В 2023 году был принят ряд важнейших документов касательно реформы расширенной ответственности производителей (РОП). Основная часть поправок вступила в силу с 1 января 2024 года. Описано немало переходных положений — как исполнять РОП в период до 2027 года. Нововведения затронут широкий круг организаций, включая производителей и импортеров товаров и упаковки, также в корне изменятся условия существования и деятельности утилизаторов. Обо всем подробнее расскажем в статье.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Усовершенствованная система РОП
Под расширенной ответственностью производителей и импортеров товаров, упаковки товаров (РОП) понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры обеспечивают утилизацию товаров и упаковки товаров после использования и утраты ими потребительских свойств.
Механизм РОП в РФ внедрен с 2015 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ и претерпел существенные изменения с принятием Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ (далее — Закон № 451-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2024 года (за исключением отдельных его положений). Пункты исполнения обязанности РОП в новом законе, описанные законодателем, указаны на период до 2027 года.
Усовершенствованная система РОП должна стимулировать производителей и импортеров самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров и изготавливать перерабатываемые товары и упаковку. Если производитель или импортер не будет выполнять самостоятельную утилизацию и перекладывать данную обязанность на государство, то необходимо будет уплатить экологический сбор.
РОП — это важная часть системы перехода к экономике замкнутого цикла, об этом более подробно читайте в нашей статье.
Нововведения в системе РОП
Обновленная система РОП призвана стимулировать производителей и импортеров самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров и выпускать перерабатываемые товары и упаковку.
Концепция содержит следующие нововведения:
Нововведение | Значения для бизнеса |
---|---|
Утилизация отходов от упаковки является обязанностью ее производителей, а не компаний, которые производят товар. | При переносе ответственности за утилизацию на производителя упаковки предполагается снижение количества поднадзорных компаний, а значит, повышение эффективности контроля за субъектами РОП будет расти. Также предполагается, что стоимость упаковки будет снижаться, что поддержит производителей. |
С 2025 года процент утилизации будет постепенно повышаться, а с 1 января 2027 года будет равен 100% от общего объема выпущенной упаковки. | В РФ стремятся к снижению объемов захоронения отходов, ввиду этого в стране должны появиться новые предприятия по переработке. Данное нововведение призвано стимулировать бизнес создавать собственные мощности по переработке. |
Вводится понятие «коэффициент», учитывающий сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании, а также востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции). | Производители, выпускающие товары из более «экологичных» материалов, получат снижение ставок экологического сбора. Нововведение призвано стимулировать утилизаторов использовать наилучшие современные технологии переработки и создавать востребованные материалы для упаковки, которые могут быть использованы повторно. Как никогда актуальной становится научная деятельность в области разработки новых технологий переработки. |
Устанавливаются требования к юрлицам и ИП, утилизирующим отходы от использования товаров, а именно: предусматривается ведение реестра утилизаторов, а также требование об обеспечении утилизации отходов от использования товаров только теми утилизаторами, сведения о которых включены в указанный реестр. | Появление возможности контролировать деятельность утилизирующих компаний со стороны государства, что, предположительно, предотвратит нарушения в области утилизации отходов. Также ожидаются конкурентные преимущества для некоторых утилизаторов. |
С 1 января 2024 года исключена возможность выполнения нормативов утилизации ассоциациями. | Предотвращение возможности выдачи ложных сертификатов и попадания отходов на полигоны вместо утилизации. |
Год | Обеспечение утилизации |
---|---|
с 1 января до 31 декабря 2024 года | по нормативам утилизации |
с 1 января до 31 декабря 2025 года | в отношении 55% массы произведенной или ввезенной упаковки |
с 1 января до 31 декабря 2026 года | в отношении 75% массы произведенной или ввезенной упаковки |
с 1 января 2027 года | в отношении 100% процентов массы произведенной или ввезенной упаковки |
Отчетный период | Расчет экологического сбора |
---|---|
за отчетный период 2024 года | в соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
за отчетные периоды 2025 года и 2026 года | посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между указанной соответственно в пунктах 2 и 3 части 5 статьи 7 Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ массой произведенной, или ввезенной, или выпущенной для внутреннего потребления упаковки и фактическим значением массы утилизированной упаковки |
Как исполнить обязанность по РОП в 2024 году
Обязанность производителя/импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
- со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
- со дня уплаты экологического сбора.
Производитель/импортер товаров обеспечивает выполнение нормативов утилизации путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО).
Также производитель/импортер товаров имеет право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору (РЭО) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации. В этом случае РЭО или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров и упаковки перечня товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Производители упаковки | Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее |
Многооборотная упаковка | За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель этой упаковки |
Толлинг | В этом случае утилизировать товары или уплачивать экосбор должен заказчик (торговая марка или собственник, предоставляющий сырье для производства и являющийся владельцем торговой марки) |
Off-take | Товар сделан на заказ, и при производстве этого товара производитель использует свое сырье. Готовую продукцию производитель продает заказчику. В этом случае экологический сбор уплачивает производитель, чье сырье |
Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
Вид отчетности | Сроки сдачи в 2024 году | НПА | Куда представляется |
---|---|---|---|
Декларация о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров | до 15 апреля | Положение о декларировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 | Производители — в территориальный орган Росприроднадзора Импортеры товаров — в центральный аппарат Росприроднадзора |
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2023 год | до 15 апреля | Правила представления отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 | Производители — в территориальный орган Росприроднадзора Импортеры товаров, РЭО, ассоциация — в центральный аппарат Росприроднадзора |
Расчет суммы экологического сбора за отчетный 2023 год и уплата экологического сбора | до 15 апреля | Порядок взимания экологического сбора, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. | Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте РФ:
|
В случае если юрлицо или ИП одновременно является производителем и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в центральный аппарат Росприроднадзора.
При подаче в 2024 году декларации за 2023 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории России товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления в течение 2023 года, в соответствии с перечнями, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р (далее — Распоряжение № 3721-р).
При подаче отчетности, а также расчета суммы экологического сбора за 2023 год используются сведения о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления за 2022 год, из декларации за 2022 год, составленной в соответствии с перечнями, утвержденными Распоряжением № 3721-р, и применяя нормативы утилизации, установленные на 2023 год Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р.
При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.
Расчет, отчетность и декларацию можно представить в Росприроднадзор в форме электронного документа, подписанного простой ЭЦП через «Личный кабинет природопользователя» (в данном случае дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется). В случае отсутствия технической возможности документы можно представить на бумажном носителе.
Штрафные санкции
Статья КоАП РФ | Нарушение | Штраф | ||
ИП | должностное лицо | юридическое лицо | ||
статья 8.5.1 часть 1 | Непредставление или несвоевременное представление отчетности/декларации | от 50 000 до 70 000 ₽ | от 3 000 до 6 000 ₽ | от 70 000 до 150 000 ₽ |
статья 8.5.1 часть 2 | Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения | в 2-кратном размере суммы сбора по каждой группе товаров и упаковки товаров, но не менее 100 000 ₽ | от 3 000 до 6 000 ₽ | в 2-кратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее 250 000 ₽ |
статья 8.41.1 | Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями и импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров | в 3-кратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, упаковки товаров, но не менее 250 000 ₽ | от 5 000 до 7 000 ₽ | в 3-кратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, упаковки товаров, но не менее 500 000 ₽ |
Напишите, пожалуйста