Содержание программы производственного экологического контроля претерпело изменения, внесенные 1 сентября 2022 года. Новые требования предъявляются к порядку и месту представления отчетности о результатах проведения ПЭК, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях в упомянутых разделах и в части выбросов и сбросов, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

03.02.23

Cодержание статьи

    Анна Ярцева
    менеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Документация программы ПЭК

    Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) — один из основных видов контроля за деятельностью производства, наносящего значительный ущерб окружающей среде. Основные задачи ПЭК изложены в пункте 4.2 ГОСТ Р 56062-2014 (носит исключительно рекомендательный характер).

    Требования к содержанию программы ПЭК (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ Минприроды РФ № 109).

    Данный приказ с 1 сентября 2022 года отменил аналогичный документ — приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, действовавший ранее. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

    Среди документов, разрабатываемых и утверждаемых в организации для регламентации ПЭК, выделяют:

    • положение о ПЭК;
    • программа ПЭК;
    • планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК);
    • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

    Для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), необходимо:

    • разрабатывать и утверждать программу ПЭК;
    • осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
    • документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.

    Содержание программы ПЭК

    Программа ПЭК должна включать в себя следующие разделы, согласно утвержденным требованиям (пункт 2 приказа Минприроды РФ № 109):

    • общие положения;
    • сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников;
    • сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников;
    • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
    • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
    • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
    • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

    Основная информация об отчете по ПЭК

    Наименование

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
    Куда предоставляется

    Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)
    НПА

    Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261
    Срок сдачи

    до 25 марта
    Кто предоставляет

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

    Как предоставляется

    • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
    • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

    В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

    В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

    Учет даты подачи отчета о ПЭК

    Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.

    Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:

    • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
    • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
    • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

    При представлении отчета в форме электронного документа, подписанного УКЭП, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

    Нововведения по сбросам в водный объект

    Утратил силу Действует
    Приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Приказ Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее — Приказ Минприроды РФ № 903)
    «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод»
    Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод упразднены

    Также вступил в силу Приказ Минприроды от 31.01.2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления». Он исключил из Решения на водопользование требование согласовывать Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

    Однако, если посмотреть требования к содержанию раздела «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» в Приказе Минприроды РФ № 109, то станет понятно, что он включает:

    • и мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, которые должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса (НДС), временным разрешенным сбросам (ВРС), периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений;
    • и упоминание сведений о схемах систем водопотребления и водоотведения;
    • и программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, которая предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий НДС, ВРС, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.
    Пример схемы систем водопотребления и водоотведения

    Таким образом, программа экологического контроля (ПЭК) объединила в себе три документа, ранее согласовывавшихся в Росводресурсах.

    Стоит обратить внимание и на неочевидный факт. Ранее Программой регулярных наблюдений устанавливались контрольный и фоновый створ — достаточно было указать 500 метров ниже и выше места сброса соответственно (либо меньшее расстояние, если требовалось). Теперь, если говорить конкретно о контрольном створе (расстояние от места выпуска сточных вод до створа наиболее полного (90%) перемешивания речной и сточной воды, не далее 500 метров), водопользователь обязан самостоятельно определить место контрольного створа.

    Согласно Приказу Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика № 1118), определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока. Это делают в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока и в которой контролируется качество воды в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Контрольный створ рассчитывается в соответствии с формулой 23.4 Методики.

    Для организаций I-II категории НВОС или о веществ I-II классов опасности для организаций III категории НДС рассчитываются по Методике № 1118 и контрольный створ будет определен в рамках НДС. Однако, если речь идет об организациях III категории НВОС без веществ I-II классов опасности, т.е. они не рассчитывают НДС, им потребуется в рамках ПЭК обозначить местонахождение контрольного створа, так как иной нормативно-разрешительной документации не предусмотрено.

    О том, как рассчитать контрольный створ и почему на текущий момент это сделать практически невозможно, можно узнать подробнее в нашей статье «Нормативы допустимых сбросов (НДС): как интерпретировать законодательные нестыковки».

    Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

    Приказ Минприроды РФ № 109 урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

    Категория объекта НВОС Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
    Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
    ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

    Вводится требование отбора проб в фоновом и контрольных створах. Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

    Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

    Ранее, согласно Приказу Минприроды РФ № 74, в план-график не нужно было включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров о том, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

    Приказ Минприроды РФ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

    Требованиями также однозначно определены случаи применения расчетного метода контроля стационарных источников:

    • отсутствие аккредитованных методик измерений ЗВ;
    • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
    • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта < 0,1 ед. ПДК.

    В план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания ЗВ не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия.

    Включение в план-график наблюдений исследований качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ является ошибочным. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — план-график наблюдений) предусматривается только для объектов из перечня (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

    03.02.23
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста