Вступление в силу ряда изменений в области разработки плана мероприятий при НМУ породило огромное количество вопросов у разработчиков и природопользователей: как разрабатывать, где согласовывать, и что с планом мероприятий впоследствии делать? В статье мы собрали все спорные вопросы, возникающие в ходе разработки, согласования планов мероприятий при НМУ в свете нового законодательства, а также разобрали особенности представления информации об НМУ хозяйствующему субъекту.

09.06.22

Cодержание статьи

    Наталья Шаповалова
    Инженер-проектировщик 1 категории EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Исходные данные для разработки плана мероприятий НМУ

    Ранее разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях основывалась на качественном и количественном составах выбросов, а также на результатах расчета рассеивания выбросов ЗВ. Теперь в качестве исходных данных используются:

    1. Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
    2. Результаты расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
    3. Результаты расчетов рассеивания выбросов;
    4. Сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
    5. Сведения о превышении предельно допустимых концентраций ЗВ на границе СЗЗ объекта НВОС по результатам осуществления федерального и регионального госэконадзора.

    Документы для разработки плана мероприятий при НМУ

    НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха, являющиеся помехой для рассеивания загрязняющих веществ. Согласно статье 1 ФЗ от 04.05.1999 г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ) к НМУ относятся:

    • штиль,
    • ветер неблагоприятного направления,
    • слабый или сильный ветер,
    • туман,
    • инверсия (атмосферные условия, при которых такие характеристики воздуха, как влажность и температура, увеличиваются при наборе высоты).

    Согласно статье 19 Закона № 96-ФЗ мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее — мероприятия при НМУ) разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.

    Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в которых отражены общие вопросы разработки предприятиями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятий при НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ. Требования вступили в силу с 27 июня 2020 г.

    Природопользователи зачастую путают категории, присвоенные на основании расчетов рассеивания исходя из максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ с категориями постановки на учет объектов ОНВ.

    Критерии отнесения объектов НВОС к объектам ОНВ I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», вступившим в силу с 01.01.2021 г.

    Обязанность разработки мероприятий при НМУ зависит от уровня негативного воздействия на окружающую среду, который оказывает эксплуатируемых объект — ОНВ. Согласно п.1 Требований Мероприятия при НМУ должны разрабатывать, согласовывать и организовывать работы по их реализации хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие ОНВ I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов ЗВ в атмосферу.

    Согласно п.3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

    В настоящий момент в ряде субъектов РФ действуют нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования при НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора. В связи с этим , вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий при НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в советующем субъекте РФ.

    Рекомендуется начинать работу по разработке плана мероприятий для конкретного предприятия с ознакомления нормативно-правовых актов регионального уровня соответствующего субъекта РФ

    Таким образом, законодательным основанием для разработки плана при НМУ являются:

    1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
    3. Приказ Минприроды России № 811 от 28.11.2019 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;
    4. Нормативно-правовые акты регионального уровня (например, для Москвы — это Постановление Правительства Москвы от 25.04.2017 г. № 231-ПП).

    Согласно статье 19 Закона № 96-ФЗ, порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов РФ; мероприятия при НМУ должны быть согласованы с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Приказ № 811 не отменяет нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам регулирования выбросов в периоды НМУ. На основании положений Требований органами исполнительной власти субъекта РФ вносятся уточнения в нормативные правовые акты субъекта РФ, касающиеся регулирования деятельности в периоды НМУ.

    Требования при НМУ утверждены впервые. Ранее до утверждения Требований при НМУ нормативный документ, в соответствии с которым необходимо было проводить разработку мероприятий при НМУ, отсутствовал. Природопользователи руководствовались нормативно-технической документацией — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях». В настоящий момент РД 52.04.52-85 имеет рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству РФ, в том числе положениям Приказа № 811.

    За отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях полагаются штрафы:

    • 2000-5000 руб. — штрафы для должностных лиц;
    • 20000-100000 руб. — штрафы для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)

    Помимо этого, в качестве меры воздействия госинспектор может выписать предписание о приостановке деятельности на объекте.

    Алгоритм действий по разработке мероприятий при НМУ

    При разработке плана мероприятий при НМУ можно выделить следующие этапы:

    1. Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов
    2. Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов прикладывается к пояснительной записке к плану мероприятий при НМУ в составе Приложений, заверенный предприятием. В некоторых регионах требуют прикладывать том проекта нормативов допустимых выбросов, вместо отчета по инвентаризации.

    3. Определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ
    4. Согласно п. 7 Требований при НМУ перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется из списка веществ, которые, согласно статье 22 Федерального 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее — «7-ФЗ»), подлежат нормированию в области охраны окружающей среды.

      Согласно ст.22 7-ФЗ на объектах I и II категорий нормируются вещества, включенные в Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». На объектах III категории нормируются радиоактивные, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности).

    5. Определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ
    6. Согласно п. 13 Требований при НМУ перечень источников выбросов, для которых производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания. Таким образом, для определения источников, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ, проводится расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия. По результатам приземных концентраций в точках максимума за границей ОНВ для выбранных веществ проводится увеличение максимальных приземных концентраций.

      Согласно п. 10 Требований при НМУ в Перечень ЗВ включаются выбранные загрязняющие вещества при соблюдении следующих условий:

      • Для НМУ 1-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 20%
      • Для НМУ 2-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 40%
      • Для НМУ 3-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 60%
    7. Определение количественной характеристики выбросов загрязняющих веществ, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ
    8. На данном этапе проводятся расчеты выбросов ЗВ на источниках, по которым необходимо провести сокращение выброса при наступлении НМУ. По мнению Минприроды России показатели снижения мощности выброса на источниках, выбросы которых при инвентаризации были получены инструментальными методами, могут быть определены расчетно-балансовым методом.

    9. Разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов
    10. Обязательно прописывается технология проведения каждого из мероприятий по уменьшению выбросов с обоснованием выбранных мероприятий, их экономическая оценка.

    11. Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ на период НМУ для всех степеней опасности с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ
    12. На данном этапе проводятся расчеты рассеивания по тем степеням опасности, для которых необходимо сокращение выбросов при наступлении НМУ. По результатам расчетов рассеивания проводятся сравнительные анализы, оценивающие достаточность предлагаемых мероприятий.

      Если мероприятия при НМУ по результатам расчетов рассеивания обеспечивают снижение создаваемых выбросов до необходимой эффективности (п.12 Приказа), то мероприятия считаются достаточными.

      По итогу работы для каждой степени опасности составляются параметры выбросов загрязняющих веществ на соответствующий период НМУ.

    13. Формирование пояснительной записки к плану
    14. Рекомендуемый образец содержания записки представлен в Приложении № 2 Требований

    Особенности представлении информации об НМУ

    Предоставление информации об НМУ заинтересованным лицам осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежными с ней областях. На сегодняшний день таким органом является Росгидромет.

    Правовое обоснование:

    • Закон № 96-ФЗ;
    • Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 372;
    • Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. № 1425;
    • Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиями к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 17.11.2011 г. № 899.

    Информацию об НМУ получают заинтересованные лица (п.3 Порядка):

    • органы государственной власти субъектов РФ;
    • органы местного самоуправления, которые организуют в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов ЗВ в периоды НМУ;
    • территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением хозяйствующими субъектами согласованных мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ на эксплуатируемых объектах;
    • хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферу.

    Информация Росгидромета представляется в форме прогнозов об НМУ на 1-3 суток I-III степеней опасности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе:

    • территориальным органам федерального органа исполнительной власти;
    • органам исполнительной власти субъекта РФ уполномочен на осуществление регионального государственного экологического надзора;

    на платной основе:

    • хозяйствующим субъектам (в соответствии с договором на услуги по информационному обеспечению).

    Законодательством не установлена обязанность по заключению договорных отношений для получения от Росгидромета прогнозов об НМУ. Информация об НМУ публикуется уполномоченным органом на его официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети интернет. Таким образом, для получения информации о наступлении НМУ во избежание финансовых затрат можно использовать сайты территориальных органов Росгидромета и органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако информация об НМУ уполномоченным органом публикуется на официальных сайтах далеко не во всех регионах. Расчет степеней опасности осуществляется самим Росгидрометом.

    Составление прогноза НМУ осуществляется Росгидрометом с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в такие временные интервалы, как с 13:00 — 15:00 местного времени текущего дня. Уточнение информации об НМУ производится до 10:00 местного времени следующих суток. Если в результате уточнения прогноза степень опасности НМУ меняется, то Росгидромет предоставляет уточненную информацию. Непредставление уточненной информации об НМУ свидетельствует о прекращении НМУ по истечению периода, указанного в первичном сообщении. Следовательно, далее можно осуществлять производственную деятельность в штатном режиме. Информация об НМУ/уточнение информации об НМУ предоставляется в течение 1 часа с момента составления прогноза.

    Как проводить мероприятия при НМУ

    В целях своевременной организации работ по реализации мероприятий при НМУ на предприятии назначается ответственное лицо, отвечающее за получение прогнозов НМУ, за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ, за проведение расчетов приземных концентраций ЗВ, а также оценку реализаций мероприятий при НМУ.

    Этапы проведения мероприятий при НМУ на хозяйствующем субъекте после получения прогноза об НМУ:

    1. регистрация поступившего предупреждения об НМУ в журнале записей предупреждений НМУ;
    2. передача информации об НМУ в структурные подразделения предприятия;
    3. организация и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
    4. контроль за выполнением мероприятий при НМУ;
    5. регистрация информации о выполненных мероприятиях.

    Контроль за выполнением мероприятий в период НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом посредством проведения:

    • визуальных наблюдений;
    • инструментальных измерений;
    • автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе СЗЗ, предусмотренных программой ПЭК.

    Проведение натурных исследований осуществляется хоз.субъектом:

    • посредством привлечения сторонней специализированной лаборатории (п.23 Требований ФЗ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
    • автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе СЗЗ, предусмотренных программой ПЭК.

    Основные причины для отказа в согласовании плана мероприятий НМУ

    1. Неполнота комплекта документов при подаче
    2. Чтобы избежать отказа по данному замечанию рекомендуем перед началом работы ознакомиться с требованиями по комплектности документов при согласовании НМУ в конкретном регионе. Некоторые органы исполнительной власти предоставляют возможность подачи электронного варианта тома инвентаризации и нормативов допустимых выбросов.

    3. Отсутствие среди приложений фоновой справки, в соответствии с которой были проведены расчеты рассеивания приземных концентраций ЗВ
    4. Отсутствие план-графика контроля выбросов в периоды НМУ
    5. В некоторых регионах наличие такого план-графика, заверенного предприятием — является обязательным критерием успешного согласования плана мероприятий.

    6. Оформление отчета по инвентаризации, противоречащее установленному порядку
    7. Напоминаем, что с 01.03.2022 г. в силу вступил «Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», утвержденный Приказом от 19.11.2021 г. № 871.

    09.06.22
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста