Декларация о составе и свойствах сточных вод — документ, вокруг которого до сих пор остается много вопросов. Для одних предприятий ее подача обязательна, для других — лишь право, которым можно воспользоваться. Но всегда ли стоит это делать? И чем грозит бездействие? Разбираемся на конкретных примерах, когда Декларация помогает сэкономить, а когда — может обернуться лишними расходами.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Что нужно знать о Декларации сточных вод
Напомним основные понятия и нормативные акты, согласно которым принимается решение о необходимости подачи Декларации о составе и свойствах сточных вод, сроках ее разработки и корректировки.
Декларация о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация) — это документ, характеризующий состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия Декларации (Постановление Правительства № 644 от 29.07.2013 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление №644)).
При заполнении Декларации следует руководствоваться формой, установленной в Приложении № 1(1) к Правилам холодного водоснабжения утвержденным Постановлением №644 (далее — Правила № 644).
Первичная Декларация о составе и свойствах сточных вод (та декларация, которая подается впервые на определенный срок) представляется абонентами в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) до 1 ноября года, предшествующего началу действия Декларации.
Право или обязанность: как определить статус абонента
Ранее в статье был рассмотрен порядок разработки Декларации. Время идет, примеров из практики с каждым днем становится все больше, а значит есть повод взглянуть на эту тему под новым углом.
Как следует из Постановления №644 для одних абонентов подача Декларации является правом, а для других — обязанностью. Но все ли так однозначно, как кажется на первый взгляд?
Во-первых, прежде чем перейти к понятиям обязанности и права подачи Декларации, необходимо убедиться, что предприятие является абонентом организации ВКХ. Проверить это можно, изучив акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, который является неотъемлемой частью договора водоотведения или единого договора с организацией ВКХ. Именно в нем указывается, в чьи сети осуществляется сброс сточных вод предприятия (сети организации ВКХ или сети другого предприятия). В акте можно уточнить наличие контрольных колодцев и их расположение.
Во-вторых, чтобы определить, является разработка Декларации правом или обязанностью предприятия, необходимо определить среднесуточный объем сточных вод в сети организации ВКХ за истекший год. Если среднесуточный объем водоотведения превысит 30 м3/ сутки, то подача Декларации становится обязанностью абонента, менее 30 м3/сутки — остается правом.
Оба понятия — «право» и «обязанность» — нередко ставят предприятия в тупик. Всегда ли стоит пользоваться правом и что ждет тех, кто не исполнил обязанность? Разберемся с понятиями на примерах и оценим в цифрах.
Когда декларация является обязанностью
Прежде всего стоит разобраться, что означает обязанность подачи Декларации и чем опасно игнорирование этого требования. Обязанность по разработке природоохранной документации определена в нормативных актах РФ, а штрафные санкции за ее отсутствие закреплены в КоАП РФ. Однако важно отметить: в КоАП РФ отсутствует статья, которая предусматривает штраф для предприятия только за факт отсутствия Декларации. Это важный момент, но мало кто обращает на него внимание.
Ответственность предприятия, для которого разработка Декларации является обязанностью, наступает не за сам факт ее отсутствия, а в момент, когда по результатам отбора проб сточных вод организацией ВКХ выявлены превышения допустимых концентраций.
Эти концентрации установлены в Приложении 5 к Постановлению № 644 либо в нормативах состава сточных вод, если такие нормативы утверждены организацией ВКХ.
Например, у абонентов Санкт-Петербурга на текущий момент нормативы состава сточных вод официально не утверждены.
Возникает вопрос: всем ли стоит подавать Декларацию, если это их обязанность по объему водоотведения?
Чтобы ответить на него, следует внимательно взглянуть на результаты отборов проб организацией ВКХ за последние 2 года перед подачей Декларации. При анализе мы можем выявить 3 варианта развития событий:
- отсутствие протоколов отбора проб организацией ВКХ за 2 года. Причины могут быть разные, например, недостаточность объема стока на момент отбора;
- наличие протоколов с превышением и без превышений за 2 года;
- наличие протоколов только с превышением.
В первых двух случаях предприятие сможет подать Декларацию без превышений. Это значит, что оно выполнит свои обязательства и ему не будет выставляться штрафной коэффициент 2 в случае выявления превышений допустимых концентраций при последующем отборе проб организацией ВКХ.
В третьем случае необходимо подключать здравый смысл и математику. Бывают ситуации, когда у предприятий есть только 1 протокол отбора за 2 года с незначительным превышением, но весьма ощутимой платой, особенно с учетом повышающего коэффициента 2, в соответствии с частью 4 пункта 123.2 Постановления № 644.
Начиная с 1 января года, за который подается Декларация, предприятию начнет ежемесячно начисляться плата за сверхнормативный задекларированный сброс.
Сумму этих платежей можно рассчитать по формуле из пункта 123(4) Постановления № 644 или поделить последнюю сумму платы за негативное воздействие на работу систем водоотведения на 2.
Стоит ли подавать Декларацию в этом случае? Или лучше предпринять меры по устранению причин превышения и потратить эти средства на своевременную промывку канализации, чтобы исключить вероятность отбора организацией ВКХ сверхнормативного сброса, — решать абоненту.
Когда декларация является правом
Рассмотрим абонентов, для которых подача Декларации является их правом, а не обязанностью. Это предприятия, у которых объем сточных вод составляет менее 30 м3/сутки. Что же это значит на практике? И всегда ли стоит этим правом пренебрегать?
Согласно Постановлению № 644, для таких абонентов ежемесячно начисляется плата в размере 0,5 от суммы платы за водоотведение. Такие начисления представляют собой компенсацию потенциального воздействия сточных вод на сети организации ВКХ, которая не располагает информацией о составе и свойствах сбрасываемых сточных вод, поскольку абонент не обязан представлять Декларацию. На практике к абонентам с небольшими объемами сточных вод организация ВКХ приезжает для отбора проб крайне редко.
Поэтому принимать решение о подаче Декларации стоит взвешенно, исходя из потенциальной выгоды для предприятия в результате разработки и подачи Декларации в организацию ВКХ.
В некоторых случаях подготовка и подача Декларации при отсутствии обязанности позволит уменьшить регулярные платежи и снизить финансовую нагрузку.
Организация ВКХ, в свою очередь, не уведомляет их о том, что они могут подать Декларацию до 1 ноября. Сами предприятия редко задумываются о том, что подача Декларации может также помочь в экономии денежных средств. Когда нужно и полезно пользоваться этим правом?
И снова необходимы расчеты. При отсутствии Декларации предприятиям, чей объем менее 30 м3/сутки, ежемесячно выставляется дополнительная счет-фактура, равная половине стоимости водоотведения, с формулировкой «за негативное воздействие на работу систем водоотведения». Именно так, согласно действующему законодательству, организация ВКХ компенсирует отсутствие данных о качестве сточных вод таких предприятий, поскольку не имеет этой информации в виде Декларации и редко приезжает на отбор.
Как принять выгодное решение
После того как определено, является ли подача Декларации обязанностью или правом, наступает главный этап — принятие решения.
В каждом случае подход будет разным: иногда Декларацию лучше подать сразу, а иногда — дождаться более благоприятных показателей. Все зависит от объема стоков, результатов отбора проб и экономических расчетов. Разберем выгоды подробно на примерах.
Кейс №1: когда подавать декларацию не выгодно
Предприятие с объемом водоотведения более 30 м³/сутки имело только один протокол отбора проб, выполненный организацией ВКХ за 2 года, в котором были зафиксированы превышения допустимых концентраций.
Сумма платы за негативное воздействие на работу систем водоотведения за 3 месяца составила более 300 тыс. руб, с учетом коэффициента 2 за отсутствие Декларации.
Предприятию было рекомендовано промыть систему канализации и дождаться следующего отбора проб сточных вод организацией ВКХ с целью получения еще одного протокола, который можно учесть при разработке Декларации.
Все говорило о том, что превышений в текущий период уже быть не должно. По итогу очередного визита организацией ВКХ объема канализационного стока оказалось недостаточно для проведения отбора проб.
По расчетам, выполненным в соответствии с Постановлением № 644, ежемесячная плата по Декларации составила бы около 50 тыс. руб., так как единственный протокол с превышениями необходимо было бы включить в расчет.
Вывод очевиден — не подавать Декларацию, а на сэкономленные средства продолжать регулярно промывать систему и параллельно провести анализ деятельности предприятия с целью пересмотра процессов, которые могут приводить к превышениям по веществу, концентрации которого не укладываются в допустимые значения.
Параллельно будет разработан баланс водопотребления и водоотведения, который позволит зафиксировать коэффициенты водоотведения по выпускам. Это в свою очередь позволит предприятию снизить плату в случае, если снова будет выявлено превышение до того, как они успеют устранить все возможные причины его возникновения. А Декларацию предприятие сможет подать на следующий год, когда показатели концентрации загрязняющих веществ будут без превышений.
Кейс № 2: подача Декларации, даже если объем менее 30 м³/сутки
Организация осуществляет водоотведение в объеме 28 м³/сутки в общесплавную канализацию организации ВКХ и имеет 2 выпуска сети организации ВКХ. Плата за водоотведение в месяц составляет в среднем 40 тыс. руб., и половину этой суммы (20 тыс. руб.) дополнительно выставляют за негативное воздействие.
Рассчитать стоимость разработки и согласования Декларации можно так:
Ст(декл.) = Ст(отб.)× N(вып.)+Ст(разр. и согл.), где Ст(отб.) — стоимость отбора проб независимой лабораторией (по 9 или 30 показателям, в зависимости от типа канализации); N(вып.) — число выпусков; Ст(разр. и согл.) — стоимость разработки и согласования Декларации (в случае привлечения сторонней организации). |
Отбор и анализ проб независимой лабораторией на 2 выпуска составит около 50 тыс. руб. Разработка Декларации составит около 40 тыс. руб.
Потратив 90 тыс. руб., организация будет платить только за водоотведение и окупит разработку через 5 месяцев. Потом начнется экономия денежных средств, которые можно пустить на промывку и ремонт канализации или обучение своих сотрудников.
Стоит ли оно того? Каждый абонент принимает решение самостоятельно.
Если Декларация еще не подана — самое время принять осознанное решение о необходимости данной меры, опираясь на законодательство и потенциальную выгоду для предприятия.
Напишите, пожалуйста