29 сентября 1957 года в Челябинской области на химкомбинате «Маяк» произошла первая в СССР радиационная авария, которая была названа Кыштымской по названию ближайшего расположенного открытого города. Сама авария произошла в засекреченном тогда Челябинске-40 — сейчас это закрытый город Озёрск. К годовщине катастрофы рассказываем о том, что произошло 65 лет назад, почему эту аварию нельзя сравнивать с Чернобылем, как она отразилась на здоровье людей и экологической обстановке в регионе, и эксклюзивно в нашем журнале — о том, как относятся к безопасности людей и экологии на «Маяке» сегодня.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Под грифом «совершенно секретно»
Радиационная авария на «Маяке» больше известна как Кыштымская катастрофа. С городом Кыштым названные события никак не связаны. Однако Челябинск-40 — сейчас этот населенный пункт носит название Озерск — был закрытым объектом, он не значился ни на одной карте. Поэтому и авария получила имя ближайшего города.
О Кыштымской аварии знало лишь высшее руководство страны, некоторые сотрудники комбината и ликвидаторы. В связи с политикой СССР авария была засекречена и широкая общественность узнала о ней лишь спустя 32 года, уже после событий на Чернобыльской АЭС.
История строительства химического завода «Маяк»
Во время Второй мировой войны было принято решение создавать в СССР собственную атомную промышленность.
В США разработка ядерного оружия началась в 1939 г. и была завершена к 1945 г. — в отличие от СССР, этому не помешала война.
В Союзе было решено работать с тем же ураном-238, но не обогащать его, а получать плутоний-239, при выделении которого попутно образуются два опасных долгоживущих изотопа — стронций-90 и цезий-137. Правительство дало задание в кратчайшие сроки разработать технологию и открыть своё производство.
Евгений КалининНаучный сотрудник кафедры радиохимии Санкт-Петербургского государственного университета
На Урале появился химический комбинат № 817, который в дальнейшем получил название «Маяк». Комбинат построили в 1948 году на территории закрытого поселка Челябинск-40.
Строительство комбината именно в этом месте обусловливалось несколькими причинами: это центр страны, далёкий от границ и здесь находится большая сеть озёр, воду из которых использовали для охлаждения и технологических процессов на комбинате.
Евгений КалининНаучный сотрудник кафедры радиохимии Санкт-Петербургского государственного университета
На «Маяке» производили плутоний-239 — радиоактивное вещество, которое стало зарядом для первой советской ядерной бомбы. В то время весь фокус был направлен на гонку вооружений, и это сказывалось на строительстве засекреченного предприятия. Спешка не позволила уделить достаточно внимания оснащению завода и контролю над оборудованием: рабочим не хватало спецодежды, дозиметры были слабыми, вся техника предназначалась для работы с химическими веществами, но никак не атомными, радиация разрушала приборы.
Например, сальники в вентилях производились из обычного войлока, который разъедало от радиоактивных веществ, а для контрольных линз использовалось обычное стекло.
Ошибки при хранении отходов
За год до пуска завода по получению оружейного плутония было принято решение о строительстве комплекса «С» — закрытых емкостей для сброса ВАО (высокоактивных отходов (радиоактивных) — прим.ред.), из расчета 15000 кубических метров в год.
В 1948 году на момент начала работы «Маяка» большая часть радиационных отходов (среднего уровня активности) предприятия сливались в местную реку Теча. С 1949 по 1956 гг. в реку было сброшено 76 млн. м3 сточных вод общей активностью около 2,8 млн кюри (по оценкам 1956 г.). Когда стало очевидно пагубное влияние отходов на флору и фауну реки, было принято решение оградить плотинами цепь озёр, предварительно изолировать от притоков. А сбросы направить в бессточный водоем Карачай. Идея принадлежала Ефиму Петровичу Славскому (один из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия, министр среднего машиностроения СССР — прим. ред.). Конечно, ученые понимали, что это лишь временная мера. Так началась работа по строительству специальных сооружений для более безопасного хранения отходов.
В 1953 году на заводе запустили комплекс из 20 ёмкостей из нержавеющей стали, которые помещались в железобетонные каньоны глубоко под землей. Отходы все равно оставались активными, поэтому важным вопросом являлся контроль нагрева внутри контейнеров. Установка охлаждалась с помощью циркуляции ледяной воды, ее температуру и уровень измеряли специальные датчики.
Эти ёмкости даже назывались «банками вечного хранения». Считалось, что отходы безопасны, их можно хранить вечно и им ничего не будет.
Виталий ТолстиковДоктор исторических наук, автор книги «Тайна сороковки»
Огрехов, как и при строительстве самого комбината, было множество: банки располагались ниже уровня грунтовых вод и их постоянно затапливало, они всплывали, деформировались, в стенках образовывались течи, отходы попадали в бетонные котлованы, датчики выходили из строя. Из-за высокого уровня радиации и опасности для людей комплекс не ремонтировали на должном уровне.
Сброс отходов в озеро Карачай
Озеро Карачай использовалось для сброса среднеактивных отходов.
В общей сложности в водоем было сброшено около 150 млн кюри долгоживущих радионуклидов, в их числе цезий-137 и стронций-90 — эти изотопы образуются совместно с оружейным плутонием.
Цезий-137 и стронций-90 — радиоактивные нуклиды, образующиеся при делении ядер в ядерных реакторах и ядерном оружии.
Цезий в организме замещает калий, а стронций — кальций. При накоплении эти изотопы оказывают достаточно серьезное влияние на организм: развивается острая лучевая болезнь, поражается костная ткань, в т.ч. костный мозг.
Через месяц после прекращения поступления цезия из организма выводится примерно 80 % введенного количества, однако при этом в процессе выведения значительные количества цезия могут повторно всасываться в кровь в нижних отделах кишечника. Стронций-90 достаточно быстро откладывается в костной ткани, и его выведение очень затруднительно.
Отсутствие стока в озере не делало хранение отходов в нем безопасным. Потенциальную угрозу водоём представлял бы в случае природных катаклизмов — ураганов, смерчей, во время которых радиоактивные аэрозоли могли бы попасть в атмосферу. Именно по этой причине в течение нескольких десятилетий велись работы по засыпанию озера. Последний квадратный метр засыпали 26 ноября 2015 года.
Катастрофа 29 сентября 1957 года
29 сентября 1957 года в 16:22 в городе Челябинск-40 прогремел взрыв. Людей это не испугало: тогда шло активное строительство и взрывные работы велись часто. Спустя несколько часов темное небо озарил багровый след.
На самом деле на химическом комбинате «Маяк» взорвалась банка № 14. По официальной версии, причиной аварии стала неисправность системы охлаждения: датчики вышли из строя, температура соединений повысилась, вода начала испаряться, в результате чего раствор радиоактивных веществ и нитратов нагрелся до +330˚- +350˚, произошел взрыв.
Хотя происшествие было связано с радиоактивной сущностью материалов, эту аварию нельзя сравнивать с Чернобылем — это был не ядерный, а тепловой взрыв, типичного «ядерного гриба» не было. Он скорее теплового, технологического характера, что не сравнимо с ядерной бомбой. Тем не менее, все радиоактивные элементы попали в атмосферу.
Евгений КалининНаучный сотрудник кафедры радиохимии Санкт-Петербургского государственного университета
Взрыв был такой мощности, что бетонную крышку контейнера весом 160 тонн отбросило на 25 метров, а цементные перекрытия, отделяющие ёмкость банки от соседних котлованов, сдвинуло на метр.
20 млн кюри радиоактивных веществ было выброшено в атмосферу в результате взрыва, 18 из них осели на территории завода в течение 11 часов, еще 2 млн ветром унесло в северо-восточном направлении на территории Челябинской, Свердловской, Тюменской и местами Курганской областей. Загрязненная территория получила название ВУРС — Восточно-Уральский радиационный след, её протяженность — тысяча квадратных километров.
Последствия для людей
Сразу после аварии были отселены жители деревень, которые попали в зону интенсивного загрязнения — более 4500 человек из деревень Русская Караболка, Юго-Конево, Алабуга и другие. Всего было ликвидировано 23 деревни, в которых проживало 12,7 тыс. человек. Сам Озёрск расселён не был, так как благодаря розе ветров город и ближайшие населённые пункты — Кыштым и Касли — не получили радиоактивного заражения.
В последующие два года производилось захоронение и ликвидация фуража, имущества людей, строений и продовольствия. Именно ликвидаторы пострадали больше остальных: так как ранее не было подобных прецедентов, не было и чётких регламентов действий, как и в целом понятия «ликвидатор». В результате аварии не погиб ни один человек.
Влияние хронического облучения на здоровье людей Южного Урала и их потомков исследует эпидемиологическая лаборатория Уральского научно-практического центра радиационной медицины. Заведующая лабораторией, кандидат медицинских наук Людмила Крестинина, рассказывала RT , что риск заболеть раком в области распространения радиоактивного облака и на берегу реки Течи на 2,5% выше, чем у людей, не подвергшихся дополнительному воздействию радиации. Также она отметила, что 92% дозы было получено людьми в течение первых двух лет, и сейчас большая часть территорий восточно-уральского радиационного следа безопасна и даже открыта для хозяйственной деятельности. Тем не менее, главный онколог Челябинской области Андрей Важенин утверждает, что рак провоцирует не столько излучение, сколько курение и алкоголь, а также тяжёлая промышленность региона.
По официальным данным Южно-уральского института биофизики, в больницы после этого взрыва было направлено 5 человек. Никто из ликвидаторов не получил острой и хронической лучевой болезни.
Влияние на экологию
Через два года после аварии на её территории была сформирована санитарная зона с запретом на хозяйственную деятельность, а в 1968 году она превратилась в Восточно-Уральский заповедник. Сегодня попасть туда можно только по специальному пропуску, так как радиоактивный фон всё ещё незначительно повышен; в заповеднике учёные изучают влияние радиации на природу.
Может сложиться впечатление, что природа терпит большой урон от радиации, но это не совсем так. Во-первых, радиация изолирует людей и благодаря этому не вытаптываются растения, животные свободно размножаются, у них появляется большая кормовая база и среда обитания. Во-вторых, по словам экологов, в результате воздействия радиации возникают мутации, но эволюционно такие виды не могут выжить и рано или поздно мутировавшие виды возвращаются к своему первоначальному состоянию. Те элементы, которые попали в почву, постепенно за счёт питания растений и вымывания снижаются до фоновых значений.
Радиационное воздействие больше губительно для живых организмов, чем для окружающей среды. Ранее в СССР захоронение радиоактивных веществ осуществлялось в отработанных пластах, водных обьектах (как в случае с «Маяком»), а сейчас существуют специальные закрытые полигоны.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Мониторинг радиационного загрязнения
Вскоре после аварии в 1958 году была организована группа внешней дозиметрии, перед которой стояла задача резко увеличить объём, качество и достоверность радиационного контроля объектов окружающей среды в районе предприятия. Затем эта группа была преобразована в лабораторию, которая по сей день собирает данные по состоянию окружающей среды и выпускает квартальные и ежегодные отчёты. Со временем эти данные начали переводиться в цифровой вид, а также были пересмотрены методы контроля загрязнения почвы, растений, атмосферы по территории всего ВУРС.
Лабораторные отчёты направляются в различные надзорные органы, в том числе в Роскомгидромет (Российский комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды), который занимается не только прогнозом погоды, но и мониторингом загрязнений окружающей среды на территории РФ.
Для постоянного мониторинга радиационного загрязнения в поставарийной зоне внедрена система автоматического контроля радиационной обстановки (АСКРО). Созданы десятки пунктов контроля, датчики расставлены по всем территориям. Вся информация по радиационному фону не только на предприятии, но и по округе, передаётся на сайт Росатома, которая доступна в разделе «Ситуационный кризисный центр».
Как работают с последствиями аварии сегодня: экологические и социальные проекты
Будучи пионером отечественной атомной промышленности, сегодня ФГУП «ПО Маяк» входит в Госкорпорацию «Росатом» и является ведущим предприятием ядерного оружейного комплекса России. Мы поговорили с его представителями и узнали, как предприятие борется с последствиями аварии, вспоминает ли своё трагическое прошлое и какие проекты по охране труда и экологии реализуются на ФГУП «ПО Маяк».
Для работы с последствиями аварии для экологии на «Маяке» разработана специальная экологическая программа (СЭП). Какие проекты входят в СЭП?
- Реабилатационные мероприятия на радиационно загрязнённых участках поймы реки Теча в пределах сёл Бродокалмак, Нижнепетропавловское и Русская Теча.
- Рекультивация территории села Муслюмово и, частично, станции Муслюмово на площади 330 га — территорий, которые выведены из хозяйственного оборота.
- Решение коммунальных проблем близлежащих населённых пунктов, среди них — город Касли, посёлки Вишнегорск, Новогорный, а также строительство и ремонт дорог.
- Экологический просветительский проект, реализуемый в первую очередь для учащихся школ Челябинской области.
- Специальные мероприятия, направленные на снижение рисков попадания радиоактивных веществ в окружающую среду.
По словам представителей «Маяка», все эти и многие другие мероприятия помогают обеспечить радиационную и экологическую безопасность, снизить радиационное воздействие на население и окружающую среду до минимально возможного уровня, а также социальную напряженность в районе размещения предприятия.
Особое внимание на ПО «Маяк» сегодня приковано к молодёжи и талантливым специалистам. С 2015 года предприятие стало центром российского студенческого движения в атомной отрасли и принимает Всероссийскую студенческую стройку «Мирный атом». В 2022 году на объектах «Маяка» трудились 700 студентов из 26 регионов России, начиная от Хабаровского края и заканчивая Калининградом, в том числе 6 отрядов из Челябинской области. За отличную организацию и проведение на объектах предприятия Всероссийской студенческой стройки «Мирный атом» «Маяк» пять лет подряд завоевывал звание «Лучшая принимающая организация атомной отрасли».
Все социальные инициативы «Маяка» объединяет слоган «Закрытый город с открытым сердцем».
На радиохимическом заводе Производственного объединения «Маяк» в 2017 году был установлен памятный знак ликвидаторам последствий аварии 1957 года. Ежегодно 29 сентября здесь проводится митинг, в котором участвуют ветераны предприятия — ликвидаторы аварии. За последние десятилетия в Челябинской области проведено несколько научных конференций, посвященных последствиям аварии и мониторингу экологической ситуации на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа. Об аварии 1957 года написаны сотни научных и научно-популярных статей, сняты десятки телевизионных репортажей и фильмов федеральными и областными средствами массовой информации, а также отделом коммуникаций Производственного объединения «Маяк».
Охрана труда и экология на ФГУП «ПО Маяк»
В 2019 году в Госкорпорации «Росатом» стартовал пилотный проект «Культура безопасного поведения» (КБП). Производственное объединение «Маяк» стало пилотным предприятием, где началось его внедрение. Главная задача проекта — увеличить уровень безопасности предприятия, найти слабые места системы управления в охране труда, документации, порядка взаимодействия подразделений с отделами управления «Маяка», выполнить необходимые корректирующие действия и довести улучшения до каждого рабочего места.
О том, что находится в фокусе внимания «Маяка» в вопросах обеспечения безопасного труда, рассказал нам Алексей Кротов, руководитель службы охраны труда.
В чем состоит культура безопасности на «Маяке»? Есть понятие регламентированного и взвешенного подхода к выполнению задачи. При регламентированном подходе мы действуем строго по регламенту, по инструкции. Но жизнь богаче любого регламента, и какую-то ситуацию регламент может просто не описывать. Потому если что-то пошло не так, нужно все взвесить и понимать, что дальше делать. Второй аспект — у каждого специалиста «Маяка» должна проявляться так называемая критическая позиция. «Критическая» не от слов «критиковать всех подряд», а критично относиться к своим действиям. И третий компонент индивидуального подхода к безопасности — коммуникативность. Если возник вопрос — задай его. Если знаешь информацию, которая может помочь другим и избежать небезопасной ситуации — скажи об этом. А если руководитель приказывает сделать небезопасное действие — нужно дать ему обратную связь.
Работа с системой безопасности как на «Маяке», так и в целом в производстве — непростая, комплексная, постоянная. И кому-то может показаться скучной. Но, тем не менее, это то, что должно неотъемлемо присутствовать в крови тех специалистов, которые чувствуют свою ответственность за безопасность. Что касается проблемных моментов, то они имеют место в повседневной деятельности «Маяка», и в первую очередь все заключается в человеческом факторе. Сегодня и всегда самая главная задача — это постоянная, и подчеркиваю — ежедневная работа с персоналом. Научиться делать выводы из допущенных ошибок — это тоже показатель уровня профессионализма. Следствием выводов, корректирующих мероприятий, контроля их исполнения и станет повышение уровня безопасности на «Маяке». Не секрет, что за последние 20 лет на предприятии не было ни одного серьезного технологического нарушения. Безопасность — наш приоритет. Это не лозунг, а основа деятельности атомной отрасли и «Маяка».
Алексей КротовРуководитель службы охраны труда, начальник отдела охраны труда Производственного объединения «Маяк»
В 2021 году на территории городского парка была создана экологическая тропа. Экологическая тропа представляет собой специально разработанный маршрут, включающий элементы информационного и исторического туризма, ориентированный на изучение живой и неживой природы, геологическом строении территории, влияние деятельности и поведения человека на окружающую среду.