Уже третий год Федеральный экологический оператор выстраивает в России цифровую инфраструктуру управления отходами I–II классов опасности. Через систему ФГИС ОПВК удалось объединить всех участников отрасли, а также повысить прозрачность и контроль на всех этапах обращения с опасными отходами. В статье рассмотрим результаты работы Федерального оператора.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Три года развития системы
Уже третий год Федеральный экологический оператор (далее — ФГУП «ФЭО»), предприятие «Росатома», которое осуществляет обращение с отходами I и II классов опасности (далее — ОПВК) на всей территории Российской Федерации. Работа с ОПВК предполагает осуществление всего цикла операций: от сбора и транспортировки до конечной переработки. Для выстраивания процессов и обеспечения оперативного выполнения задач была разработана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК). Она объединила всех участников отрасли по обращению с опасными отходами организации и предприятия, в процессе деятельности которых образуются ОПВК, а также которые организуют пункты сбора опасных отходов от физических лиц, операторов по транспортированию и по переработке отходов и Росприроднадзор.
ФГУП «ФЭО» смог перенести контроль над всеми процессами с ОПВК в цифровую платформу. Так, одним из основных достоинств системы является возможность отслеживания всех этапов движения отходов в онлайн режиме — от полного учета информации об их образовании до заключения договоров на оказание услуг по обращению.

Система ФГИС ОПВК обеспечивает:
- подачу заявок на утилизацию отходов;
- заключение договоров;
- мониторинг перемещения отходов;
- фиксацию местоположения отходов;
- построение оптимальной логистики;
- быстрый электронный документооборот.
Новые цифровые возможности для пользователей
За эти три года большинство нововведений было инициировано самими пользователями — представителями крупного бизнеса. ФГУП «ФЭО» принимает во внимание все предложения и замечания по работе со ФГИС ОПВК.
Для комфортной работы, в частности исключения «двойного» ввода информации и организации работы в режиме «одного окна» ФГИС ОПВК подключили к другим информационным системам, таким как ЕСИА Госуслуги, АИС Налог-3, ГЛОНАСС.
Благодаря слаженной работе всех сторон — участников рынка за это время удалось внедрить:
- раздел «Журнал образования ОПВК»;
- подписание с использованием машиночитаемой доверенности;
- возможность заключения договора с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- фильтры поиска для операторов по транспортированию;
- электронный документооборот во ФГИС ОПВК;
- регистрацию мест накоплений отходов, по которым осуществляется сбор отходов от физических лиц;
- оперативный информационный обмен (электронные обращения)
- и т. д.
Для постоянной поддержки пользователей в системе организованы различные инструменты обратной связи.
- Бесперебойно оказывает помощь круглосуточная служба технической поддержки ФГИС ОПВК.
- В личном кабинете пользователя ФГИС ОПВК реализована возможность направлять запросы непосредственно ФГУП «ФЭО» или круглосуточной службе технической поддержки через раздел «Мои обращения».
- Для непрерывного обучения пользователей проводятся обучающие мероприятия по работе во ФГИС ОПВК. Всего ФГУП «ФЭО» организовал более 350 вебинаров.
- На постоянной основе работает портал ФГИС ОПВК с методическими материалами, записью на ежемесячные обучающие мероприятия и чат-ботом, который ответит на типовые вопросы.
Контакты поддержки: support.fgisopvk@rosatom.ru, 8 (800) 755-75-23
Реформа законодательства по обращению с отходами
Еще один большой пласт работы — это законодательные инициативы. Когда ФГУП «ФЭО» приступил к работе в сфере обращения с ОПВК, появилась необходимость усовершенствовать и нормативно-правовую базу. За указанный период произошли значительные изменения в законодательстве, определяющее условия функционирования отрасли.
С 1 сентября 2024 года, пунктом 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введена обязанность для организаций, осуществляющих деятельность по накоплению, сбору ОПВК, принятых от физических лиц, в полном объеме и своевременно представлять информацию на цифровую платформу.
С 1 марта 2024 года, статьей 8.5.3 КоАП РФ, введена административная ответственность за нарушение порядка представления информации об ОПВК во ФГИС ОПВК. Если организация не подаст данные в ФГИС ОПВК вовремя, не разместит их полностью или укажет недостоверную информацию — ей грозит административный штраф:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
- для юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.
С 1 сентября 2026 года, в силу статьи 22.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации, у которых образуются медицинские отходы класса «Г», смогут заключать договор и передавать отходы на дальнейшее обращение ФГУП «ФЭО».
Подробнее об изменениях в обращении с медицинскими отходами читайте в статье.
С 1 сентября 2026 года юрлица и ИП, находящиеся на территориях Арктической зоны, Дальневосточного федерального округа и (или) на территории районов, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, вправе будут осуществлять накопление отдельных видов ОПВК на срок не более чем 24 месяца. Это изменение вносит Федеральный закон от 26.12.2024 № 497-ФЗ.
Благодаря совместной работе и тесному сотрудничеству ФГУП «ФЭО» с органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, формируются законодательные инициативы и совершенствуются нормативные правовые акты федерального значения и правоприменительная практика. В ходе работы с органами исполнительной власти субъектов РФ было заключено 77 соглашений о сотрудничестве, в рамках соглашений утверждено более 56 планов мероприятий по внесению информации во ФГИС ОПВК, отражаемой на публичной карте пунктов приема ОПВК от населения. Одними из ведущих регионов по заключению дорожных карт и другим аспектам являются Красноярский край, г. Москва, Ярославская область, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Волгоградская и Воронежская области.
Высокие стандарты переработки
ФГУП «ФЭО» постоянно проводит всестороннюю экспертизу действующих операторов по обработке ОПВК на соответствие фактической мощности оборудования относительно заявленных показателей в информационной системе.
Например, при выявлении отсутствия необходимого для переработки оборудования или его неудовлетворительного состояния специалисты фиксируют это как нарушение и подают информацию в Росприроднадзор. Даже при наличии лицензий, позволяющих участвовать в закупочных процедурах и заключать договоры на переработку ОПВК.
Современные подходы в управлении ОПВК
Совместная трехлетняя работа позволила внедрить современные нормы по обращению с ОПВК, повысить прозрачность отрасли и удобство сервиса. ФГИС ОПВК дает возможность представителям бизнеса, операторам, организациям и другим пользователям регистрировать передачу и перемещение ОПВК независимо от местонахождения.
ФГИС ОПВК не имеет аналогов на российском рынке, она работает в режиме реального времени 24/7, консолидирует всех участников рынка и цифровизирует все бизнес-процессы, необходимые для управления жизнедеятельностью ОПВК, в рамках «одного окна». Освоение и использование отечественного программного обеспечения при создании государственных информационных систем выступает важным условием укрепления технологического суверенитета России.
Специалисты ФГУП «ФЭО» на постоянной основе предлагают варианты улучшения всех сфер в отрасли по обращению с ОПВК, включая законодательную базу и цифровые инструменты. Особенно важно, что введенные меры помогают делать всю российскую отрасль обращения с промышленными отходами более открытой и менее бюрократизированной. Отрасль по обращению с ОПВК максимально прозрачна. Цифровизация сферы обращения с ОПВК помогла структурировать и кардинально изменить подход к процессу работы с ними.
Напишите, пожалуйста