в журнал учета.
Рекомендуемый образец журнала приведен в приложении к настоящему Порядку.
Экологический мониторинг выбросов
Законопроект о системах автоматического контроля выбросов принят Госдумой
Согласно законопроекту об установке систем автоматического контроля на промышленных предприятиях для мониторинга объемов выбросов в окружающую среду, необходимо оснастить некоторые промышленные предприятия в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» приборами автоматического контроля выбросов «приоритетных» загрязняющих веществ.
Федеральный проект «Чистый воздух» направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На сегодняшний день в проекте участвует 12 городов (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Срок оснащения предприятий системами автоматического контроля в этих городах — не позднее 31 декабря 2025 года. В других городах — участниках проекта, которые будут включены в него с сентября 2023 года, сделать это необходимо будет в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Оснащение приборами онлайн-контроля загрязняющих выбросов обязательно только для квотируемых объектов I и II категории НВОС. Данные приборов будут передаваться в Росприроднадзор в онлайн-режиме автоматически без дополнительного участия человека. Законопроектом дополнительно устанавливается обязанность квотируемых предприятий по достижению квот выбросов в сроки, установленные для проведения эксперимента (с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года).
Правительству РФ предстоит определить критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и критерии выбора приоритетных загрязняющих веществ. Законопроект предусматривает возможность перераспределения квот между предприятиями: если одно из них не может обеспечить установленные показатели по конкретному веществу, а у другого по нему остается резерв, то при соблюдении определенных условий возможен «взаимный зачет».
Ко второму и третьему чтениям поступила поправка об исключении из Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» возможности предприятий, которые не смогли достичь установленных квот выбросов, выполнить компенсационные мероприятия. К таким мероприятиям относятся:
- высадка деревьев;
- приобретение электротранспорта;
- снижение загрязнения воздуха от ТЭС и котельных за счет модернизации;/li>
- и другие.
Эти поправки вызвали негативную реакцию среди представителей бизнеса. Так, например, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в своих письмах, адресованных М. Мишустину и В. Володину указал, что существует ряд методических проблем, следствием которых стало «установление непропорциональных и в ряде случаев заведомо невыполнимых требований по сокращению выбросов для отдельных организаций». Действующая редакция закона о выбросах, подчеркивает Шохин, позволяет «гибко преодолевать эти недостатки за счет реализации альтернативных мер (компенсационных мероприятий)».
Законопроект, в случае его утверждения, вступит в силу с 1 января 2024 года за исключением некоторых положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.
Предприятиям I и II категорий НВОС на территориях эксперимента по квотированию выбросов рекомендуется уже сейчас ознакомится с законопроектом. Он подготовлен по поручению Президента РФ, поэтому следует высоко оценивать вероятность того, что Совет Федерации поддержит изменения, и законопроект будет подписан и опубликован в ближайшее время.
В связи с тем, что законопроект исключает возможность осуществления компенсационных мероприятий для тех предприятий, которые не смогли достичь установленных квот выбросов, рекомендуем всем, кто полагался на это послабление, задуматься о переоснащении и модернизации своих производств. В противном случае предприятиям будут угрожать существенные штрафы.
Подробнее об эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ в рамках федерального проекта «Чистый воздух» читайте в нашей статье.
Обращение с отходами
Законопроект о контроле Росприроднадзора за обладателями лицензий на обращение с отходами принят Госдумой
В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям в отношении лицензиатов, занимающихся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I–IV классов опасности. Такое решение принято 19 апреля 2023 года в ходе пленарного заседания Государственной Думы.
Организации, которые получили или ожидают получения лицензии на обращение с отходами до 1 сентября 2024 года, должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с момента предоставления лицензии или с даты последней проверки в части соблюдения лицензионных требований. Срок зависит от того, какое событие произошло позднее, но в любом случае первичное подтверждение соответствия состоится не ранее 1 марта 2025 года. В дальнейшем периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям должно проводится каждые три года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании данного вида деятельности.
Законопроект, в случае утверждения, вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Обладателям лицензий на обращение с отходами следует обратить внимание на данный законопроект и уже сейчас начать готовиться к ужесточению контроля за их деятельностью, устраняя имеющиеся нарушения лицензионных требований.
Напишите, пожалуйста