Для осуществления деятельности по обращению с отходами с 1 сентября 2024 года необходимо каждые 3 года подтверждать соответствие лицензионным требованиям. В нашем материале рассматриваем существующие и планируемые виды деятельности, подлежащие лицензированию, процедуру их получения и выдачи, а также особенности подтверждения соответствия лицензионным требованиям.

11.07.24

Cодержание статьи

    Анастасия Бурцева
    Управляющий директор ООО «Центр экологического проектирования и консалтинга»
    Анна Коровина
    Генеральный директор АНО ДПО «Промотходы»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Виды лицензий при обращении с отходами

    Законодательством РФ определено, что осуществление отдельных видов деятельности возможно исключительно при наличии лицензии — специального разрешения лицензирующего органа, подтвержденное записью в реестре лицензий.

    Перечень видов деятельности, требующих лицензии, определены статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).

    На сегодняшний день лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

    Под лицензированием следует понимать деятельность лицензирующих органов по:

    • предоставлению лицензий;
    • продлению срока действия лицензий;
    • оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований;
    • приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий;
    • формированию и ведению реестра лицензий;
    • формированию государственного информационного ресурса;
    • предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

    Порядок получения лицензии на обращение с отходами

    Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление № 2290). Оно определяет требования, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.

    Лицензионные требования дифференцированы в зависимости от конкретного вида работ с отходами. Сведения, указываемые в заявлении о предоставлении лицензии, и документы, представляемые в лицензирующий орган, также различаются.

    В пункте 3 Постановления № 2290 указаны лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии/лицензиату при его намерении осуществлять деятельность по обращению с отходами, а именно:

    • сбору;
    • транспортированию;
    • обработке;
    • утилизации;
    • обезвреживанию;
    • размещению.

    При обращении с заявлением о предоставлении лицензии, для любого из вышеуказанных видов работ, заявитель:

    1. перечисляет виды отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов виды деятельности;
    2. и указывает реквизиты документов о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, выданных сотрудникам соискателя лицензии.

    В случае лицензирования вида работ «транспортирование отходов», дополнительно необходимо:

    1. приложить копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ.

    А при намечаемой деятельности с видом работ «сбор отходов», также необходимо:

    1. в заявлении, помимо данных, обозначенных выше, указать реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
    2. к заявлению приложить копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ.

    Кто и как выдает лицензии на обращение с отходами

    Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором.

    Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» определено, что государственная услуга по лицензированию предоставляется Центральным аппаратом и территориальными органами Росприроднадзора.

    Центральный аппарат Росприроднадзора предоставляет государственную услугу в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов РФ, в границах которых полномочия осуществляют два и более территориальных органа Росприроднадзора.

    Территориальные органы Росприроднадзора предоставляют государственную услугу в части лицензирования вышеуказанной деятельности, осуществляемой на территориях тех субъектов РФ, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.

    Прекращение действия лицензии осуществляется территориальным органом Росприроднадзора по месту нахождения лицензиата.

    Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в соответствии со статьей 19.1 Закона № 99-ФЗ проводится в форме документарной и выездной оценки.

    Документарная оценка проводится в отношении каждого соискателя лицензии или лицензиата при поступлении в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии/о внесении изменений в реестр лицензий.

    Выездная оценка проводится в случаях, когда не представляется возможным по результатам документарной оценки достоверно установить соответствие соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям.

    Законодательством предусмотрено взимание государственной пошлины за предоставление лицензии и внесение изменений в реестр лицензий. Однако, продлена антикризисная мера, внесенная Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», и до 31 декабря 2029 года госпошлина не взимается.

    Процедура подтверждения лицензионным требованиям

    Предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с 1 января 2023 года осуществляется в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    С 1 сентября 2024 года в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, будет проводиться периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям.

    28 апреля 2023 года опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с ним лицензиаты, которым лицензии на осуществление видов деятельности, предусмотренных пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, были предоставлены до 1 сентября 2024 года, должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении 3 лет с даты предоставления лицензии или даты проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований в зависимости от того, какое событие произошло позднее, но не ранее 1 марта 2025 года.

    Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 3 года в соответствие с частью 2 статьи 19.3 Закона № 99-ФЗ.

    Основанием для проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям является соответствующее заявление, поданное не ранее чем за один год до наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, отзыв которого не допускается.

    На процедуру периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям отведено 20 рабочих дней.

    По результатам проведенных мероприятий лицензирующий орган выносит решение либо о соответствии лицензиата необходимым требованиям, либо направляет в его адрес перечень выявленных нарушений с указанием срока их устранения. В установленный срок обладатель лицензии должен устранить нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган.

    Если по результатам периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям выявлены грубые нарушения лицензиатом лицензионных требований, лицензирующий орган проводит оценку устранения указанных нарушений в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Повторные грубые нарушения могут привести к исключению сведений из реестра лицензий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 651 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290» подготовлен ряд изменений, которые вступят в силу 01 сентября 2024 года.

    Например, одним из изменений является необходимость предоставления страхового номера индивидуального лицевого счета, даты рождения, а также реквизитов документов, подтверждающих получение лицами, допущенными к работе с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, требуемого для работ с отходами I-IV классов опасности.

    Конкретизируется, что требования положения не распространяются на вид работ «сбор отходов», если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.

    В настоящее время активно обсуждается законопроект об отмене лицензирования транспортирования отходов I-IV классов опасности и о создании реестра уведомлений. Лицензиаты попадут в данный реестр автоматически, а соискатели — с учетом особенностей, указанных в статье 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    11.07.24
    1
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста