Расширенная ответственность производителей: как меняются требования к утилизации

В условиях нарастающего экологического кризиса, дефицита ресурсов и международной климатической повестки страны по всему миру пересматривают подходы к обращению с отходами. Одним из ключевых инструментов перехода к устойчивому развитию является концепция РОП. В статье приведен подробный разбор ключевых нововведений, ссылки на нормативную базу и примеры компаний, включенных в реестр утилизаторов.

Cодержание статьи

    Наталья Душакова
    Член Совета Росгидромета, автор телеграм-канала «Душа экологии»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Развитие системы РОП в России

    В России система расширенной ответственности производителей и импортеров (далее — РОП) начала формироваться с 2014 года, однако в течение длительного времени ее реализация носила преимущественно декларативный характер: уплата экологического сбора часто заменяла фактическое выполнение обязательств по утилизации. Такая практика не способствовала развитию отрасли переработки и не обеспечивала должного экологического эффекта.

    Концепция РОП предполагает, что обязанность по утилизации отходов от использования товаров и(или) их упаковки возлагается не на потребителя и государство, а на тех, кто выпускает товар на рынок.

    Ситуация начала меняться с 2021 года, когда были запущены масштабные реформы РОП — пересмотрены подходы к нормативам утилизации, расширены списки подлежащей регулированию продукции, введены цифровые инструменты учета и контроля. Наиболее масштабные изменения вступили в силу в 2024 году в рамках реализации Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 451-ФЗ).

    Рассмотрим ключевые изменения в системе РОП в России в период с 2021 по 2025 годы, их влияние на бизнес и экологическую политику, а также конкретные примеры реализации реформ на практике.

    Расширение перечня товаров и упаковки, попавших под РОП

    Нормативно-правовая база

    • Федеральный закон № 451-ФЗ;
    • Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки» (далее — Постановление № 2414).

    Суть изменений

    С 1 января 2024 года вступили в силу изменения, согласно которым расширен перечень товаров и упаковки, подлежащих РОП. Включены новые группы, такие как:

    • упаковка для товаров, не предназначенных для розничной продажи;
    • упаковка, образующаяся при транспортировке товаров;
    • упаковка, образующаяся при хранении товаров.

    Конвертер отходов для выполнения нормативов

    Нормативно-правовая база

    • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
    • Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2394 «Об утверждении перечня отходов и видов вторичной продукции, учитываемых при выполнении нормативов утилизации» (далее — Постановление № 2394).

    Суть изменений

    С 2024 года при выполнении нормативов утилизации можно зачесть только те отходы, из которых произведена продукция или вторсырье, указанные в утвержденном перечне. Утилизатор должен переработать отходы из Постановления № 2414 и получить из них продукцию, соответствующую группе, в которую входят эти отходы.

    В Постановлении № 2394 для каждой группы указано:

    • допустимые виды отходов (по кодам ФККО);
    • виды вторичного сырья, получаемого при переработке этих отходов;
    • и товары, которые можно производить из такого сырья, чтобы зачесть выполнение норматива.

    Если результат утилизации отхода не соответствует перечню из Постановления № 2394, то акт утилизации не будет учтен при отчетности и необходимо оплачивать экосбор.

    Переход от уплаты экосбора к выполнению нормативов утилизации

    Нормативно-правовая база

    • Федеральный закон № 451-ФЗ;
    • Постановление № 2414;
    • Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2406 «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов...»;
    • Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров...».

    Суть изменений

    1. С 2024 года производители и импортеры упаковки обязаны не только уплачивать экологический сбор, но и фактически выполнять установленные нормативы утилизации отходов.

      Также они должны обеспечивать:

      • организацию сбора, транспортировки и переработки отходов;
      • заключение договоров с операторами РОП;
      • ведение отчетности и предоставление данных в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации юридического лица.
    2. Вступила в силу дифференциация ставок экосбора. Чем выше экологичность товара или упаковки, тем ниже ставка сбора. Это стимулирует производителей переходить на экологически чистые материалы.
    3. Нормативы утилизации для товаров устанавливаются на период 2024-2029 годов.

    Нормативы утилизации отходов от использования некоторых товаров на 2024 — 2029 гг.

    Наименование группы товаров Норматив (%)
    2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г.
    Изделия из картона 20 30 40 50 60 70
    Изделия пластмассовые прочие 15 25 35 45 55 65
    Стекло и изделия из стекла 0 10 20 30 40 50

    Введение электронного реестра утилизаторов

    Нормативно-правовая база

    • Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400 «Об утверждении Правил ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров»;
    • Приказ Минприроды России от 15.11.2023 № 762 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров».

