Модернизация отрасли обращения с промышленными отходами: цифровая роль ФЭО

Уже третий год Федеральный экологический оператор выстраивает в России цифровую инфраструктуру управления отходами I–II классов опасности. Через систему ФГИС ОПВК удалось объединить всех участников отрасли, а также повысить прозрачность и контроль на всех этапах обращения с опасными отходами. В статье рассмотрим результаты работы Федерального оператора.

02.07.25
83

Cодержание статьи

    Эксперты ФГУП «ФЭО»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Три года развития системы

    Уже третий год Федеральный экологический оператор (далее — ФГУП «ФЭО»), предприятие «Росатома», которое осуществляет обращение с отходами I и II классов опасности (далее — ОПВК) на всей территории Российской Федерации. Работа с ОПВК предполагает осуществление всего цикла операций: от сбора и транспортировки до конечной переработки. Для выстраивания процессов и обеспечения оперативного выполнения задач была разработана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК). Она объединила всех участников отрасли по обращению с опасными отходами организации и предприятия, в процессе деятельности которых образуются ОПВК, а также которые организуют пункты сбора опасных отходов от физических лиц, операторов по транспортированию и по переработке отходов и Росприроднадзор.

    ФГУП «ФЭО» смог перенести контроль над всеми процессами с ОПВК в цифровую платформу. Так, одним из основных достоинств системы является возможность отслеживания всех этапов движения отходов в онлайн режиме — от полного учета информации об их образовании до заключения договоров на оказание услуг по обращению.

    Система ФГИС ОПВК обеспечивает:

    • подачу заявок на утилизацию отходов;
    • заключение договоров;
    • мониторинг перемещения отходов;
    • фиксацию местоположения отходов;
    • построение оптимальной логистики;
    • быстрый электронный документооборот.

    Новые цифровые возможности для пользователей

    За эти три года большинство нововведений было инициировано самими пользователями — представителями крупного бизнеса. ФГУП «ФЭО» принимает во внимание все предложения и замечания по работе со ФГИС ОПВК.

    Для комфортной работы, в частности исключения «двойного» ввода информации и организации работы в режиме «одного окна» ФГИС ОПВК подключили к другим информационным системам, таким как ЕСИА Госуслуги, АИС Налог-3, ГЛОНАСС.

    Благодаря слаженной работе всех сторон — участников рынка за это время удалось внедрить:

    • раздел «Журнал образования ОПВК»;
    • подписание с использованием машиночитаемой доверенности;
    • возможность заключения договора с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • фильтры поиска для операторов по транспортированию;
    • электронный документооборот во ФГИС ОПВК;
    • регистрацию мест накоплений отходов, по которым осуществляется сбор отходов от физических лиц;
    • оперативный информационный обмен (электронные обращения)
    • и т. д.

    Для постоянной поддержки пользователей в системе организованы различные инструменты обратной связи.

    1. Бесперебойно оказывает помощь круглосуточная служба технической поддержки ФГИС ОПВК.
    2. Контакты поддержки: support.fgisopvk@rosatom.ru, 8 (800) 755-75-23

    3. В личном кабинете пользователя ФГИС ОПВК реализована возможность направлять запросы непосредственно ФГУП «ФЭО» или круглосуточной службе технической поддержки через раздел «Мои обращения».
    4. Для непрерывного обучения пользователей проводятся обучающие мероприятия по работе во ФГИС ОПВК. Всего ФГУП «ФЭО» организовал более 350 вебинаров.
    5. На постоянной основе работает портал ФГИС ОПВК с методическими материалами, записью на ежемесячные обучающие мероприятия и чат-ботом, который ответит на типовые вопросы.

    Реформа законодательства по обращению с отходами

    Еще один большой пласт работы — это законодательные инициативы. Когда ФГУП «ФЭО» приступил к работе в сфере обращения с ОПВК, появилась необходимость усовершенствовать и нормативно-правовую базу. За указанный период произошли значительные изменения в законодательстве, определяющее условия функционирования отрасли.

    С 1 сентября 2024 года, пунктом 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введена обязанность для организаций, осуществляющих деятельность по накоплению, сбору ОПВК, принятых от физических лиц, в полном объеме и своевременно представлять информацию на цифровую платформу.

    С 1 марта 2024 года, статьей 8.5.3 КоАП РФ, введена административная ответственность за нарушение порядка представления информации об ОПВК во ФГИС ОПВК. Если организация не подаст данные в ФГИС ОПВК вовремя, не разместит их полностью или укажет недостоверную информацию — ей грозит административный штраф:

    • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
    • для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
    • для юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

    С 1 сентября 2026 года, в силу статьи 22.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации, у которых образуются медицинские отходы класса «Г», смогут заключать договор и передавать отходы на дальнейшее обращение ФГУП «ФЭО».

    Подробнее об изменениях в обращении с медицинскими отходами читайте в статье.

    С 1 сентября 2026 года юрлица и ИП, находящиеся на территориях Арктической зоны, Дальневосточного федерального округа и (или) на территории районов, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, вправе будут осуществлять накопление отдельных видов ОПВК на срок не более чем 24 месяца. Это изменение вносит Федеральный закон от 26.12.2024 № 497-ФЗ.

    Благодаря совместной работе и тесному сотрудничеству ФГУП «ФЭО» с органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, формируются законодательные инициативы и совершенствуются нормативные правовые акты федерального значения и правоприменительная практика. В ходе работы с органами исполнительной власти субъектов РФ было заключено 77 соглашений о сотрудничестве, в рамках соглашений утверждено более 56 планов мероприятий по внесению информации во ФГИС ОПВК, отражаемой на публичной карте пунктов приема ОПВК от населения. Одними из ведущих регионов по заключению дорожных карт и другим аспектам являются Красноярский край, г. Москва, Ярославская область, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Волгоградская и Воронежская области.

    Высокие стандарты переработки

    ФГУП «ФЭО» постоянно проводит всестороннюю экспертизу действующих операторов по обработке ОПВК на соответствие фактической мощности оборудования относительно заявленных показателей в информационной системе.

    Например, при выявлении отсутствия необходимого для переработки оборудования или его неудовлетворительного состояния специалисты фиксируют это как нарушение и подают информацию в Росприроднадзор. Даже при наличии лицензий, позволяющих участвовать в закупочных процедурах и заключать договоры на переработку ОПВК.

    Современные подходы в управлении ОПВК

    Совместная трехлетняя работа позволила внедрить современные нормы по обращению с ОПВК, повысить прозрачность отрасли и удобство сервиса. ФГИС ОПВК дает возможность представителям бизнеса, операторам, организациям и другим пользователям регистрировать передачу и перемещение ОПВК независимо от местонахождения.

    ФГИС ОПВК не имеет аналогов на российском рынке, она работает в режиме реального времени 24/7, консолидирует всех участников рынка и цифровизирует все бизнес-процессы, необходимые для управления жизнедеятельностью ОПВК, в рамках «одного окна». Освоение и использование отечественного программного обеспечения при создании государственных информационных систем выступает важным условием укрепления технологического суверенитета России.

    Специалисты ФГУП «ФЭО» на постоянной основе предлагают варианты улучшения всех сфер в отрасли по обращению с ОПВК, включая законодательную базу и цифровые инструменты. Особенно важно, что введенные меры помогают делать всю российскую отрасль обращения с промышленными отходами более открытой и менее бюрократизированной. Отрасль по обращению с ОПВК максимально прозрачна. Цифровизация сферы обращения с ОПВК помогла структурировать и кардинально изменить подход к процессу работы с ними.

    02.07.25
    83
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста