В многих организациях экологические платежи становятся значительной статьей расходов. Иногда они могут достигать очень больших сумм. Однако существует возможность снижения объемов экологических платежей. В статье эксперт дает практические советы и рассказывает о том, какие экологические платежи установлены законодательством РФ, о способах снижения суммы экологических платежей и возможных штрафных санкциях за несоблюдение экологических норм.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Виды экологических платежей
- Плата за пользование природными ресурсами:
- о плате за пользование земельными ресурсами указано в статье 65 Земельного кодекса РФ;
- о плате за пользование водным объектом указано в статье 20 Водного кодекса РФ;
- информация о плате за использование лесов и оценке лесов указана в главе 11 Лесного кодекса РФ;
- о сборах за пользование объектами животного мира и за пользование объектов водных биологических ресурсов указано в главе 25.1 Налогового Кодекса РФ.
- в статье 39 Федерального Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» прописана система платежей при пользовании недрами.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В статьях 16-16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» описывается порядок исчисления платы за воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС).
Плата за НВОС исчисляется за:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
- Компенсация вреда, нанесенного объектам окружающей среды.
Порядок компенсации вреда, окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определен статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Экологический сбор.
Экологический сбор определен статьей 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» и взимается в рамках обязанности по РОП.
Способы снижения суммы экологических платежей
- Переработка отходов для их повторного использования в виде сырья или продукции
Можно сказать, что это «перевод отходов в доходы». Любые компоненты производства, например вышедшее из строя оборудование, остатки/обрезки сырья, непригодные для дальнейшего использования, становятся отходами.
Но в некоторых случаях им можно дать вторую жизнь — отдать на переработку. Для этого предприятию необходимо иметь технические условия на получаемую продукцию или сырье, а также лицензию на утилизацию.
Например, как реализовать отходы бумаги и картона в виде вторичных ресурсов, рассказали в нашей статье.
Также с 1 марта 2023 года появилась возможность не считать отходами образующиеся полезные вещества и предметы, не являющиеся основной продукцией производства в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...».
Подробнее о побочной продукции производства можно прочитать в нашей статье.
- Разработка соответствующей нормативной документации
В случае с платой за НВОС, наличие соответствующих для категории НВОС нормативных документов освобождает предприятие от применения повышающих коэффициентов к ставке платы. Плату за НВОС обязаны вносить все предприятия с I по III категорию НВОС в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил...».
Нормативными документами для предприятий следующих категорий будут являться:
- III категория — программа производственного экологического контроля (ПЭК) и отчет о ПЭК;
- II категории — декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- I категории — комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Об особенностях заполнения и порядка подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) можно прочитать в нашей статье.
Как получить положительное заключение КЭР в 2024 году рассказали в нашей статье.
При этом в случае, если у объекта III категории есть в выбросах вещества 1 или 2 класса опасности, то должен быть согласован проект нормативов допустимых выбросов (НДВ), на основании которого устанавливается допустимый объем выброса этих веществ.
Тот же принцип работает и для объектов II категории: нормативы выбросов в ДВОС могут быть установлены только при наличии согласованного проекта НДВ до санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ).
- Выполнение норматива по утилизации для снижения суммы экологического сбора
Количество использованных товаров и упаковки, которое нужно передать на утилизацию, чтобы не платить экологический сбор, определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки».
Подробнее о РОП можно прочитать в нашей статье.
- Модернизация очистных сооружений
В процессе модернизации очистных сооружений уменьшается негативное воздействие на окружающую среду. Данный метод является дорогостоящим, однако достаточно эффективным для решения проблем, связанных с экологией производства.
Для достижения настоящих требований очистки воды и воздуха необходимо использовать многоэтапную систему очистки, включая инновационные методы. Однако современные очистные сооружения, модернизированные под настоящие требования очистки, хоть и достаточно дорогостоящи в реализации, все же помогут снизить уровень загрязнения воздуха, воды и почвы, а также уменьшить объем выплат.
Применение методов снижения суммы платежей
Предприятие обратилось за разработкой базовой экологической документации и экологическим аутсорсингом. Вид деятельности: приготовление полуфабрикатов и их продажа.
Инженер-эколог выехал на площадку для проведения инвентаризации источников выбросов и инвентаризации отходов, составил перечень источников и утвердил. На основании визуальной оценки и полученных документов был составлен отчет инвентаризации источников выбросов (ИИВ). Далее объект заказчика был поставлен на учет объектов негативного воздействия, ему была присвоена III категория НВОС и разработана программа ПЭК.
Результат: благодаря своевременно оформленной документации, расчет платы за НВОС был выполнен без применения повышающих коэффициентов, что позволило снизить плату за НВОС в 2 раза.
Последствия несоблюдения экологического законодательства
Несоблюдение экологического законодательства несет большие риски для предприятия. Компании могут быть оштрафованы в соответствии с целой группой штрафов статей 8.1-8.49 КоАП РФ.
К примеру, за нарушение правил обращения с отходами на ИП налагается штраф от 30 000 до 50 000 рублей; на юридическое лицо — от 100 000 до 250 000 рублей. При максимальной мере наказания надзорные органы наказывают приостановлением деятельности на 3 месяца.
За нарушение правил охраны атмосферного воздуха предприятие могут оштрафовать суммой от 180 000 до 250 000 рублей. С тех, кто нарушит правила водопользования КоАП РФ обещает взыскать штраф от 80 000 до 100 000 рублей. Или приостановку работы на 3 месяца.
Также за несвоевременное внесение экологических платежей или в неполном размере начисляются пени на каждый день просрочки. Для устойчивого развития предприятия и исключения рисков дополнительных затрат не следует игнорировать вопросы соответствия экологическому законодательству и заранее побеспокоиться о формировании соответствующей документации и создании необходимой инфраструктуры.
Напишите, пожалуйста