Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это разрешительный документ, регламентирующий все виды негативного воздействия на окружающую среду. В настоящее время получение КЭР стало одним из важнейших процессов для предприятий I категории НВОС и объектов, попадающих под действие НДТ. Законодательные требования, регламентирующие получение КЭР, действуют уже 2,5 года, однако замечания, полученные по разным регионам, все равно остаются порой неожиданными. В нашей статье даем практические советы по формированию и подаче заявки на получение КЭР, подробно рассказываем об этапах работы и штрафных санкциях за отсутствие КЭР.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Кто обязан получить КЭР
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), обязаны обратиться с заявкой и получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Напомним, что критерии отнесения объектов, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), к объектам I категории указаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории НВОС, тоже могут получить КЭР, если для их деятельности есть НДТ в отраслевых информационно-технических справочниках (ИТС).
Правила выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» (далее — Постановление № 1386).
КЭР выдается на отдельный объект, в том числе линейный, оказывающий НВОС, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Росприроднадзора.
Сроки подачи заявки, рассмотрения и получения КЭР
Сроки подачи заявки и получения КЭР определены пунктом 6 и пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Вид объекта | Срок |
---|---|
объекты I категории НВОС, включенные в ТОП 300 предприятий, определенных Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие...» | до 31.12.2024 необходимо подать заявку на получение КЭР |
объекты I категории НВОС, не включенные в перечень ТОП 300 | до 01.01.2025 необходимо получить КЭР |
объекты II категории НВОС (при наличии отраслевых ИТС по НДТ) | до 31.12.2024 могут получить КЭР |
Согласно пункту 3 Постановления № 1386, общий срок рассмотрения заявки на получение КЭР со дня ее регистрации составляет 63 рабочих дня.
Сроком подачи заявки на получение разрешения является дата ее поступления в территориальный орган Росприроднадзора.
Когда подавать документы: в соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР подается:
- для новых объектов не позднее, чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного или реконструируемого объекта;
- для эксплуатируемых объектов не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока действия предыдущего КЭР.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ получать КЭР нужно каждые 7 лет при условии неизменности технологического процесса. При смене юрлица и до истечения семилетнего срока КЭР необходимо пересматривать.
Содержание заявки на получение КЭР
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, заявка на получение КЭР должна содержать следующую информацию:
- Реквизиты юрлица / ФИО (при наличии), место жительства ИП.
- Код объекта НВОС — уникальный номер предприятия (необходим для государственного учета).
- Вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара).
- Объемы потребляемых ресурсов: воды, электроэнергии, теплоэнергии, сырья.
- Сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет.
- Расчеты технологических нормативов.
- Нормативы допустимых выбросов (НДВ), нормативы допустимых сбросов (НДС) высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таковых в выбросах/сбросах загрязняющих веществ (ЗВ), а также расчеты таких нормативов.
- Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
- Проект программы производственного экологического контроля (ПЭК).
- Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы.
- Актуализированная заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет.
- Программа установки системы автоматического контроля выбросов (программа САК).
- Программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) (при необходимости).
Рекомендации:
К заявке на КЭР можно приложить информационный файл с пояснениями и обоснованиями отсутствия в комплекте различных документов (например, ППЭЭ, технологических нормативов сбросов), либо прочерков в разделах заявки (например, отсутствие квот на выбросы, отсутствие необходимости получения ГЭЭ) и т.д. Опыт согласований в регионах показывает различия в требованиях о предоставлении и непредоставлении плана мероприятий по НМУ СЭЗ на проект НДС в рамках заявки на КЭР.
К заявке на получение КЭР при невозможности соблюдения технологических нормативов, НДВ, НДС веществ I, II класса опасности, прилагаются:
- ППЭЭ, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ;
- планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов/сбросов ЗВ на текущий момент, на период реализации ППЭЭ и после ее реализации.
Как подготовить заявку на получение КЭР
Важным условием получения КЭР является тщательная подготовка документов и верное заполнение заявки. Ниже представлена пошаговая инструкция по подготовке заявки на получение КЭР.
Шаг 1. Анализ существующих ИТС НДТ
- Необходимо проверить все имеющиеся справочники ИТС НДТ на применимость к своей технологии. Справочники представлены на сайте Бюро НДТ.
- Проверить наличие приказа Минприроды об утверждении технологических показателей.
Если нет разработанных справочников или не установлены технологические показатели, то предприятие может подавать заявку на получение КЭР без расчета технологических нормативов.
Шаг 2. Инвентаризация источников выбросов и сбросов, определение нормативов образования отходов
Необходимо актуализировать или заново провести инвентаризацию источников выбросов, сбросов и отходов. В процессе инвентаризации важно соблюсти все законодательное требования.
Воздух | Вода | Отходы |
---|---|---|
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух...» (далее — Приказ № 871) | Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» | НПА отсутствует |
Рекомендации:
Инвентаризацию источников выбросов не провести без инструментальных исследований. В Приказе № 871 прописаны условия выбора проведения расчетного и инструментального методов контроля. Можно использовать методики расчета согласно Распоряжению Минприроды России от 26.12.2022 № 38-р «Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
О правилах и особенностях проведения инвентаризации источников выбросов ЗВ можно прочитать в нашей статье.
Шаг 3. Расчет нормативов выбросов, сбросов, отходов
Воздух | Вода | Отходы |
---|---|---|
Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» | Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» | Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» |
Рекомендации:
Рассчитывают нормативы только для высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Шаг 4. Актуализация категории НВОС, программы ПЭК, плана сокращения выбросов на период НМУ
О разработке плана мероприятий при НМУ можно прочитать в нашей статье.
Шаг 5. Расчет технологических нормативов. ППЭЭ
Технологические нормативы разрабатываются в отношении ЗВ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов/сбросов в соответствии с Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов». В приказе прописаны основные принципы расчета технологических нормативов и объем предоставляемой документации.
ППЭЭ разрабатывается только в случае превышения рассчитанных технологических нормативов по отношению к технологическим показателям в соответствии с Приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности». ППЭЭ подают и согласовывают в электронном виде через личный кабинет юридического лица на сайте Минпромторга России. Инструкция заполнения заявки на согласование ППЭЭ есть на сайте Минпромторга.
Рекомендации:
В ППЭЭ включаются мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов, реализация которых направлена на поэтапное достижение технологических нормативов, НДВ и (или) НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах/сбросах ЗВ. Однако в ППЭЭ не входит организация систем очистки, анализ и внедрение НДТ.
Шаг 6. Установка системы автоматического контроля (САК)
САК необходимо устанавливать в случаях, если:
- выбросы/сбросы от стационарного источника образуются при эксплуатации определенных видов технических устройств, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ...»;
- в выбросах от стационарного источника присутствует одно из ЗВ, массовый выброс которого превышает значения, указанные в пункте 8 Постановления Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»;
- сбросы сточных вод стационарным источником в общий объем сточных вод, отводимых с объектов I категории, составляют более 15%;
- в наличии средства и методы измерений концентраций ЗВ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов/сбросов.
Шаг 7. Подача заявки на получение КЭР
Куда, как и когда подать заявку на получение КЭР
Когда все документы подготовлены, нормативы выбросов и сбросов согласованы с территориальными органами Роспотребнадзора, ППЭЭ утверждена Минпромторгом, можно подавать заявку на получение КЭР. Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
Куда и как подать заявку на получение КЭР: только в электронном виде через государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Подробная инструкция о порядке регистрации в ГИСП размещена на сайте.
При подаче пакета документов на получение КЭР через ГИСП, к нему необходимо прикрепить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 9 500 рублей в соответствии с подпунктом 118.2 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
Территориальный орган Росприроднадзора в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявки проверяет документы на соответствие требованиям.
Виды действий с КЭР | Срок |
---|---|
отказ в продлении КЭР | 15 рабочих дней |
внесение изменений в КЭР | 10 рабочих дней |
отказ во внесение изменений в КЭР | 10 рабочих дней |
переоформление КЭР | 10 рабочих дней |
отказ в переоформлении КЭР | 10 рабочих дней |
исправление технических ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах | 10 рабочих дней |
отказ в исправлении ошибок | 10 рабочих дней |
Практические советы по составлению заявки на получение КЭР
Чтобы избежать отклонения заявки на получение КЭР, следует руководствоваться следующими практическими советами при ее подготовке:
- Не оставлять пустые строки в заявке на получение КЭР.
- К заявке рекомендуется приложить все документы и копии заключений в электронном виде.
- Несмотря на прохождение согласования ППЭЭ, необходимо включать все существующие ИТС НДТ в аналитический отчет.
- Если в процессе подготовки заявки на получение КЭР меняются НПА, то документация подлежит корректировке.
- Необходимо проверить на соответствие номера и названия методики расчета с приказом Минприроды.
- Необходимо проверить на соответствие выбросов ЗВ по ИТС и в методиках, утвержденных распоряжением Минприроды.
- Необходимо проверить документы на наличие технических ошибок и несоответствий.
- Расчет технологических нормативов рекомендовано проводить сразу после осуществления инвентаризации источников выбросов, сбросов, отходов. Расчет таких нормативов определяется как отношение годового выброса по основному технологическому оборудованию к объему производимой продукции за последние 5 лет (принимаются данные программы ПЭК).
Штрафные санкции
НПА | Нарушение | Штраф | |
должностное лицо | юридическое лицо | ||
Статья 8.47 КоАП РФ | Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным | от 4 000 до 10 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ |
С 1 января 2025 года перестают действовать индивидуальные разрешения. Если предприятием, эксплуатирующим объекты НВОС, не будет получено КЭР до указанной даты, согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяется коэффициент равный 100.
Напишите, пожалуйста