    Суть изменений

    С 2024 года введен электронный реестр утилизаторов, который позволяет:

    • операторам РОП регистрировать данные о выполнении нормативов утилизации;
    • государственным органам контролировать выполнение обязательств;
    • обеспечить прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон.

    Заключить договор на утилизацию необходимо только с утилизатором, который внесен реестр. В противном случае утилизация не может быть учтена в счет выполнения нормативов.

    Кроме того, подтверждение утилизации осуществляется исключительно по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 15.11.2023 № 762.

    Подробнее о включении в реестр утилизаторов читайте в нашей статье.

    Утилизаторы обязаны предоставлять ежеквартальную отчетность в Росприроднадзор с указанием:

    • количества утилизированных товаров;
    • объемов полученной продукции в результате утилизации;
    • количества заключенных договоров на утилизацию;
    • сведения о фактическом объеме потребления энергетических ресурсов в отчетном периоде.

    Ужесточение ответственности за нарушения в сфере экосбора

    Нормативно-правовая база

    • Федеральный закон от 08.08.2024 № 242-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
    • КоАП РФ, статьи 8.5.1, 8.41.1.

    Суть изменений

    С августа 2024 года дела об административных правонарушениях в области экосбора могут возбуждаться без проведения проверок, если у Росприроднадзора имеются объективные данные, указывающие на нарушение. Например:

    • несвоевременная подача отчетности;
    • невнесение экосбора в установленные сроки;
    • несоответствие между задекларированным объемом продукции и данными о ее утилизации;
    • выявленные расхождения при сопоставлении документов об утилизации с таможенной декларацией.

    Примеры утилизаторов включенных в реестр

    В настоящий момент реестр утилизаторов включает 130 утилизаторов и 236 объектов в различных регионах России.

    В Егорьевске, Московская область, открыт первый в России комплекс полного цикла переработки ТКО — заводы «ЭкоЛайн-Вторпласт» и «ЭкоПласт» группы «ЭкоЛайн». Проект реализован при поддержке Российского экологического оператора, который вложил 2,88 млрд рублей через выкуп зеленых облигаций. Предприятия обрабатывают до 60 тысяч тонн пластика в год и выпускают изделия из вторичной гранулы, включая мусорные контейнеры. Внедрена уникальная система очистки воды, исключающая сбросы, и технология получения гранулы food grade. Комплекс стал флагманом нацпроекта «Экономика замкнутого цикла» и примером устойчивого производства.

    ООО ПО «ЭкоТехПром» — современный, высокотехнологичный завод, специализирующийся на утилизации отходов электроники и электротехники (ОЭЭО). Компания одной из первых получила регистрацию в качестве утилизатора, что является свидетельством соответствия самым строгим требованиям и высоким стандартам, гарантируя безопасную и эффективную переработку отходов. Благодаря передовым технологиям, ООО ПО «ЭкоТехПром» обеспечивает глубокую переработку ОЭЭО и возвращает в оборот до 95% ценного сырья.

    Шаги к экономике замкнутого цикла

    Реформа расширенной ответственности производителей и импортеров в России в период 2021— 2025 годов ознаменовала собой переход от формального подхода к экологической ответственности к фактическому выполнению обязательств по утилизации отходов. Введение электронного учета, расширение перечня подлежащих РОП товаров и упаковки, а также ужесточение требований к отчетности — это не просто административные меры. Это системный сдвиг, направленный на создание в стране устойчивой инфраструктуры обращения с отходами и вовлечение производителей в экологически ориентированную модель бизнеса.

    Реальные примеры внедрения новых требований — от цифровизации процессов до кооперации с операторами утилизации — демонстрируют, что бизнес способен адаптироваться к новым условиям и даже извлекать из них выгоду: улучшение имиджа, доступ к «зеленому» финансированию, сокращение затрат за счет эффективного управления ресурсами.

    Тем не менее, остаются и вызовы: недостаток перерабатывающих мощностей в ряде регионов, административная нагрузка на малый бизнес, необходимость стандартизации практик между субъектами РФ. Решение этих задач возможно только при продолжении диалога между государством, бизнесом и экспертным сообществом, а также при устойчивой политической воле к дальнейшему развитию системы РОП.

    Таким образом, изменения 2021-2025 гг. стали не просто корректировкой законодательства, а важным шагом к формированию в России экономики замкнутого цикла и экологически ответственного поведения производителей.

    11.06.25
    101
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста